Использование элементов научно - исследовательской деятельности на уроках английского языка.
статья по теме

Лысенко Наталья Анатольевна

Обобщение опыта. 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта 124.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов научно – исследовательской деятельности на уроках английского языка

          Последние несколько лет я работала над темой «Проектная методика - эффективное средство организации творческой деятельности на уроках иностранного языка». Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.  

       Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Метод проектов может превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

       Чтобы эта методика работала   в основе подготовки должно лежать использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы.

         Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах  -  St.Patrick's  Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, происхождение географических названий использование пословиц…).  Так, например, с учащимися 6-7 классов при изучении временных форм глагола в английском языке мы обратили внимание, что очень трудно бывает запомнить три формы неправильных глаголов, и нами было разработано пособие по изучению этих форм при помощи рифмовок, которые придумывали сами дети при изучении нового глагола. Рифмовки были дополнены рисунками, например, (Нужно деньги pay – paid – paid, чтоб купить себе конфет (to pay-платить)). Также, заканчивая курс 6 класса, мы с учащимися составляем таблицу временных форм группы Simple Tenses делаем некую таблицу – помощницу, в этой таблице всегда можно посмотреть какие окончания имеет глагол, в каком случае нужно употреблять то или иное время, какие нужны вспомогательные глаголы и т.д.

      Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности (НИД) позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Современные знания об интеллектуальных возможностях детей дают основания предполагать, что каждый ученик обладает относительно неиспользованными способностями к обучению.

       Логическим продолжением урочной деятельности является внеклассная работа, под которой мы понимаем деятельность, тесно связанную с изучаемым предметом, но выходящую за рамки базового школьного расписания (творческие и нестандартные уроки, конкурсы, предметные олимпиады, предметные декады, урочно - внеурочная проектная деятельность). Так, например, среди учащихся разных классов был проведен страноведческийконкурс знатоков  Великобритании и Соединенных Штатов Америки под названием  «Teddy Bear», среди учащихся 10 классов мною была проведена  викторина  «Своя игра» на английском  языке, куда были включены вопросы из самых разных областей знаний: географии, литературы, музыки, искусства составлением вопросов занимались  мои ученики и также они принимали активное участие в подготовке и проведении викторины. Внеурочная деятельность позволяет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся, вызвать у них интерес к более глубокому изучению предмета, способствует формированию информационных навыков, коммуникабельности, большей самостоятельности в выборе путей и методов поиска. Думаю, стоит отметить и участие школьников в постановке спектаклей на английском языке, ведь это требует тщательной подготовки, работа с текстом, написание сценария, запоминания роли так, например, к предметной неделе учащиеся 8-х классов  инсценировали сказку «Аладдин», «Три поросенка», «Золушка».

         Следует отметить, что для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:

    а) реализация исследовательского подхода в обучении, требующего прежде всего от педагога высокого профессионализма, методической и функциональной грамотности, мотивационной и психологической готовности к ведению совместной исследовательской деятельности и руководству ею;

     б) развитие готовности учащихся к исследовательской деятельности, одним из путей которого может выступить система формирования исследовательской культуры школьников.

           Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Например, на уроках, изучая новую тему, ученики 5 – х классов каждый дополняет тему новым словом, которое он считает подходящим для этой темы. Он находит его в словаре, записывает транскрипцию, перевод и на уроке дополняет словарь. Например, при изучении темы «Мой дом» ребята захотели узнать, как называются некоторые строительные материалы обои, цемент, кирпич и т.д. Еще у нас был урок, посвященный надписям на продуктах питания, на котором  мы, изучали ингредиенты, входящие в состав продуктов, конфет, газированных напитков, консервов и т.д. Ребята приносили этикетки и обертки, где был написан состав продукта на английском и на  русском языке и мы составляли словарь для людей, которые хотят правильно питаться и не покупать вредные для здоровья продукты питания. В словаре записывалось слово на русском языке, его аналог на английском и информация о том полезен этот ингредиент или нет (тут нам, конечно, помогло знание химии и социальный опыт самих ребят).

         В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.

         На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности я стараюсь организовать уроки с элементами исследования и уроки-исследования.                                   На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

       На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах). Так в 10 классе я создаю творческую группу, которая, например, занимается изучением происхождения географических названий в той или иной стране изучаемого языка, и как только мы начинаем изучение какой- либо страны на протяжении нескольких уроков участники группы рассказывают нам  о происхождении  названий городов или рек, улиц в этой стране и т.д.

       Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования, создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.

        Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, задания могут быть общеклассные и индивидуальные. Цель общеклассных домашних заданий – это изучение самого существенного, строго обязательного материала, овладение наиболее типичными умениями и навыками учебной работы. Учащиеся с большим удовольствием выполняют разные не стандартные задания - это составление своего расписания на английском языке, составление календарей, где отмечают праздники, которые празднуют в Великобритании, оформляют  почтовые конверты и рисуют открытки к празднику с поздравлениями на английском языке. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение склонностей учащихся, на привитие интереса к учению. Например, ученица 6 класса заинтересовалась английскими пословицами и их эквивалентами на русском языке и  теперь к каждому уроку готовит пословицу, а ребята с удовольствием отгадывают ее и подбирают перевод. В старших классах мы попробуем обобщить ее работу, и может, у нас получится полезное пособие по изучению традиций и культуры британцев на основе английских пословиц. Для некоторых учащихся, которым нелегко дается мой предмет, у меня есть такое задание, они придумывают и составляют карточки для других учащихся. Это могут быть и слова по новой теме с пропущенными буквами и зашифрованные в ребусы,  разные карточки с вопросами по грамматическим  темам и со словами из нового текста, но при условии, что они сами знают ответы на вопросы. Очень увлекательной темой для изучения стали иностранные имена и фамилии, особенно фамилии известных людей писателей, артистов, политиков, бизнесменов и героев произведений, но это пока готовящаяся проектная работа для учащихся старших классов.

           Хотелось бы отметить, что одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация научно-исследовательской деятельности в школе, так как научно-исследовательская деятельность школьников позволяет решать задачи развивающего образования:

  1. повышает престиж знаний;
  2. совершенствует навыки учебной работы;
  3. развивает личность ученика;
  4. формирует системность и глубину знаний;
  5. обогащает социальный опыт

            Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Ученик не должен воспринимать такую деятельность, как что-то  сложное, изнурительное, бесполезное.

           Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем и проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знаний и достаточно высокий уровень сформированности таких умений как:

  1. уметь ставить цели, задачи;
  2. выделять предмет исследования;
  3. делать выводы, заключение;
  4. сопоставлять факты;
  5. обдуманно излагать свои мысли;
  6. получать, передавать информацию;
  7. работать с литературными источниками;
  8. выступать с докладами.

           Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической     сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

          И, подводя итог работе с элементами научно – исследовательской деятельности на своих уроках, хочу отметить, что этот метод дал мне возможность повысить интерес учащихся  к предмету, ребята принимают активное участие в подготовке и проведении предметной недели, с большим интересом участвуют во внеклассных мероприятиях, также удалось повысить знания по предмету, сделать работу более интересной, творческой, увлекательной не только для моих учеников, но и для меня самой. Этот метод  дал мне возможность открыть в моих учениках  творческие способности, повысить их самооценку, научить их собирать информацию, излагать информацию на английском языке.

Министерство образования и науки КЧР

Использование элементов

 научноисследовательской

деятельности на уроках

английского языка

Обобщение экспериментального опыта

на Методическом совете гимназии

                                                                              учителя иностранных языков

                                                                               МОКУ «Гимназия 13»

Лысенко Натальи Анатольевны.

Черкесск, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языкаГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет). «Использование элементов технологии проблемно...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.

Статья о б использовании проектной методики на уроках английского языка. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не то...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время...