Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку (8 класс) на тему
Из опыта работы учителя английского языка
ГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга
Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет).
«Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя английского языка
ГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга
Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет).
«Использование элементов технологии проблемного обучения
на уроках английского языка»
Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов и их решения.
В связи с этим, проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (Дистервег). Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности: «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решения проблемных задач.
Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема- сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении) у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос, в чём суть?
Далее мыслительный процесс происходит по схеме:
- выдвижение гипотез;
- их обоснование;
- проверка
и учащийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя.
Проблемное обучение является развивающим, ибо его цель – формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.
При проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов – познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины.
Успешность проблемного обучения определяется логикой и содержанием деятельности учащихся.
Использование проблемного метода обучения привело к выработке рабочей терминологии:
- проблемная ситуация
- проблемная задача
- проблемный вопрос
- проблемная ситуация
Проблемный метод предполагает следующие шаги:
- проблемная ситуация
- проблемная задача
- модель поисков решения
- решение
Задача педагога – ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учащихся к решению проблемы и получению новых знаний.
Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:
- степенью сложности проблемы;
- долей творческого участия учащихся в разрешении проблемы, как коллективного, так и индивидуального.
На уроках иностранного языка я активно применяю три основные формы проблемного обучения:
- Проблемное изложение учебного материала.
- Частично – поисковую деятельность учащихся.
- Самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
Проблемное изложение учебного материала ввожу на уроке либо в монологическом режиме, либо в диалогическом режиме. При проблемном изложении учебного материала в режиме монолога, самостоятельно ставлю проблемные вопросы, выстраиваю проблемные задачи, раскрываю систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы и сама показываю путь их решения. Учащиеся становятся свидетелями научного поиска и лишь мысленно включаются в процесс поиска проблемы.
Например, в начале урока ставится проблема: «Why…?», , но не даю готового ответа, рассказываю, как достичь решения проблемы.
В диалогическом режиме побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Частично – поисковую деятельность использую в ходе проведения проблемных уроков, семинаров, эвристических бесед.
Заранее продумываю систему проблемных вопросов, учитываю имеющуюся базу знаний учащихся, т.е. стараюсь подобрать вопросы, которые должны вызывать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск, но обязательно при этом я продумываю возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы.
В ходе частично – поисковой деятельности учащиеся опираются на фоновые знания, куда входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, эти ключевые слова и выражения систематизирую так, чтобы ученики могли достаточно свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.
Считаю, что необходимым компонентом фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры.
В своей работе стараюсь широко использовать приём дискуссионного общения, который является необходимым и важнейшим компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого невозможно вовлечение учащихся в проблемное обсуждение.
На уроке перед учащимися ставлю проблему, знакомлю учащихся с различными путями её решения, при этом ученики попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии и делают выводы.
Для осуществления этой задачи меняю организацию урока. Здесь эффективно использую урок- конференцию, урок-защиту мнений, проетов, урок – круглый стол.
Учащиеся работают в небольших группах, знакомятся с разными подходами к решению проблемы, между ними возникают «Информационное неравновесие» и, таким образом, стараюсь переключить внимание учащихся с языкового материала на речевое содержание.
Для организации обсуждения проблемы поведенческого типа использую способ - создание преграды на пути к цели, например: « Imagine that you cant go to the seaside and have to stay in town.What will you do?». Преграда на пути к цели служит стимулом для иноязычной речемыслительной деятельности учащихся.
Другие способы организации проблемной ситуации – столкновение противоположных по содержанию взглядов, выбор одного из нескольких вариантов решения проблемы, используется мной для организации социально-политических, нравственно – эстетических, поведенческих ситуаций – проблем. Конечно, использование того или иного способа организации проблемной ситуации в большей степени определяется содержанием материала.
В своей работе по внедрению технологии проблемного обучения, использую такой приём как «У каждой вещи две стороны», т.е. составляю таблицу, которая делится на три вертикальные части. В левой части таблицы содержаться факты, необходимые для критической оценки обсуждаемой проблемы, в правой – для защиты выдвинутых положений, с средней части речевые формулы, необходимые для решения проблемной задачи или проблемного вопроса.
Например, работа по теме «Спорт».
Фаты, необходимые для критической оценки обсуждаемой проблемы | Речевые формулы, необходимые для решения проблемной задачи или проблемного вопроса | Факты, необходимые для защиты выдвинутых положений |
Sport takes a lot of time. Sport is causes a lot of injures. Sport takes a lot of energy. Sport makes you unhappy when you lose. You have no friends? Only rivals. Sport makes you unhappy. | I (dis)agree that… My view is that… In my view… In my opinion… I feel that… I think that… | Sport build character. Sport teaches you about life. Sport makes men out of boys. Sport helps to meet people/ Sport teaches you to win and to lose. Sport makes you strong. |
Учитывая возрастные особенности школьников и уровень их обученности, предлагаю учащимся проблемные задания разного уровня сложности, позволяющие:
- классифицировать и группировать необходимую информацию;
- отбирать определённые факты;
- определять причинно-следственные связи;
- выделят главное и второстепенное;
- сравнивать, выдвигать и объяснять;
- организовать поиск возможного решения.
Для достижения естественного иноязычного общения использую в своей работе специально подобранные тексты проблемного характера. Их можно охарактеризовать как «тексты с неразвёрнутой ситуацией», в их основе лежат факты и события повседневной жизни, на первый взгляд вполне правдоподобные, но содержащие элемент необычности, недосказанности.
Разгадка таких ситуаций требует нестандартного подхода, оригинального решения. Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создаёт естественную речевую ситуацию.
Очень удачные приметы таких текстов можно найти в книгах американского математика и педагога Мартина Гарднера. Вот, например: «Вчера, когда мой дедушка вышел на прогулку, - рассказывает Лаура, - начался дождь. Вскоре дождь усилился. Дедушка был довольно далеко от дома, и у него не было ни зонта, ни плаща, ни шляпы. И всё-таки, когда через час дедушка вернулся домой, ни один волос на его голове не промок». Как это могло произойти?
Такие истории-загадки можно легко перевести на английский язык, причём можно их адаптировать к уровню подготовки своих учеников, а также включить активную лексику по теме (в данном случае – «погода» и «город»).
В конце истории задан интригующий вопрос: «как это могло произойти?». Каждый ученик может предположить свою версию, например: «Дедушка взял такси», «он зашёл в кафе (приятелю) и переждал там дождь», «Он купил зонтик (шляпу) в ближайшем магазине».
В процессе обсуждения ребята остроумные, оригинальные, и просто правдоподобные ответы. Считаю, такие «тексты с неразвёрнутой ситуацией» побуждают ребят к поиску, творческому мышлению, приносит радость открытия.
По – настоящему творческую активность у учащихся можно пробудить через поиск, т.е. приёмами проблемного обучения.
Самостоятельная исследовательская деятельность присходит тогда, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её с последующим контролем учителя.
Провожу проблемные семинары, когда небольшие рабочие коллективы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей концепции, своего метода. Такие проблемные семинары провожу в старших классах по темам «Здоровье», «Телевидение», «Проблемы окружающей среды», «Хорошие и плохие привычки человека», «молодёжь в современном обществе», где учащиеся работают с большим интересом и желанием.
Предлагаю задания высшей степени сложности:
- докажите – prove
- убедите – assure
- прокомментируйте – comment
- oбсудите – discuss
- проанализируйте – analyse.
Такие задания требуют самостоятельного выбора конкретных действий в соответствии с поставленной проблемной задачей.
Принцип проблемности содержания обучения, реализую в форме учебных деловых игр, где в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых учеником в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.
Отслеживание внедрение элементов технологии проблемного метода обучения учащихся английскому языку позволяют сделать вывод о том, что обсуждение – решение проблемы может использоваться как эффективный приём обучения практическому владению иностранным языком, а именно такая работа позволяет:
- активизировать иноязычную деятельность учащихся;
- стимулировать умственную и речевую активность учащихся;
- формировать механизмы мышления учащихся и способствовать достижению развивающих целей;
- разнообразить формы занятий, методы и приёмы деятельности учителя, проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности учащихся;
- конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы;
- актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приёмы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам;
- использовать различные типы вопросов и заданий, которые помогают овладеть методологическим мышлением и опытом творческой деятельности;
- применять знания в новых условиях познавательной дестельности;
- создавать более благоприятные условия для эффективной работы;
- отдавать предпочтение методам и приёмам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать.
У каждого ученика обостряется чувство ответственности за качество своих знаний и знаний товарищей по группе, формируются важные для дальнейшей жизни культура общения, коммуникативные способности, необходимые для делового партнёрства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование технологии проблемного обучения в преподавании иностранного языка положительно влияет на уровни сформированности мотивации учебной деятельности, успеваемости и обученности школьников, т.е. положительно влияет на все стороны образовательного процесса.
Проблемное обучение – это, прежде всего, творческий процесс открытия нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Проблемные задания разного уровня сложности, используемые
на уроках английского языка.
- классификация, группировка:
- выберите выражения, в которых даётся:
а) положительная оценка…..
б) отрицательная оценка…
- прочитайте текст и составьте таблицу (например, о странах изучаемого языка)
- прочитайте и скажите, что понравилось туристам в нашей стране, а что им не понравилось.
- отбор определённых фактов:
- прочитав, статью, текст ответьте на вопросы: Who? What? Where? When? Why? and How?
- Прочитайте предложенный текст и составьте правила игры в…, рекомендации по искусству общения, назовите наиболее популярные формы досуга в России и в США.
- определение причинно – следственных отношений:
- ответьте на вопрос: Почему? От чего зависит…?
- выделение главного и второстепенного:
- а) выпишите ключевые слова
- б) составьте краткую информацию
- в) составьте вопросы по основному содержанию прочитанного
- сравнение:
- сравните день английской школьницы и свой день
- прослушайте текст и скажите, чьи каникулы прошли интереснее
- прочитайте как проводят отпуск англичане, и сопоставьте с тем, как проводят отпуск ваши родители
- выдвижение гипотез, отгадывание и предположение:
- догадайтесь по заголовкам, о чём идёт речь в статье, тексте, диалоге
- прослушайте и догадайтесь, о какой стране, книге, городе и т.п. идёт речь
- аргументация, объяснение:
- прочитайте и выберите аргументы «за» и «против»
- составьте аргументы «за» и «против»
- выберите открытки с видами России, которые вы бы хотели отправить другу по переписке, мотивируйте свой выбор
- поиск возможного решения:
- разработайте план проведения конференции
- разработайте маршрут путешествия
- составьте рекомендации по здоровому образу жизни
- составьте анкету
- задания, требующие сочетания двух или несколько логических действий:
- сравни и объясни
- сравни и сделай вывод
- вырази предположение и объясни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/23/picture-99830-1598190535.jpg)
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-280433-1376646123.jpg)
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-745126-1453998101.jpg)
Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.» - считал Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-271645-1372696521.jpg)
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Технология проблемного обучения на уроках английского языка"
В статье описывается сущность и основные аспекты проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763888-1456928795.jpg)
«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...
Пример использования технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Изучение иностранного языка предполагает работу с информацией на языке, которая, в свою очередь, требует формирование определенных интеллектуальных умений: умение анализировать информацию, отбирать не...
Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс
Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...