Главные вкладки

    Технология проблемного обучения на уроках английского языка
    статья по теме

     

        Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестному учащемуся знания. Самостоятельность учащихся, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой – интериоризацию новых знаний, умений, навыков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель английского языка

    МОУ гимназии №15

    Кошовец Ольга Юрьевна

    Технология проблемного обучения на уроках английского языка

        Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.

       Одними из принципов педагогического процесса являются “создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания”.

        Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

        Приведем педагогическую трактовку понятия. “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес”, “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей”.

         Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению”.

        Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков” .

    В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:

    1. Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения
    2.  Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные "косвенные подсказки" и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии;

         3. Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, НИРС) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня - творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных "знаний-трансформаций".

    Функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных.

        В основе проблемного обучения лежит разработанный в психологии деятельностный подход. “Учение – это система познавательных действий учащихся. Учащийся выполняет внешнюю предметную и внутреннюю психическую деятельность. Вся его деятельность и условия, на нее влияющие, учитываются и упорядочиваются таким образом, чтобы у него эффективно образовывались желаемые качества”. Принципы организации эффективного учебного процесса обеспечивает, в частности, проблемное обучение, которое в психологии трактуется как “организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречия научного знания м способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания… В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося…

       Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестному учащемуся знания”. Самостоятельность учащихся, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой – интериоризацию новых знаний, умений, навыков.

    Правила создания проблемных ситуаций.

     

          1.Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

          2.Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

          3.Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.

          4.Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.

          5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

          6.Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

    В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

    Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

    Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

    Технология проблемного обучения на уроках английского языка

    В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...

    Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

    Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...

    Технология проблемного обучения на уроках английского языка

    в данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы которые он применяет в своей работе, на примере урока в 5 классе...