Технология проблемного обучения на уроках английского языка
методическая разработка по теме

Жарких Елена Владимировна

в данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы которые он применяет в своей работе, на примере урока в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

 

                                         Классификация методов обучения                       (Таблица 1)

Методы

Проблемно-диалогические

Традицион-

ные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

   Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

  • Побуждающий
  • Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

 Модель проблемно-диалогического урока

Модель не жесткая: возможны варианты при сохранении основных этапов.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся:

1) овладение функциональной грамотностью;

2) развитие умений различных видов устной и письменной речи;

3) приобретение и систематизация знаний о языке;

4) овладение орфографией и пунктуацией;

5) развитие чувства языка.

Какие понятия или правила вводятся.

Какие из них должны обязательно усвоить все учащиеся.

Какие базовые умения развиваются (учебно-языковые, правописные, речевые).

Этапы урока

Учитель

Ученик

Речевая разминка  (комплексное повторение, развитие умений с элементами актуализации изученного)

Предлагает учащимся выполнить упражнения содержание которого  соотносится с изученной или новой темой.

выполняют задания.

Постановка учебной проблемы.

Варианты:

1. Создание проблемной ситуации.

   1.1. Предлагает практическое     задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные  варианты уже выполненного задания.

   1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории.

2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Какой  же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать?

Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план.

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Варианты:

1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением). Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение.

2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения.

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений- применение нового знания.

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения).

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог урока.

-Какая была проблема (вопрос, тема)? План?

-Выполнили ли план?

-Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

-Как оцениваете свою работу? И т.д.

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

Обсуждение.

Домашнее задание.

     Тип урока:  формирования первоначальных предметных умений в 5 классе.

Цель: формирование навыка продуктивного чтения/слушания

Обязательный минимум содержания: научиться находить в тексте /аудиотексте запрашиваемую (необходимую) информацию.

УУД: Познавательные, Регулятивные

Этапы урока

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование проблемы).

1) обращает внимание на иллюстрации к уроку, заголовок к тексту.

2) задаёт вопросы, выясняет, что учащиеся уже знают по этой теме

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

1) прогнозируют содержание текста по картинкам, заголовку.

2) отвечают, опираясь на свой опыт, умения/знания.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Какой  же возникает вопрос?

Что предстоит выяснить?

1) просит учащихся прочитать быстро «просмотреть» текст /  прослушать с целью подтверждения или опровержения своего предположения.

2) формулирует следующую проблему: найти в тексте необходимую информацию.

Формулируют учебную проблему:

1) учащиеся быстро читают «просматривают»/ прослушивают текст.

Поиск решения (открытие нового знания)

Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: как это сделать

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило поискового чтения / слушания, сверяют с учебником.

Развитие умений - применение нового знания

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения)

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя/слушают, объясняют и выполняют).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог этапа урока

-Какая была проблема?

-Как мы её решили?

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

     Тип урока:  первичное представление нового материала в 5 классе

     Тема: Моя школа

Цель: формирования орфографических и лексических навыков   

Обязательный минимум содержания: окончание – s (-es)  существительных во мн.ч.: правила правописания и произношения.

         УУД: познавательные, регулятивные

Этапы урока

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование проблемы).

на доске/ в учебнике выписана группа слов с окончанием  

– s (-es).

Задаёт вопросы:

1) что объединяет все эти слова?

2) как вы думаете, если окончание одинаковое во всех словах, то произноситься оно тоже будет одинаково?

Учитель включает аудиозапись

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы

Какой  же возникает вопрос?

Что предстоит выяснить?

Формулируют учебную проблему: почему окончание произносится по-разному, хотя пишется одинаково ?

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений - применение нового знания

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения): выписать слова в три столбика в соответствии с правилом произношения.

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог этапа урока

-Какая была проблема?

-Какой ответ мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

 

 Использованная литература:

  1. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997.
  2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  4. Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1990.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999.
  7. Сафонова В.В Проблемные задания на уроках английского языка.- Еврошкола, 2001.
  8. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.
  9. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

  Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...