Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.
статья по английскому языку на тему

Галимова Фарида Явдатовна

Статья о б использовании проектной методики на уроках английского языка. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.

              Интеграция российской экономики в мировую способствует формированию повышенного спроса на специалистов со знанием иностранных языков. В наше время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире.  Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является позитивным шагом на пути к обеспечению более равного доступа к качественному образованию, а также расширяет возможности в совершенствовании языковой компетенции и умений межкультурной коммуникации.

               Применение новых информационных технологий в средней школе - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

         Как же использовать новые технологии в процессе обучения иностранным языкам? Учитель, чтобы стимулировать учеников на общение и обсуждение, должен возбуждать мысль. А значит, должен учить их работать с информацией, т. е. анализировать, обобщать, делать выводы, видеть проблемы и решать их, критически мыслить, самостоятельно думать. Ведь сегодня, когда всё идёт к созданию единого информационно-образовательного пространства, мы не можем научить иностранному языку, лишь читая и переводя тексты.

В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. В данном виде сотрудничества информационно-коммуникационных технологий и урока часто используется проектная форма учебной деятельности. Проект  предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи.

              Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

               Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

              Начальный этап работы над проектом, введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

              Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторения» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

              Одной из главных особенностей проектной деятельности, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

              В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

 

1. Организационный этап

              В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта,  в конечном счете, может определить  успешность и результативность проектной работы в целом. 

             Так, например в 7-м классе предлагается тема  – ”Can People Do Without You?”,  которая даёт учащимся очень интересный и содержательный материал о благотворительности, благотворительных организациях, волонтёрстве и о том какую благотворительную работу проводят их сверстники в других странах. Поэтому ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о том кому и как они хотели бы помочь, в ряды какой международной организации вступить, какую создать самим. Так ненавязчиво идет обсуждение темы, накапливается лексический материал, создаются творческие работы и в итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который называется ‘’We Are Volonteers’’. Школьники при участии учителя обсуждают содержание  и характер проекта, его цели. Конечной целью проекта является создание журнала о благотворительных организациях, существующих и созданных детьми. Таким образом, содержание проектной работы  является логическим продолжением содержания тематики учебника.

 

              На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо:

1. разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются)

2. продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся

3. обсудить способы сбора и вид информации

4. выбрать оптимальную форму презентации результатов

5. составить и обсудить примерный план работы.

 

2. Выполнение проекта

              Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

 

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу  над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить

 

              Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

              Однако основной характеристикой  этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Ребята ищут дополнительную информацию в Интернете, анализируют и отбирают необходимую.

              Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по  каждому  конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

              Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению  и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

 

3. Презентация.

            На  этапе презентации работы в рамках проектной деятельности учащиеся готовят проекты к презентации и осуществляют презентацию. Этап контролирует владение лексическими, грамматическими умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках; развивает творческие способности.  

4. Защита проекта

              Во время защиты проектов класс обычно внимательно слушает либо первые, либо наиболее удачные проекты. Чтобы поддержать внимание класса, учащимся даётся задание самим оценить работы. Это повышает внимание слушателей, стимулирует интерес к докладам.  

              Заключительный и очень важный этап работы – оценка проекта. Учащиеся обсуждают и оценивают проекты и презентацию каждого участника согласно заранее выработанным критериям.  При этом учитель совместно с учащимися участвует в оценке проектов, организует самооценку работ.

               

              Роль учителя в проектной методике – это роль координатора, участника и помощника. Чтобы учащиеся чувствовали себя независимыми, самостоятельными, учитель может притвориться «пассивным».  «Пассивность» не означает бездеятельность. Учитель должен умело и гибко следить за процессом работы  детей и вести их  к успешному завершению проекта.

              В своей работе я часто обращаюсь к методу проектов, так как в обучении английскому языку его можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Кроме того, УМК Кузовлева В.П., по которому уже много лет работает наша школа, предполагает проектную деятельность в качестве обобщения материала каждого раздела. Опыт работы по данной методике показал, что она имеет большие преимущества перед традиционными. Она позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации; а также вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

       Проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком.

              Возможности метода проектов в старших классах можно расширять с помощью ресурсов  Интернета и мультимедийных средств. Это позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Результатом  проектной работы могут стать мультимедийные документы в программе  Microsoft Word, Publisher, презентации в программе Power Point. Их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика.

              Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

                                             

               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Представленная статья представляет собой обобщение материала по подготовке проектных работ учащихся, проводимой в 10 классе по теме "Профессии" Она содержит основные этапы реализации проектного метода...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Статья о преимуществах использования проектной деятельности на уроках иностранного языка, особенно при изучении страноведческого материала....

Методическая разработка - Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Проектирование - это метод учебного поиска, который базируется преобразовании информации, побуждает к самостоятельному решению проблемы, развивает творческие способности детей. Проектная технология по...

Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа....

Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»

Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...