Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Кудряшова Татьяна Михайловна

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образом, раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одну из главных проблем. Опыт показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy-10-_kudryashova_t.m.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Т.М.Кудряшова(Kydrjhova @mail.ru),

  учитель русского языка и литературы           МБОУ «СОШ№31»,г.Нижнекамск   

В условиях реализации ФГОС к учащимся предъявляются высокие требования. Надо быть эрудированным. Необходимым элементом всестороннего развития учащегося является исследовательская деятельность. Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения. Роль учителя на уроке состоит в стремлении приобщить детей к самостоятельному творчеству. Развитие творческих способностей личности в школе предполагает деятельность в самых разных направлениях. Одним из способов развития творческих способностей является проектный метод. Формы реализации проекта разнообразны: это может быть  печатная работа, доклад на конференцию, альманах и т.д.

 В современной методической литературе выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

Особо хотелось бы остановиться на исследовательском проекте.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставительных данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании навыков. Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. 

При организации обучения с применением исследовательского метода при изучении материала применяю лекции. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум, урок-исследование, урок-поиск .

Исследовательская работа помогает раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, является формой стимулирования учащихся.

В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход к обучению. На уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных  задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов. Я считаю, что урок-исследование способствует развитию одарённой личности. Он определяет развитие способности планировать и анализировать свою деятельность, работу с разнообразными источниками информации, её анализ и использование в самостоятельной деятельности. Такие занятия для учащихся- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве- первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний  и увидеть их применение на практике.

В проектной деятельности используются как учебные, так и внеучебное время. Только при чёткой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные смогут выполнить работу до конца.

Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного-двух проектов в течение учебного года. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока. Проектная деятельность может быть краткосрочной и долгосрочной, индивидуальной и групповой.

Три этапа исследовательской работы:

-организационно-подготовительный;

-поисково-исследовательский;

-итоговый.

В качестве критериев учебно-исследовательской деятельности используются:

-актуальность темы исследования;

-умение использовать известные результаты и факты;

-владение автором научным аппаратом;

-собственные выводы автора и их обоснованность;

-практическая значимость исследования;

-чёткость выводов;

-грамотность выполнения исследования;

-ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.

В течение последних лет я разрабатываю методическую тему: «Управление исследовательской деятельностью учащихся».В данном направлении мной достигнут ы достаточно высокие результаты-многие работы моих учеников на научно-практических конференциях были признаны в числе лучших, появились в моей творческой разработке лаборатории интересные наработки по исследовательской деятельности как на уроке, так и во внеурочной работе.

Предлагаю вашему вниманию следующие темы исследовательских работ моих учеников: «Диалекты моего села», «Этимология русских и татарских фамилий», «Линии соприкосновения в жизни и творчестве Сергея Есенина и Хади Такташа», «Образ Емельяна Пугачёва в произведениях писателей города Елабуги».

Обобщение этого опыта проводилось в выступлениях на семинарах, конференциях, поэтому считаю возможным представить свои выводы и наблюдения по данной работе. Я являюсь автором программы «Научное общество учащихся», с которой вы можете ознакомиться на персональном сайте социальной сети работников образования nsportal.ru. Она построена поэтапно и содержит богатое приложение.

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы даёт возможность учащимся приобретать знания и опыт, побуждающие их участвовать в научных конференциях .Результаты: мои ученики- постоянные участники ,победители и призёры городских и республиканских научно-практических конференций. Мы принимаем участие в следующих конференциях: «Жить, помня о корнях своих», «Я - исследователь»  и др.

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образом, раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одну из главных про Опыт показывает , что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

В данной  презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...

Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения

В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель  может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Современный урок русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Цель статьи - проанализировать  какие именно трудности реализации требований ФГОС испытывают учителя-словесники и обозначить пути преодоления этих трудностей....