Воспитательная функция урока иностранного языка. Методы и приёмы.
учебно-методический материал по английскому языку

Матвийчук Людмила Александровна

В статье представлены методы и приёмы, направленные на реализацию воспитательной функции урока английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная функция урока иностранного языка. Методы и приемы.

Учитель английского языка

Матвийчук Л.А.

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.

Альберт Эйнштейн

Новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности, поскольку современному обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, которая способна и желает участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Отсюда следует, что  неотъемлемой чертой любого урока иностранного языка является воспитательный потенциал, цель которого заключена в:

  • в формировании у учащихся уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
  • в воспитании культуры общения;
  • в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
  • в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Овладевая иностранным языком, учащиеся лучше понимают свой родной язык. Именно занятия языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивает познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. В результате происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, дети выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Всё это, несомненно, носит  не только развивающий, но и воспитательный характер.

В процессе обучения иностранному языку ученик находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим учителем и одноклассниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которыми пользуются товарищи, учитель, их взгляды, отношение к труду, к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы - все это воспринимается учащимися как общественные нормы, усваивается ими и будет включено в структуру их поведения. Мы используем следующие методы:

  • Метод проектов
  • Метод сотрудничества
  • Интерактивный метод
  • Коммуникативный метод
  • Игровой метод обучения
  • ИКТ
  • Групповые методы обучения 
  • Словесные, наглядные, практические методы
  • Репродуктивный метод

8 класс

Unit1 My country at a glance.

Lesson 6 Are you proud of your country?

Знакомство с мнениями подростков об их странах: слушание с целью понимания нужной информации. Чтение и ответы на вопросы, выражение согласия или не согласия с мнениями детей, составление собственного высказывания (чем и кем гордишься, что бы вы хотел изменить). При обучении чтению используются различные технологии извлечения информации из текста (изучающему, просмотровому, поисковому, ознакомительному чтению).

Lessons 8-9 What is your hometown like?

Чтение сочинения Мой родной город, структура сочинения. Составление рассказа о столице, написание сочинения «Мой родной город – Шадринск».

Unit 2 Is your country a land of traditions?

Lesson 7 Would you like to write a postcard?

Знакомство с оформлением открыток на АЯ, изготовление открыток ко Дню матери и Рождественские открытки.

Lesson 8 Giving and receiving gifts.

Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.

1 ученик – именинник, остальные гости.

9 класс

Unit 1 Reading… Why not?

Lesson 1 What are teens’ reading tastes?

Сравнивая свое собственное отношение к чтению и книгам с отношением к ним британских сверстников, дети учатся лучше понимать друг друга. Они должны прийти к выводу о том, что другой не значит плохой. Каждый урок цикла воспитывает уважение, понимание и толерантность к другой культуре.

Lesson 2 What writers is your country famous for?

Знакомство с биографиями писателей Ч. Диккенс. А.Кристи, рассказ об А.С. Пушкине. Прием «Толстый и тонкий вопрос».  Составить «толстые» вопросы, которые требуют раздумья, и «тонкие» вопросы, которые требуют однозначного ответа «да» - «нет» или просто перечисления фактов. У нас это общие и специальные вопросы.

Lesson 3 Who are your favourite authors?

Знакомство с любимыми авторами британских школьников, Мой любимый писатель

Pair work

Так же очень важна на уроках иностранного языка работа в парах между учениками. В процессе парной работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, ученики привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

Lesson 8 Can you write a book review?

Чтение рецензии, знакомство со структурой, составление рецензии  классе и написание рецензии на сою любимую книгу. Такое задание имеет яркое выражение воспитательное значение, так как ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою.

Lesson 9 Project lesson

Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

Просмотр видео      «10 мест, которые нужно посетить в России» - видео-экскурсия. В процессе просмотра происходит знакомство с прошлым и настоящим городов нашей страны, особенностями природы, экономическими, политическими и культурными условиями,  что способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

Минутки отдыха – слушание классической музыки под видео ряд.

Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, так как он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

мультимедийная презентация к теме по самообразованию...

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

Данная работа посвящена изучению проблем воспитания в школе. А так же рассмотренны некоторые методы достижения задач воспитания на уроке иностранного языка....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Статья  (выступление на заседании РМО). Теоретический материал о воспитательном потенциале урока иностранного языка.  На какие виды воспитания следует учителю обратить внимание в своей...

Доклад на педсовете "Воспитательные функции урока иностранного языка"

Доклад о роли иностранного языка в воспитании учащихся....