Доклад для ШМО «Работа с текстом на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности учащихся".
учебно-методический материал по английскому языку

Функциональная граммотность на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nefedovoy_s_na_shmo_na_temu_rabota_s_tekstom.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Нефедовой С.В.

на тему

«Работа с текстом на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности учащихся»

Функциональная грамотность приобрела актуальность в наши дни из-за новых приоритетов в области школьного образования, соответствующих мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Мир меняется и чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Президент Российской Федерации В.В. Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…».

Функциональная грамотность -это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Направления формирования функциональной грамотности выделяются следующие:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Индикаторы функциональной грамотности:

  • Коммуникативная грамотность-

это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств;

  • информационная грамотность -это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации;
  • общеполитическая грамотность -это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности;
  • Компьютерная грамотность-это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества;
  • общая грамотность -это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке;
  • бытовая грамотность-это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике;
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях- это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
  • грамотность при овладении иностранными языками-это

владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя.

Английский язык-язык международный. Создание ситуаций, которые спровоцируют ученика на спонтанную речь – основная цель учителя. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и не сплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  • текст должен быть интересен;
  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
  • объем текста не должен превышать норму;
  • шрифт должен помогать легко читать текст;
  • текст должен развивать кругозор;
  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
  • иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
  • текст должен быть структурирован;
  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Задания по работе с текстом могут быть следующие

1.Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.

3. Составить предложения по порядку.

4.Найти соответствия.

5.Выполнить задание на множественный выбор.

6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.

8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.

9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

11. Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.

12. Прочитать отрывок и пересказать его.

13. Восполнить недостающую информацию.

Прием «Инсерт».

Этот прием позволяет сделать процесс накопления информации зримым, проследить путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.  Во время чтения текста просим учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Прием «Зигзаг»

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

  • 1 этап. Ознакомительное чтение.
  • 2 этап. Осмысление текста. Обсуждение, работа со лексикой, поиск ответов на вопросы к тексту.
  • 3 этап. Учитель задает вопросы по тексту каждой группе.
  • 4 этап. Переформирование групп. Поскольку каждая группа владеет только частью информации, необходимо ею обменяться.
  • 5 этап. Заключительный. Учитель задает обобщающие вопросы по всему тексту. Или учащиеся составляют краткий план текста.

Ценность данного приема заключается в использовании всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение. За короткий срок перерабатывается большой объем информации. При работе задействован каждый учащийся. Трудность приема может проявиться в том, что при обсуждениях дети часто будут переходить на русский язык. Задача учителя контролировать этот процесс и призывать не бояться делать ошибок «Mistakes are OK».

Прием на устранение непонимания смысла высказывания

  1. Выделение главной мысли в тексте, ключевых фраз и ключевых слов.
  2. Дополни содержание текста своей информацией (одно/два-три слова).


Прием на устранение  ограниченности словарного запаса

  1. составление вопросов к текстам с помощью опор: соотнесение части А и В
  2. Найдите ошибки в следующих вопросах.


Прием на устранение  неправильной интерпретации содержания текста; нарушение последовательности пунктов плана, нелогичность высказывания

  1. Заполните таблицу ключевыми словами, которые понадобятся для описания ч-л..
  2. Составь кластер характеристик чего - либо.
  3. Расставьте фразы из монолога описания картинки в нужном порядке.
  4. Отметьте те клише, которые нужны для описания фотографии.
  5. То, о чем не сообщается в тексте, отметь «галочкой» / На какие вопросы ты сможешь ответить?
  6. Отредактируйте текст (найдите языковые ошибки).


Прием на устранение  неумения высказывать свое мнение по тексту в целом

  1. Выпиши 3-4 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания.
  2. Запиши информацию, которая показалась бы тебе... необычной / интересной / полезной.


Прием на устранение  неумения выделять общие и отличительные характеристики

  1. Подготовьте список необходимых слов/ словосочетаний для описания чего - либо.
  2. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют чего - либо.
  3. Расставьте нижеследующие фразы так, чтобы получилось логичное завершенное монологическое тематическое высказывание.
  4. Заполните таблицу, опираясь на содержание текста.

Работа с текстом для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции.

Литература и источники:

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"

     Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Отчёт по теме самообразования   учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО  ...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Мероприятие, посвященное Неделе функциональной грамотности на тему «Приемы и методы работы с текстом на уроках английского языка»

Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности, как важнейшего фактора успешности учебного занятия. Владеть разными видами ...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...