Lexical Approach на уроках в средней школе
статья по английскому языку

Москвина Екатерина Васильевна

Лексический подход — это довольно новое веяние в преподавании иностранных языков. Суть его заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т.е. словосочетаний), а не отдельных слов. Предполагается, что студенты смогут распознавать в чужой речи и воспроизводить готовые словосочетания, подходящие по контексту.

Основная задача преподавателя в рамках лексического подхода — правильный отбор грамматических и лексических структур из текстов.

Как это работает?

 

1. Lexical chunks - лексические единицы

Chunk – это группа слов, которые при объединении превращаются в одно значение. К чанкам относятся и идиомы, и фразовые глаголы, служащие для развития способности «узнавать шаблон» в книгах, песнях, фильмах. Это способствует развитию способности видоизменять и «модифицировать» уже известные шаблоны, дополняя их новыми кусочками.

make a call

What's up?

It takesm (some) time.

2.  Language patterns - грамматические закономерности

По сути, это метод подчеркивания той или иной грамматической природы «lexical chunk», здесь систематизируются уже известные шаблоны (конструкции) в то, что учителя привычно называют «грамматикой».  Всё это происходит менее навязчиво, без зубрежки, объяснения правил. Учащиеся уже знакомы с большинством конструкций и случаями их использования. Такая технология приводит к осознанию грамматики, а не к механическому заучиванию.

Have you ever been to ...?

I have to go ...

Would you rather ....?

Изучение иностранного языка через лексику расширяет представление ученика о слове, словосочетании, фразе на неродном языке. В рамках лексического подхода сформировались свои способы преподнесения нового материала.

Во-первых, изучение новой лексики в рамках учебной программы должно быть систематизировано. Чаще всего новые слова записываются учащимися и переводятся, превращая изучение новых слов в простое переписывание их в словарик школьника. Новая лексика должна преподноситься в рамках определенного семантического поля, области, в которой это слово употребляется. Это касается даже простых слов. Например, вводя новое существительное на уроке, необходимо помимо этого упомянуть о прилагательных, используемых с этим существительным и глаголах, чтобы у ученика сформировалось представление о том, как и в каком контексте можно использовать это слово.

Во-вторых, это организация новой лексики по принципу коллокаций. Коллокации концентрируются на лингвистической составляющей, тем самым они представляют собой очень удачную организацию лексического материала. Школьник учит не одно слово и перевод к нему, а коллокацию, то есть, то, как можно его употребить. При составлении предложений учеником также уменьшается вероятность ошибки в употреблении. Кроме того, с помощью коллокаций учащийся начинает воспринимать предложение синтагматически или горизонтально. Иными словами, появляется понимание того, что, изменяя одну коллокацию на другую, но, не изменяя структуры предложения, можно выразить необходимую мысль на иностранном языке. 

С другой стороны может возникнуть логичный вопрос, как же изучается грамматический аспект языка в рамках лексического подхода в преподавании? Лексический подход подразумевает под собой изучение грамматики языка через его лексику, а не по отдельности, как это многими практикуется сейчас. Большинство учебников предлагают изучение грамматического материала без опоры на лексику, что приводит к заучиванию грамматики  и лексики по отдельности.  Как заметил Уилкинс: «Без грамматики можно сказать очень мало, но без лексики не скажешь ничего вообще».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskiy_podhod.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Лексический подход — это довольно новое веяние в преподавании иностранных языков. Суть его заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т.е. словосочетаний), а не отдельных слов. Предполагается, что студенты смогут распознавать в чужой речи и воспроизводить готовые словосочетания, подходящие по контексту.

Основная задача преподавателя в рамках лексического подхода — правильный отбор грамматических и лексических структур из текстов.

Как это работает?

1. Lexical chunks - лексические единицы

Chunk – это группа слов, которые при объединении превращаются в одно значение. К чанкам относятся и идиомы, и фразовые глаголы, служащие для развития способности «узнавать шаблон» в книгах, песнях, фильмах. Это способствует развитию способности видоизменять и «модифицировать» уже известные шаблоны, дополняя их новыми кусочками.

make a call

What's up?

It takesm (some) time.

2.  Language patterns - грамматические закономерности

По сути, это метод подчеркивания той или иной грамматической природы «lexical chunk», здесь систематизируются уже известные шаблоны (конструкции) в то, что учителя привычно называют «грамматикой».  Всё это происходит менее навязчиво, без зубрежки, объяснения правил. Учащиеся уже знакомы с большинством конструкций и случаями их использования. Такая технология приводит к осознанию грамматики, а не к механическому заучиванию.

Have you ever been to ...?

I have to go ...

Would you rather ....?

Изучение иностранного языка через лексику расширяет представление ученика о слове, словосочетании, фразе на неродном языке. В рамках лексического подхода сформировались свои способы преподнесения нового материала.

Во-первых, изучение новой лексики в рамках учебной программы должно быть систематизировано. Чаще всего новые слова записываются учащимися и переводятся, превращая изучение новых слов в простое переписывание их в словарик школьника. Новая лексика должна преподноситься в рамках определенного семантического поля, области, в которой это слово употребляется. Это касается даже простых слов. Например, вводя новое существительное на уроке, необходимо помимо этого упомянуть о прилагательных, используемых с этим существительным и глаголах, чтобы у ученика сформировалось представление о том, как и в каком контексте можно использовать это слово.

Во-вторых, это организация новой лексики по принципу коллокаций. Коллокации концентрируются на лингвистической составляющей, тем самым они представляют собой очень удачную организацию лексического материала. Школьник учит не одно слово и перевод к нему, а коллокацию, то есть, то, как можно его употребить. При составлении предложений учеником также уменьшается вероятность ошибки в употреблении. Кроме того, с помощью коллокаций учащийся начинает воспринимать предложение синтагматически или горизонтально. Иными словами, появляется понимание того, что, изменяя одну коллокацию на другую, но, не изменяя структуры предложения, можно выразить необходимую мысль на иностранном языке. 

С другой стороны может возникнуть логичный вопрос, как же изучается грамматический аспект языка в рамках лексического подхода в преподавании? Лексический подход подразумевает под собой изучение грамматики языка через его лексику, а не по отдельности, как это многими практикуется сейчас. Большинство учебников предлагают изучение грамматического материала без опоры на лексику, что приводит к заучиванию грамматики  и лексики по отдельности.  Как заметил Уилкинс: «Без грамматики можно сказать очень мало, но без лексики не скажешь ничего вообще».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)

Классный  час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает  историю развития школы поселка с первого года е...

Вебинар "Нетрадиционные уроки в средней школе"

Сертификат участника вебинара...

Мастер-класс "Использование интерактивной онлайн-платформы Учи.ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в средней школе"

В данном мастер-классе даны какие технологии использую при работе на портале, показан опыт работы с учащимися на портале и презентация к материалу...

Конспекты уроков в средней школе

Эти конспекты  были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...

Рефлексия на уроках в средней школе.

Рефлексия на уроках в средней школе....

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...