Виды речевой деятельности (чтение и говорение) и их значение при формировании коммуникативной компетенции
статья по английскому языку (8 класс)

Шамшина Эмилия Аркадьевна

Главная цель обучения предмету "английский язык" - это формирование коммуникативной компетенции, последовательное и систематическое развитие речевой деятельности, а именно: говорение, письма, чтения и аудирования. В данной статье, подробно, рассматриваются такие виды речевой деятельности как: чтение и говорение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_konspekt_govorenie.docx94.82 КБ

Предварительный просмотр:

Виды речевой деятельности: чтение и говорение.

ЧТЕНИЕ:

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

 Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке – значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

 Выделяются три вида чтения: просмотрово- поисковое, ознакомительное, изучающее.

  1. Просмотрово-поисковое чтение.  (skimming and (search reading).

Чтение с выборочным извлечением информации. Информация может быть двух видов: А) конкретная информация, которую необходимо обнаружить в тексте (цифры, даты, названия, имена) Выявление этой информации и составляет поисковое чтение. Б) информация о полезности текста, оценка того представляет ли он интерес и может ли использоваться в дальнейшем. Для получения этой информации иногда достаточно прочесть заголовка или подзаголовка. Просмотровое чтение предваряет работу над текстом и его детальное изучающее чтение, для него характерны выборочность и понимание таких элементов структуры содержания текста как: тема, характер, основная мысль. Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовых сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

Можно предложить следующие задания на понимание текста (поисковое чтение):

  • прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;
  • найдите известные вам географические названия;
  • выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);
  • расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;
  • определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;
  • найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;
  • выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события

Целью обучения поисковому чтению является извлечение необходимой, искомой информации из текста. Скорость — более 300 слов в минуту.

  1. Ознакомительное чтение. (normal fast reading/average reading/survey reading)

Чтение с пониманием основной информации. Чтение про себя без специальной установки на обязательное последующее извлечение материала. Таким образом читающий должен изъять из текста основную информацию и оценить ее с позиции своих знаний. Полнота понимания должна быть 70-75%.

Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического материала, но и оценка полученной информации. В процессе обучения формируются следующие умения: А) связанные с оперированием языковым материалом (определить значения слов с опорой на языковую догадку, игнорировать незнакомые слова не являющиеся определяющими для понимания содержания текста). Б) связанные с пониманием содержания текста (определить тему текста исходя из сильных позиций текста: заголовок, начальные и конечные абзацы, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в композиции текста, давать оценку. Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).

  1. Изучающее чтение. (study reading) 

Точное и полное понимание всех основных и второстепенных фактов, критическое их осмысление и сопоставление с уже имеющимися сведениями.  Это медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту. Этот тип чтения очень полезен и эффективен при изучении английского языка. Как правило, применяется при изучении небольших текстов в учебных целях. Этот процесс предполагает детальный разбор фраз и их построения, то есть грамматики, возможно, последующее заучивание слов и конструкций.

Три этапа работы с текстом:

  1. Предтекстовый этап- На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.
  2. Текстовый этап- В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
  3. Послетекстовый этап- Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности. Цели:  использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Этап

Упражнения и задания

Предтекстовый

1.Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

2.Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

- К какому жанру можно отнести текст?

- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Работа с новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.

 

Текстовый

1.Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

- ответы на предложенные вопросы;

- подтверждение правильности /логичности утверждений;

- подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

- предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

- описание внешности /места /события /отношение.

2.Догадайся:

- о значении слова по контексту;

- какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

- как будут развиваться события во 2 главе /части текста.

 

Послетекстовый

1.Опровергни утверждения или согласись с ними (примеры)

2.Докажи, что…

3.Охарактеризуй…

4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.

6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.

7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.

8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.

9.Придумай новый конец текста.

ГОВОРЕНИЕ:

Говорение представляет собой такой вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устная форма общения, направленная на установление контакта и взаимопонимания с другими людьми, воздействие на их знания и умения, на выполнение функций: доказательства, убеждения, на выражение эмоционального отношения к передаваемому сообщению.

Формы говорения могут быть разными начиная от от восклицания, называния предметов, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Для устной речи характерно употребление вводных слов, междометий, видоизмененных повторов, усеченных (неполных) предложений и т.п.

Учебно-речевые ситуации (УРС) направлены на мотивацию и стимулирование общения на иностранном языке. УРС это совокупность условий речевых и не речевых необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану. Это специально созданные условия, обстоятельства, система взаимодействия собеседников с целью учебно-воспитательного  процесса при осуществлении речевых действий на иностранном языке.

К сожалению, в рамках учебного процесса, невозможно провести учащихся через все реально существующие ситуации общения. Следовательно, умение общаться на иностранном языке, должны формироваться в условиях УРС, моделирующих и имитирующих реальное общение. Речевую ситуацию как каждое явление можно классифицировать. Ситуации бывают стандартные или свободные.

Стандартные ситуации характеризуются фиксированными коммуникативными задачами (речевыми побуждениями), жестко регламентированы социальными ролями, местом и временем действия.

Свободные речевые ситуации- непредсказуемы, носят спонтанных характер и не ограниченны жесткими рамками социальных ролей.

Опоры в обучении говорению.

В методической литературе опора рассматривается как информационная поддержка речевого и неречевого характера, стимулирующая коммуникативную деятельность и направляющая ее формирование на всем протяжении путем указания на способы ее реализации. Опора-явление временное.

По сложности, характеризующийся степенью выраженности смысла, различают опоры содержательные (обеспечивают учащихся предметным содержанием речи и средствами ее выражения) и смысловые (подсказывают общий смысл высказывания).

По степени участия ученика в составлении опор, выделяют объективные (готовый вид) и субъективные (разрабатываются самим учениками).

По способу презентации: вербальные (текст-образец, речевая ситуация, план, ключевые слова, логико-синтаксические схемы), художественно-изобразительные (тематические и сюжетные картинки, репродукции картин, фото и т.п.), графические (структурные схемы, схемы причинно-следственных связей, графики, диаграммы).

Требования к опорам:

  1. Соответствие опор возрастным особенностям и уровню развития их индивидуально-речевого опыта в иностранном языке.
  2. Адекватность цели упражнения
  3. Эстетическое оформление
  4. Обоснованная последовательность предъявления различных опор с учетом лингвопсихологических особенностей монологической и диалогической речи, уровня их форсированности и этапа формирования.
  5. Наличие речевой задачи, которая должна служить стимулом для совершения речевого поступка.

Подготовленная и неподготовленная речь.

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

Подготовленная устная речь

Неподготовленная устная речь

• продуманность • чёткая структура • язык близок к письменной речи

• спонтанность • паузы, уточнение мысли, слова, повторы • меньшая лексическая точность • наличие речевых ошибок • короткие предложения

лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация

беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии

Монологическая речь.

МР- это относительно развернутый, продолжительный и организованный тип речи, не предназначенный для непосредственной вербальной реакции собеседника. В лингвистическом плане монолог характеризуется наличием всех признаков текста. К которым относят: цельность, связанность, завершенность, целенаправленность, информативность.

Под монологическими умениями подразумеваются: 1) правильно в языковом отношении, 2) логически последовательно, 3) достаточно полно, 4) коммуникативно-мотивированно в зависимости от цели коммуникации и творчески пользоваться языковыми средствами языка.

Специальные речевые умения:

А) содержание высказывания (умение строить высказывание в соответствии с темой, умение выбирать языковые средства для высказывания, умение выражать собственное отношение к излагаемому)

Б) логическое построение (умение композиционно правильно составлять высказывание в соответствии с его типом, умение связанно и последовательно излагать высказывание)

В) языковое оформление (умение правильно в языковом отношении оформлять высказывание: логически, грамматически и фонетически).

 Примеры видов монологической речи.

        Монолог-повествование, монолог-описание и монолог-рассуждение.

  1. Монолог-повествование. Это такая форма выражения мыслей, при которой события или явления действительности, представлены как ряд взаимосвязанных факторов, объединенных общей темой, в рамках, которой можно выделить ряд микротем. Предметным содержанием монолога-повествования является событийно-информативный процесс, структурное содержание составляет хронологическая последовательность изложений фактов и событий. Повествование предполагает начало события, его развитие и конец. К монологу-повествованию относится и монолог-сообщение, который может быть представлен собственно сообщением, кратким сообщением, рассказом.
  2. Монолог-описание. Описание предполагает перечисление однородных или постоянных признаков и поэтому отличается статичностью. Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания, поэтому композиция и, следовательно, план текстов-описания может быть разный, но композиция как правильно одинаковая для многих описаний. Как правило описание начинается с общего тезиса, выраженного в одном или нескольких предложениях. За первым предложением, открывающим описание, следуют другие, которые уточняют объект описания, посредством перечисления их признаков. Завершает описание итоговая фраза, которая не редко выражает оценку предмета со стороны говорящего.
  3. Монолог-рассуждение. Логично выстроенная цепь мыслительных операций, которые могут привезти к какому-то выводу. Этот тип высказывания характеризуется обобщенным причинно-следственным значением, которое опирается на полное или сокращенное умозаключение. Следовательно, монолог рассуждение имеет следующую композицию: исходный тезис, аргументы за и против исходного тезиса и затем вывод к которому приводят аргументы. Для синтаксиса характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения со знанием причины и следствия. Цепная связь в предложении осуществляется с помощью сочинительных и подчинительных союзов (поэтому, так как, следовательно, и т.п.).

Диалогическая речь.

Диалогическая речь- процесс непосредственного речевого общения, при котором происходит обмен высказываниями, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами восприятия и обработки полученного материала.

        Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.

Диалогическое единство представляет собой соединение двух реплик: реплики-стимула и реплики-реакции, характеризующееся коммуникативной., структурной и семантической законченностью. В зависимости от характера речипорождения реплики делятся на инициативные и реактивные. Инициативные реплики исходят из собственного замысла, стимулом порождения реактивных реплик является реплика собеседника, которая в значительной степени определяет содержание высказывания, языковой материал и языковые средства.

Виды диалогов:

  1. Диалог этикетного характера (уметь начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них, выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться соглашаться)

  1. Диалог-расспрос ( уметь запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), целенаправленно расспрашивать, брать интервью).

  1. Диалог –обмен мнениями (уметь выражать свою точку зрения и соглашаться (не соглашаться) с мнением собеседника, высказывать ободрение (неодобрение), сомнение, выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, желание (нежелание)).

  1. Диалог –побуждение к действию (уметь обращаться с просьбой и выражать готовность (отказ) ее выполнить, давать совет и принимать (не принимать) его; приглашать к действию и соглашаться (не соглашаться) принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие (несогласие принять его).

Основные типы диалогов включенные в программу Общеобразовательной школы:

  1. Диалог- односторонний расспрос (типа интервью)
  2. Двусторонний расспрос
  3. Диалог- обмен мнениями

   Существуют два пути обучения диалогической речи.

  1. «Путь сверху» (дедуктивный, аналитический), при котором исходной единицей обучения является текст-образец) диалог-образец, диалог-шаблон) на основе которого проводится обучение диалогической речи.
  2. «Путь снизу» (индуктивный, синтетический) при котором исходной единицей обучения является диалогическое единство.  

«ПУТЬ СВЕРХУ»

Дедуктивный,  аналитический

«ПУТЬ СНИЗУ»

Индуктивный, синтетический

1 этап рецептивный 

Снятие языковых трудностей, формулирование установки, задания, направленные на контроль.

Учащийся воспринимает диалог образец, выполняет задания, вторично прослушивает диалог образец, прослушивает и повторяет в паузах за диктором или учителем.

1 этап рецептивный

Формируются и совершенствуются речевые навыки, развиваются умения диалогической речи

2 этап репродуктивно-аналитический

Подготовка языкового материала для подстановки в диалог образец, составление серии аналогичных микро ситуаций для обучения использованию реплик-стимулов и реплик-реакций, составление функциональных опор (дескриптивных схем)

Учащийся читает диалог образец по ролям, заучивает диалог и воспроизводит его по памяти, выполняет условно-коммуникативные упражнения: имитативные, трансформационные, репликовые с целью варьирования языкового содержания.

2 этап репродуктивно-аналитический

Учащиеся уже способны сочетать ряд диалогических единиц, расширять реплики в нем.

3 этап комбинаторно-конструктивный

Составление учебно-речевых ситуаций для составления учащимися собственных диалогов

Учащиеся при помощи опор (или без них) составляют свои собственные ситуации

3 этап комбинаторно-конструктивный

Последовательность действий:

  1. Овладение учащимися отдельными репликами (утверждение, переспрос, возражение, запрос информации, просьба или совет)
  2.  Овладение учащимися умения соотносить отдельные реплики друг с другом (утверждение-переспрос, вопрос-ответ, предложение-согласие)
  3. Овладение типами микродиалогов
  4. Овладение умением вести развернутый диалог
  5. Самостоятельно составление диалогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении четырем основным видам речевой деятельности.

Данная методическая разработка предлагает различные способы развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении основным речевым видам деятельности....

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по английскому языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)Оценка письменных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

Доклад на тему:"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....