Представление опыта на МО «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».
учебно-методический материал

Гребенникова Ольга Викторовна

Представление опыта на МО  «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта: «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения».

В концепции развития УУД ФГОС второго поколения одним из главенствующих факторов является «возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества». А это и умение участвовать в диалоге, и умение высказывать свою точку зрения, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи и умение сотрудничать в группе и в паре. Известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме, высказывания школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

– интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации;

– трудностью восприятия материала;

– малым интересом к русскому языку и литературе;

– непониманием роли получаемых знаний для будущей жизни;

– интенсивным  развитием аудио-видео-компьютерных технологий.

Именно поэтому сегодня как никогда для педагога  особенно важно пробудить интерес к звучащему слову. В связи с этим одной из главных задач в процессе обучения школьников мы считаем развитие и совершенствование речевой деятельности на уроках русского языка, литературы и других предметных областей, а также во внеурочной деятельности.

Речь каждого конкретного человека должна отвечать определенным требованиям:

  • Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка.
  • Ясность – это доступность ее для понимания другими.
  • Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка.
  • Точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонАми речи.
  • Выразительность – умение ярко, убедительно выразить свои мысли и чувства.
  • Богатство определяется выбором языковых средств выражения мысли, отсутствие однообразия, повторения.

В школе мы обучаем детей чтению, письму, речи устной и письменной – это и есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Это:

  • говорение (устная речь);
  • письмо (письменная речь);
  • слушание (аудирование);
  • чтение.

Говорение и письмо – продуктивные (творческие) виды речевой деятельности. 

Слушание и чтение – это рецептивные (репродуктивные) виды речевой деятельности.

Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику и свои механизмы. В то же время все виды функционируют не изолированно, а во взаимосвязи. Так, говорение предполагает аудирование, а аудирование невозможно без говорения; чтение невозможно без письма.

Итак, для осуществления нормального речевого общения учащемуся необходимо в одинаковой мере овладеть всеми видами речевой деятельности.

Как же реализуются виды речевой деятельности на уроках русского языка и литературы?

Термин «аудирование» в отличие от простого слушания означает слушание с пониманием. Это один из основных источников получения знаний по всем предметам.

Речевые сообщения, используемые в целях аудирования, должны быть по содержанию доступными пониманию учащихся, соответствовать их интересам. Информации должна содержать элемент новизны, расширять кругозор школьников:

– объем сообщения: от 3 до 10 минут;

– характер речи: тексты с простой фабулой.

– источник речи: может быть разным (учитель, докладчик, аудиозапись и т.д.). Гораздо легче воспринимается речь из уст говорящего, знакомый голос (как, голос учителя), но постепенно мы переходим к предъявлению речи для слушания из других источников звукозаписи. (Так, вводятся аудиотексты при написании изложений).

Система упражнений на аудирование представлена нами следующими видами упражнений:

- прослушать текст и ответить на данные вопросы;

- задать вопросы к тексту и ответить на них;

- определить, правильно ли поставлены вопросы к тексту. Какие из них неуместны?

- составить план к прослушанному тексту;

- пересказать текст;

- выбрать из нескольких данных формулировок основной мысли наиболее удачную;

- осмыслить услышанное, дать оценку и т.п.

- выразить свое отношение к содержанию прослушанного текста;

- определить, какая из данных иллюстраций отражает содержание текста;

- кодирование (символическое изображение) информации (кластеры, таблицы, схемы, рисунки) и др.  

Перечисленные упражнения способствуют выработке умения понимать речевое сообщение.

Правильно должен быть выбран темп речи, способ предъявления речи (использование презентаций, иллюстраций; экспрессивность речи, (это 50% и более информации).

Как нужно слушать? Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

  • концентрироваться;
  • анализировать содержание;
  • слушать критически;
  • конспектировать.

Перед любым видом работы, включающим в себя аудирование, должна быть дана установка: что мы слушаем и зачем? Внимание эффективнее всего организует мотивация предлагаемого задания, установка на восприятие и контроль за выполнением задания.

В умении слушать проявляется воспитанность собеседника, уважение к другому человеку. Учить слушанию – значит развивать умение общаться, так как первая ступень в общении - это желание понять другого. Серьезное внимание нужно уделять культуре слушания – «Говорить – искусство, слушать – культура» (Д.С. Лихачёв).

Говорение как компонент устной речевой деятельности реализуется в двух формах устной речи – диалогической и монологической, поэтому наша работа по обучению говорению предусматривает привитие навыков создания различных видов высказывания, работу по обучению как диалогу, так и монологу.

В целях привития учащимся навыков и умений вести диалог в разных сферах общения мы  организуем речевую тренировку на таких разновидностях диалога, как:

1) ситуативный диалог (диалог-расспрос, диалог-сообщение, диалог-побуждение);

2) диалог-беседа (тематическая беседа);

3) диалог-дискуссия.

Задача учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая порождает потребность высказывания. Хорошо эту задачу выполняют речевые упражнения:

– подбор реплик наиболее подходящих для заданной ситуации; развертывание реплики, учащиеся продолжают диалоги, составляют новые.

– составление диалогов по содержанию прочитанных текстов, по содержанию иллюстраций, картин, слайдов, и т.д.;

– составление диалогов по вербальным ситуациям (ситуация описывается словесно). Например: «Встреча друзей», «После ссоры», «Давай знакомиться», «Обсуждение сообщений, ответов», «Кто прочитал текст лучше?» и т.д. ПОЧЕМУ? Вначале ученики ощущают дискомфорт, связанный с искусственностью ситуации, и снять этот дискомфорт помогает соревновательный момент - распределение ребят на группы, команды.

Как видим, обучение диалогической речи представляет определенную систему, включающую работу над разными видами диалога на основе специальных упражнений – подготовительных и речевых.

Диалог и монолог представляют две формы одного процесса – говорения, поэтому обучение диалогической и монологической речи организовываем параллельно.

Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращённое к собеседнику или аудитории. Это сложная форма речевой коммуникации и отражает степень образованности человека.

Специальное обучение монологическому высказыванию предусматривает знакомство с речеведческими понятиями: текст, тема, основная мысль высказывания, средства связи и др.

Мы знаем, что пересказ является одним из самых распространенных заданий в практике обучения монологической речи. Он ориентирован главным образом на объем памяти. Лучшему восприятию текста и его воспроизведению способствует работа с планом.

Устный рассказ на основе увиденного, услышанного, весьма эффективен в развитии навыков монологической речи. К рассказам примыкают задания на описание интерьера, природы, портрета и т.д.

Сообщение, доклад – выступления учащихся, тематически связанные с изучаемыми в школе учебными предметами.

Итак, рассмотренные особенности формирования устной речи учащихся, перечисленные упражнения, направленные на развитие диалогической и монологической речи учащихся, способствуют успешному формированию коммуникативных умений школьников.

Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста.             

Письменная речь это сложная творческая деятельность, поэтому овладение навыками создания письменной речи представляет для учащихся большие трудности.

Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи является написание изложений и сочинений разных жанров, а также различные приемы подготовки к ним: составление плана, набросков, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.

Таким образом, в процессе подготовки, мы практическим путем раскрываем суть определенного речеведческого понятия и обучаем коммуникативным умениям.

Вот еще некоторые из используемых мною на уроках упражнений и речевых задач, которые способствуют достижению поставленной цели:

  1. диктанты по памяти, лексический, зрительный и др.;

работа со словарями "Реклама нового слова";

  1. построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
  2. "собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений;

использование произведений живописи на уроках русского языка;

участие в ВКС и др.;

  1. составление лингвистических рассказов, сказки;
  2. встреча с литературным героем;
  3. отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные произведения;
  4. подготовка и организация диспутов и дискуссий  на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Реклама в нашей речи.  Хорошо или плохо?», «Язык интернета»;
  5. защита проектов, создание докладов и рефератов на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
  6. портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях – «Мой друг» опиши друга так, чтобы его узнали);
  7. творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями).

Работа по развитию речевой деятельности проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи. На эту работу действующей программой отводится примерно 11–20% учебного времени.

Далее будет рассмотрена методика обучения следующему виду речевой деятельности – чтению.

Функциональное чтение  - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, основные компоненты которого восприятие текста и активная переработка информации.

Сегодня, только 10% школьников читают каждый день, а 40% не читают вообще. Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста  и умением осмыслить прочитанное в зависимости от содержания и коммуникативной задачи в текстах различного характера.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется понимание текста в самых общих чертах. С такой установкой может быть прочитана газетная публикация, статья и т. п. Такой вид чтения называется просмотровым.

Если перед читающим ставится задача выделить в тексте только ту его часть, которая связана с решением основной коммуникативной задачи (найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используется ознакомительное чтение.

Если же требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Поисковое чтение в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике и т.п.

Учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьниками. Обязательно должна быть дана установка на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности. Как правило, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).

Если учитель ставит задачу побудить учащихся к поиску необходимых сведений, к пополнению знаний (познавательная функция), то она может быть конкретизирована в следующих типах заданий:

- прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфограммы указано в правиле (какими признаками обладает данное понятие, какие дополнительные сведения об изучаемом явлении даются в примечании…);

- прочитать текст и ответить на вопросы и т.д.;

- прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ранее, осознать, что нового вы узнали о … и т.п.

Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).

Если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социальному опыту, побудить их к определенным действиям (регулятивная функция), то она реализуется в заданиях типа:

– Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить правило?

– Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы не ошибиться при постановке запятой в . . .?

– Что общего и что различного в применении правил ...?

Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться).

И наконец, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воздействовать на чувства учащихся (ценностно-ориентационная функция), то задания формулируются следующим образом:

– прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;

– прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость…);

– прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразительной) и т.п.

Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Из многообразных форм творческой деятельности учащихся можно выделить:

 -подготовку докладов и сообщений на литературные темы.

-словарно-фразеологическую работу с текстом художественного произведения и литературно-критическим материалом.

-обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.

-создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.

Беседа. Обсуждение. Диалоги. Формулирование ответов и вопросов.

Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурсы.

Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. Отзывы, рецензии.

Прослушивание авторского и актерского чтения.

Рассказ-рассуждение по поводу услышанного.

Развернутые ответы на поставленные вопросы. А также использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. 

      Итак, развитие и совершенствование продуктивной речевой деятельности учащихся формирует у школьников способности к самовыражению в речи, уважительного отношения  к слову, бережного с ним обращения.

    Таким образом трудно переоценить значение овладения учащимся видами речевой деятельности. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

(5 класс)

Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

1) Исправление недостатков речевого развития у детей:

- звуковая культура речи;

- словарный запас;

- уровень сформированности фразовой речи;

- совершенствование речевого общения.

2) Использование возможностей урока для развития речевой деятельности:

- четкое представление целостности урока;

- нестандартное начало урока;

- продуманность отбора материала.

3) Приемы работы над словом, предложением:

- слова с переносным значением, слова – сравнения;

- речевые разминки;

- эффективные формы работы с пословицами, загадками.

4) Приемы работы над связностью текста:

- процесс восприятия художественного текста;

- ведущая роль вопроса.

5) Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного

искусства:

- словарный диктант;

- дидактическая игра;

- словарь настроений;

- упражнения, направленные на восприятие произведений.

6) Развитие речи на занятиях по внеурочной деятельности.

Русский язык – это клад, которым можно овладеть, если изучить его средства и законы их использования. К этому кладу, ребёнок идет несколькими дорогами: его ведут семья, детский сад, улица, школа. Овладев русским языком, ребёнок способен осуществлять четыре вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Совершенствованию этих умений нет предела.

Речь учащихся бывает, бессвязна, непоследовательна, невыразительна, так как реалии нашей жизни – телевизор, компьютер. Они оставляют ребёнка одного. Общения нет, диалога с окружающими людьми нет. Способность мыслить, рассуждать, думать теряется. Одна из главных задач учителя – научить правильно, выражать свои мысли, чувства. Ведь размышлять может тот, кто умеет говорить.

Психолог – лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

«Заговори, чтобы я тебя увидел» - так говорил Сократ, обращаясь к своим ученикам, и, определяя, на что он способен.

Речь – форма общения, опосредованная языком. Речевая деятельность представляет собой процесс активный, целенаправленный. Почему активный? Потому что сущность процесса состоит для одного в выдачи сообщения, для другого – в его восприятии. Почему целенаправленный? Потому что между партнёрами возникает потребность что – то сообщить, чем – то поделиться с одной стороны, получить информацию, запомнить, понять - с другой стороны.

Начать эту работу нужно с исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших в школу. Учителю необходимо изучить уровень речевого опыта первоклассника в период изучения грамоты.

Ушинский писал: «Метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста…2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове; 3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков; 4) приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих; и 5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные».

1) При воспитании звуковой культуры речи надо уделять большое внимание:

развитию правильного произношения (внятности речи), этому способствуют чистоговорки, артикуляционные зарядки, подражание «коровушка му-му, барашек бее-е»;

корректировке темпа речи, где используются скороговорки и паузы; 2

увеличению силы и высоты голоса;

развитию фонематического слуха, которое достигается дидактическими играми. «Узнай и назови букву», « Подбери слово со звуком», « Переставь буквы»;

развитию речевого дыхания.

2) Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи.

договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах, рифмовках (Лучше нас лесных ежей нет на свете сторожей);

согласование существительного и местоимения (мой портфель, моя комната);

употребление прилагательных - «Из чего предмет?» - пластиковое окно, металлическая линейка;

3) Выявить уровень сформированности фразовой речи:

- предложить детям пересказать небольшой текст, рассказать о каком- то событие.

4) Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация.

- хоровое повторение вывода, послоговое прохлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми;

- учебное общение в паре;

- подбор точных формулировок, выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого, построение ответа на основе вопроса.

Использование возможностей урока для развития речевой деятельности:

четкое представление целостности урока;

нестандартное начало урока - найди лишнее слово, объясни значение, отгадай

загадку, дай развернутое объяснение, назови слово, поменяв порядок букв);

- продуманность отбора материала – содержание всех упражнений подчинено

одной теме, введение новых слов, пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Приемы работы над словом, предложением

Слова – сравненияСравнение – это уподобление одного предмета другому. Уподобить – значит сделать похожим, подобным.

3

1. Вставьте слова вместо точек так, чтобы получилось сравнение, которое мы употребляем в речи.

Трещит, как … (сорока, ворона, воробей).

Упрямый, как … (лошадь, осёл, сова, баран).

Колючий, как … (ёлка, ёрш, ёж, заяц).

Трудиться, как … (муравей, пчёлка, лиса).

2. Творческая работа.

На что похожи:

облака –

ромашка –

лёд –

луна –

змея –

3. Работа может строиться в виде беседы с детьми.

- Почему про облака говорят, что они точно вата? (Потому что похожи на вату.)

- Почему о воде говорят, что она словно зеркало? ( Потому что в ней отражаются

деревья, кустарники, солнце, луна.)

- Как вы думаете, с какой целью так говорят? (Чтобы было интересно, чтобы ярче мы

могли представить этот предмет.)

Для первичного знакомства с переносными значениями лучше использовать загадки, в которых метафорический перенос осуществляется по сходству и переносными значениями обладает одно слово или словосочетание. Например: «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». Стрекоза – голубой аэропланчик. «Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок». Пила – зубастый зверёк. «Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела, стала улица бела». Метель – Лукерья. Слова: рассыпала, закружила, замела - выступают в переносном значении.

Это нужно для того, чтобы понимать смысл читаемых книг, содержание стихов и песен, рассказов, поэтому, надо усвоить не только прямые значения слов и выражений, но и переносные и уметь их употреблять в своей речи.

Речевые разминки.

1. «Подбери синоним (близкое по смыслу слово)»

Зябнуть (мёрзнуть, замерзать), сиять (блестеть, сверкать), помогать (оказывать помощь, поддерживать, выручать); аккуратный ( чистый, опрятный), храбрый (смелый, отважный), бедный (нищий), жёлтый (золотистый), здоровый (крепкий); жилище (дом, квартира, жильё), беда (горе, несчастье), азбука (алфавит, букварь), дети (ребята, детвора).

2. Устаревшая лексика, фразеологизмы. « Скажи по-другому»

Объяснить, что означает выражение.

Пичужка (птичка), потчевать (угощать), глаз не смыкать (не спать, охранять), насилу ушел (спасся), сундук (ящик), не дает мне покоя (мешает).

3. «Доскажи пословицу» Чему учат нас пословицы?

Без труда не вытащишь и… ( рыбку из пруда). Скучен день до вечера, коли … (делать нечего). Не спеши языком - торопись … (делом). У лентяя Федорки всегда … (отговорки).

Работа с пословицами и поговорками помогает ребёнку корректировать произношение отдельных звуков, расширяет его словарный запас.

1. Составить пословицы из набора слов.

- утаишь, в мешке, шила, не;

- человека, лень, труд, портит, а, кормит;

- под елками, лежит, под соснами, с иголками, мешок;

- говорит, кто, мало, много, тот, делает.

2. В пословице одно слово заменено другим, найти, какое это слово.

Испортишь, перцем, не кашу (Кашу маслом не испортишь)

Чужое взять - свое найти (Чужое взять – своё потерять)

Сперва подумай, а потом помолчи (Сперва подумай, а потом скажи)

3. Составить рассказ по картинке с использованием пословиц. Составить рассказ – разъяснение о любой пословице с примерами.

Приемы работы над связностью текста. Развитие речевых умений.

- учить слышать друг друга;

- высказывать своё мнение по поводу ответа одноклассника;

- соглашаться или не соглашаться с мнением других. 5

Школьникам предлагается ответить на вопрос: «В чём сходство и различие басен Эзопа «Ворона и лисица» и «Ворона и лисица» И.А. Крылова?» Построить доказательные ответы, обращаясь к текстам, внимательно выслушивать выступления одноклассников, не повторяться. Что же выясняется? Сюжет басни один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая стихами. Разное композиционное построение: мораль в басне Крылова не в конце, а в начале. Крылов создает более разнообразные образы животных, чем Эзоп.

Важно в этой работе формировать способность самостоятельно ставить вопросы и искать ответы на них.

После чтения первого отрывка рассказа «Стальное колечко» К. Паустовского детям предлагается ответить на вопросы: «Тебе нравится Варюша?», «Что ты можешь сказать о её характере?»

Учитель говорит: « Сформулируйте такие вопросы, с помощью которых вы сможете выяснить у одноклассников, как они относятся к Варюше.

1) Как ты думаешь, как Варюша относится к деду?

2) Как ты думаешь, как Варюша разговаривает с незнакомыми людьми?

3) На твой взгляд, что девочка чувствует?

4) По какой причине Варюша беспокоится?

Проведение такой групповой работы помогает учащимся лучше понять данное произведение, и меняется характер взаимоотношений между детьми. Они становятся более тактичными по отношению друг к другу, строят своё поведение с учётом позиции других людей.

Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

Словарный диктант представляет собой запись учащимися слов по развёрнутому определению учителя.

- Художник, занимающийся живописью. (Живописец.)

- Изображение природы. (Пейзаж.)

- Изображение человека на картине. (Портрет.)

- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. ( Эскиз.)

Этот вид упражнений формирует и орфографический навык, и способствует развитию речи, мышления.

Дидактические игры способствуют обогащению словарного запаса, развивают умение составлять описание героев картины. Например: игра «Цепочка», игра «Я знаю», игра « Времена года»

Словарь настроений и чувств.

Упражнения, направленные на восприятие произведений:

Первая группа упражнений предполагает формирование умений определять тему и основную мысль картины.

- рассматривание репродукции картины;

- попробуйте представить себе картину;

- какие звуки можно услышать при рассматривании картины;

- чтобы вам хотелось сделать, если бы вы попали в картину;

- определить, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина.

Вторая группа упражнений способствует эмонациональному настрою учащихся.

- сопоставление основной мысли картины с пословицами;

- сравнение основного настроения картины и музыкального произведения

с использованием словаря настроений;

- нарисовать красками музыку, которую вы слышите или изобразить цветовую гамму

стихотворения.

Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведения.

- объяснение названия картины;

- придумать другое название;

- анализ цветовой гаммы картины;

- определение изобразительных средств;

- выявление характера персонажа.

Четвертая группа упражнений направлена на создание собственных речевых высказываний и обогащение словаря учащихся.

- избегайте повтора слов;

- подбор синонимов к данному слову; 7

- подберите прилагательные и глаголы, которые помогают описать персонаж

- работа со словарём.

- составление предложений, посвященных жизни и творчеству художника.

Совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения. Все этапы этого процесса, рассмотренные мною, это ещё не само обучение речевой деятельности, а лишь необходимая база для того, чтобы подлинное совершенствование речевой деятельности учащихся стало возможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по английскому языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)Оценка письменных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные...

Доклад на тему:"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....

"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...