Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»
методическая разработка на тему

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования". Материал можно рекомендовать учителям руского языка и литературы основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_seminara.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию  основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Модуль 1   

 «Соблюдение в речи норм русского         литературного языка»

Выполните самостоятельную работу: предложите 3 примера использования разных типов словарей на уроках. Свою работу оформите в виде таблицы и разместите на любом интернет-сервисе. Ссылку на работу разместите в таблице регистрации.

Вариант оформления:

Класс, предмет

Тема урока

Название словаря

Вариант использования словаря

 5 класс

 От словаря к словарю. Обобщение знаний по теме «Лексика»

  1. толковый словарь;
  2. словообразовательный словарь;
  3. словарь синонимов;
  4. словарь антонимов;
  5. этимологический словарь;
  6. орфографический словарь.

  1.  1.Игра «Справочное бюро»

Выбери слово, соответствующее лексическому значению

2.Игра «Кто быстрее?»

  1. Напиши правильно.
  2. 3.Игра «Диктор»

Расставь ударение, произнеси правильно.

  1. 4. Игра «Кто больше?»

Подбери синонимы, антонимы к словам

                                                   

                                                                    Модуль 2 

«Способы реализации единых подходов к формированию основных видов речевой деятельности на основе работы с текстом»
        2. Выполните  самостоятельную работу: предложите варианты использования предложенного ниже художественно-публицистического текста на своём уроке:
- В каком классе и при изучении какой темы возможно использование?      

 -Сформулируйте вопросы по тексту, интегрированные с темой  Вашего урока.


Свою работу разместите на любом интернет-сервисе, ссылку на работу разместите в таблице регистрации.

(1)Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». (2)А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?
(3)Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову.
(4)И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом, растроганном бое. (5)И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.
(6)А уж какая она – эта Родина – всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. (7)В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит работящую пристепную Русь мой друг, негромко, но так проникновенно поющий о ней вот уже более двадцати лет.(В.П. Астафьев. О моём друге.
Предисловие к книге Е. Носова «Усвятские шлемоносцы»)

          Считаю, что данный текст можно использовать на уроках  по теме: «Образ Родины, природы, откровения души лирического героя в стихотворениях русских поэтов». Но, на мой взгляд, текст несет в себе и несколько иную направленность (героико-патриотическую). Поэтому возможно использование данного текста, к примеру,  на уроке литературы в 6 классе по теме: «Великая Отечественная война в литературе. К. Симонов «Сын артиллериста».

Вопросы для обсуждения, связанные с текстом:

-  Как вы понимаете значение слова ПАТРИОТ?

- Почему слово Родина можно писать по-разному?

- Можно ли заставить человека любить?

- Как вы понимаете фразу чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери?

- Кто заменил герою стихотворения Леньке сначала родную мать, а потом  отца?

- Чему научился Ленька  у майора Деева? Назови любимую поговорку майора.

- Найди в предложенном тексте фразу, подтверждающую роль семьи в патриотическом воспитании детей. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.
(6)А уж какая она – эта Родина – всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей.

-Считаешь ли ты, что майор Деев стал настоящим отцом для Леньки?

- За что люди любят свою землю, свою Родину?

- В чем выражалась любовь к Родине во время  войны?

- Считаешь ли ты, что майор поступил правильно, отправив Леньку в тыл врага, практически на верную гибель? Как он объясняет свой приказ? Проследи по тексту стихотворения за чувствами майора. О чем свидетельствуют его мысли и поведение?

- Докажи, что Ленька – настоящий герой, патриот, готовый ради спасения своей Родины пожертвовать собой.

- Какие же чувства «перенял Ленька от родителей»?

Модуль 3

«Метапредметный подход в обучении русскому языку. Роль русского языка в других предметных областях»

Выполните  самостоятельную работу: подберите  3 текста, которые можно использовать одновременно на уроках

Свою работу разместите на  любом интернет-сервисе, ссылку на работу разместите в таблице регистрации.

Химии, биологии и истории 

Тема: Глобальные проблемы современности

Примеры тестов из СМИ:

Статистика:

В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. Расширение добычи нефти на морских промыслах – появление нефтяных пятен.

Только США сбрасывает в океан более 509 млн. тонн отходов. На каждый квадратный километр океана приходится более 20 тонн различных отбросов с суши.

Из стенограммы научно-практической конференции:

5% уже накопленных великими державами ядерных запасов достаточно для уничтожения человечества. Но испытания не прекращаются. Расходы на вооружение составляют более триллиона долларов ежегодно. Сейчас стремятся обладать ядерным потенциалом страны так называемого «третьего» мира, развивающиеся страны. Пример этого Ирак, Северная Корея и др.

Газетная публикация:

У берегов Аляски в результате аварии танкера «Эксон Валдиз» вытекло в море 240 тысяч баррелей нефти. Погибло огромное количество рыбы, моржей, тюленей, птиц… Первоначальные попытки специалистов, рыбаков, сотрудников береговой охраны остановить распространение нефти не привело к успеху.

Специалисты обнаружили, что отдельные нефтяные пятна под влиянием ветра распространились более чем на 16 миль от места аварии.

2) Истории, литературе и русскому языку  

 И.С. Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа.

История –  тяжелая жизнь детей в дореволюционной России (занятия, обязанности, непросвещенность и др.)

Литература – создание образа героя (портретная, речевая характеристики, поступки, характер, своеобразие)

Русский язык – обучение написанию сочинения «Образ литературного героя в произведении»

Математике, физике и обществознанию.

Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Цель урока: определить, какие факторы могут способствовать   повышению эффективности деятельности малого бизнеса в сельском хозяйстве.

Статья для работы

Повышение эффективности сельского хозяйства во многом зависит от развития малого предпринимательства. Уровень его развития влияет на насыщение рынка товарами, позволяет наладить социальную сферу обслуживания, создает дополнительные рабочие места, увеличивает конкуренцию, а самое главное, способствует повышению эффективности агропромышленного производства. Малый бизнес имеет свои достоинства и недостатка. К достоинствам можно отнести: большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; более быстрая адаптация к местным условия хозяйствования; большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений и т.д. Недостатки: высокий уровень риска; зависимость от деятельности крупных сельскохозяйственных предприятий; высокая степень неустойчивости положения на рынке; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов [1].
Проанализировав внутренние и внешние факторы, оказывающие существенное влияние на малый бизнес, можно выделить основные проблемы с которыми сталкиваются предприниматели: неблагоприятные погодные условия; обеднение почв и сокращение посевных площадей; изношенность сельскохозяйственного оборудования и техники; низкая оплата труда и материальная ответственность; нехватка высококвалифицированных специалистов; нестабильная экономическая ситуация в стране; плохо развитая инфраструктура, которая затрудняет развитие сельскохозяйственного бизнеса; отсутствие каналов сбыта продукции; слабая информационная поддержка; противоречивая законодательная база, которая не может защитить интересы малого предпринимательства; высокая конкуренция со стороны зарубежных сельхозтоваропроизводителей; недостаток финансовых средств; высокие процентные ставки по кредитам; недостаточно большой спрос на внешнем и внутреннем рынках; слабая государственная поддержкаи т.д.

Для решения возникших проблем специалистам (в том числе математикам, физикам) нужно наметить ряд мероприятий.

Модуль 4

«Лингводидактическое сопровождение общеобразовательных дисциплин в контексте формирования единого речевого режима в школе»

Выполните  самостоятельную работу: составьте словарь терминов по выбранной Вами предметной области (по предмету, который Вы преподаете).

В словарь включите термины и определения, толкование которых вызывает наибольшее количество непонимания и неправильного употребления в речи учеников.

Количество  терминов  не менее 10. Обращаем внимание, количество терминов при оценивании работы не учитывается.

В словарь необходимо добавить краткое пояснение терминов, привести примеры употребления.

Свою работу разместите на  любом интернет-сервисе, ссылку на работу разместите в таблице регистра

Аллегория

Аллегория – иносказание, использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. (образы зверей в баснях И.А. Крылова)

Амфибрахий

стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге. Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, Не с го́р побежа́ли ручьи́ -.

Анапест

трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Пример:

 «Принимаю тебя, неудача,

И, удача, тебе мой привет.» (А.Блок) 

Дактиль

трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе. Пример:

В рабстве спасённое 
Сердце народное - 
Золото, золото 
Сердце народное! 
(Н.А. Некрасов)

Жанр

это совокупность определенных признаков, которые позволяют отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

Метонимия

вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом Например, столовое серебро, «Я три тарелки съел…»

Омонимия

Омо́нимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем. Не следует путать омонимы с омофонамиомографамиомоформами и паронимами.

Сюжет

система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,  раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным  явлениям; последовательность.

 фабула

череда событий, служащих основой литературного произведения.

Фразеологизм

устойчивое словосочетание, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переносно-образным)…Бить баклуши, повесить нос…..

                                               Модуль 5

Выполните  самостоятельную работу: представьте пример работы  с метафорическим портретом чувства, например, «Совесть», «Доброта», «Сострадание»,  «Преданность», «Человечность», «Любовь», «Счастье» и др.

На титульном листе (слайде) укажите название модуля,  Ф.И.О., преподаваемый предмет,  школу,  тему.

Свою работу разместите на  любом интернет-сервисе, ссылку на работу разместите в таблице регистрации.

«Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры»

Грошкова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Добрятинская СОШ»

Метафорический портрет чувства «Любовь» 

Вечная

Настоящая

Искренняя

Всеобъемлющая

Большая

Бесконечная

Взаимная

безответная

ранящая в самое сердце

ЛЮБОВЬ

Приходит

Живет

Вдохновляет

Согревает

Помогает

Окружает

Испепеляет

Опустошает

Изматывает

  1. Продолжите фразу:Он очень любил…….

Маму (отца, бабушку, сестру…..)

Родину (Отчизну, свой город……)

Жену,детей, друзей…….

Природу (окружающий мир….)

Булочки с кунжутом (другую еду….)

Путешествовать (читать, вязать…..)

Тишину (одиночество,творчество…..)

Когда его хвалят (им восхищаются……..)

Работать и приносить пользу людям……

  1. Приведи примеры произведений (автор,название, цитаты), в которых говорится о ЛЮБВИ

И.Лашков, Ф. Аверкин        Песня  «Мама, милая мама, как тебя я люблю….»

М.Ю. Лермонтов  Стихотворение  «Родина»    «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»

А.С. Пушкин Послание И .И. Пущину «Мой милый друг, мой друг бесценный…»

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» «Люблю грозу в начале мая…» и т.д.

  1. Вспомним известные пословицы и поговорки, известные выражения , в составе которых есть слово «любовь»,  или говорящие олюбви:

- любишь кататься – люби и саночки возить;

-на чужой сторонушке раб своей воронушке;

- где любовь да совет, там и горя нет;

-«любви все возрасты покорны» А.С. Пушкин

- стерпится – слюбится; и другие……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...

Доклад на тему:"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....

"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования...

Представление опыта на МО «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».

Представление опыта на МО  «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения»....

Представление опыта «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».

Представление опыта «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения»....

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....