Методическое обоснование международного проекта
опыты и эксперименты по английскому языку (11 класс)

Спирина Ирина Владимировна

                                      Методическое обоснование международного школьного обменного  проекта

« Я живу и учусь в Санкт-Петербурге и Гааге в XXI веке»

Одно из самых необходимых качеств современного человека - осознание многообразия мира. Возможность увидеть этот мир своими глазами, почувствовать его ритм, познакомиться с историей и культурой других стран даёт школьнику участие в международных проектах. Школьный обмен является эффективным методом личностного развития. Погружение в среду изучаемого языка и общение с носителями данного языка помогает не только улучшить знания  иностранного языка, но и узнать многое о характере  народа, его обычаях, традициях. Кроме того такие обмены помогают избавиться от стереотипов, которые мешают межкультурной коммуникации.

Школа № 204 ведет международную работу с момента образования в её стенах финского лицея в 1989 году. За эти годы были организованы разнообразные по форме, типу и месту проведения проекты с образовательными учреждениями Финляндии, Швеции, Нидерландов.

Сегодня в системе образования выделяют следующие виды международного сотрудничества: школьно-ученический обмен; обучающе-развивающие проекты; образовательные экспедиции. Но самый распространенный вид международной работы-школьно-ученические обмены. Рассмотрим, как он работает на примере нашей школы.

Проект « Я живу и учусь в Санкт-Петербурге и Гааге в XXI веке» между школой и лицеем Монтессори, г. Гаага активно действует  с 1994 года.

Главная цель его реализации - воспитание учащихся  достойными представителями своей страны, готовыми к участию в межкультурном диалоге. Многие школьники, принимавшие участие в школьном обмене, отмечают, что  программы помогают преодолеть языковой барьер, воспитать такие  качества, такие как целеустремленность, самостоятельность, ответственность. Поездка  длится 8 дней. Но пребывание за рубежом это не  праздник каждый день. Это множество трудностей, стрессов, моментов непонимания, связанных и с недостаточным знанием языка, и с чужой окружающей средой.  В таких поездках происходит становление личности ребенка: он учится принимать самостоятельные решения в экстремальных ситуациях. Поэтому очень важен отбор участников проекта. Хороших знаний языка и финансовой состоятельности родителей в этом случае не достаточно, нужен позитивный настрой, толерантность и адекватность восприятия увиденного.

Школьный  проект нацелен на решение  следующих задач: обогащение содержания образования; расширение сферы общения учащихся через взаимодействие со  средой стран-партнёров; формирование личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур; формирование коммуникативных компетенций.

Учащиеся школ-партнеров  двух стран ежегодно оговаривают актуальную тему и сроки проведения проекта в России и Нидерландах, удобные для обеих сторон. Основная задача – языковая практика, знакомство с жизнью страны, системой образования, культурой, историей.  Участники проекта обмена проживают в семьях своих партнеров, что позволяет познакомиться не только с историей и культурой, но и с бытовой жизнью семей, где реализуется проект. Это положительный аспект, потому что задействована вся семья: родители получают дополнительную возможность познакомиться с друзьями своего ребенка, его интересами за пределами семьи, а сам участник проекта знакомится с другим образом жизни, учится находить контакт с "гостевыми" родителями, получая неоценимый опыт общения.

Программа проекта состоит из трех направлений:

Образовательная:

Мероприятия, направленные на решение основных задач:  посещение уроков, знакомство с системой образования страны, круглые столы по проблемным вопросам, диспуты, обсуждения острых вопросов, встречи с интересными людьми, беседы с представителями политических партий.

Культурная:

 Обзорная экскурсия по городу, знакомство с музеями, выставками.

Развивающая:

Свободное время, организованное в виде спортивных соревнований, вечеров отдыха, музыкальных вечеров, походов в кино и др.

Для успешной реализации международного проекта обсуждаются следующие вопросы:

Кадровый вопрос: ответственность педагогов-организаторов проекта, психологическая совместимость, выполнение учебной программы, замена учителей, работающих в проекте.

Вопрос активности учащихся и их семей: доступность зарубежных путешествий, дополнительные заботы в семье, наличие нормальных условий проживания, оформление документов.

Вопрос времени: большие временные затраты на организацию проекта, отсутствие личного времени у участников в процессе реализации проекта.

 Финансовый вопрос: необходимое количество финансовых средств, их источник.

Транспортный вопрос: обеспечение участников проекта необходимыми проездными документами; согласование с транспортными компаниями-перевозчиками, имеющими необходимые лицензии, вопросы перевозок групп на запланированные экскурсии.

Языковой вопрос: готовность к языковой интенсивной практике.

 Подготовительный этап международного проекта

-на подготовительном этапе организации международного проекта в первую очередь директор школы назначает руководителя, который курирует весь проект и несет полную ответственность за его реализацию. Руководитель поддерживает связь с родителями учащихся, анализирует итоги и сдает отчет, в т. ч. финансовый, набирает команду педагогов с учетом рекомендации директора школы и согласия самих педагогов. Количество педагогов зависит от темы конкретного  проекта и его финансового обеспечения. Задачи команды педагогов: распределение обязанностей внутри команды;

-составление программы проекта; составление сметы проекта; набор группы учащихся для участия в проекте; оформление выездных документов: визы, медицинской страховки, заказ автобуса или покупка билетов; оформление договоров об участии в международном образовательном проекте между образовательным учреждением  и родителями учащегося ;обеспечение расселения и питания участников проекта; сотрудничество с другими педагогами в рамках проекта.

-составление сметы проекта: после составления примерной программы можно приступать  к составлению сметы проекта. В нее  включается: стоимость оформления визы (оформление и пересылка приглашения, визовый взнос; медицинской страховки; набора медикаментов для оказания экстренной и мелкой медицинской помощи; процесса оформления программы ; образовательной и культурной её части (аренда залов, входные билеты в музеи); проживания и питания; телефонной связи в процессе реализации проекта; транспортные расходы (заказ автобуса, транспортных билетов для группы); представительские расходы (подарки партнерам) Стоимость участия в проекте для каждого участника одинакова,  сумма оглашается на организационном родительском собрании. Отдельно оговаривается список документов для оформления визы. Список необходимых документов для оформления визы можно найти на официальном сайте  консульства Королевства Нидерландов, но мы обязательно  каждый год  его уточняем.

 -в период подготовки к проекту необходимо провести несколько общих собраний со всеми участниками и их родителями, а также с командой педагогов. Первое общее собрание знакомит потенциальных участников проекта и их родителей с помощью подготовленных презентаций с целями и задачами проекта, с финансовыми затратами, предыдущим опытом проведения схожих проектов. Мы, как правило, предъявляем отчетную презентацию прошлого проекта с фотографиями наиболее ярких событий, мест пребывания и т. д. После собрания начинается комплектация группы. Финансирование проекта  с учётом обсуждённой сметы (сбор средств) осуществляется через выбранного родителями представителя. Собрание, которое проводится за несколько дней до отъезда/приезда группы, посвящается детальному ознакомлению с программой проекта, условиями проживания, временем отъезда/приезда. Родителям и учащимся обязательно сообщается контактный телефон руководителя группы, дается рекомендательный список с указанием вещей, необходимых для поездки. Если же семьи сами выступают в качестве "гостевых семей", то даются рекомендации о приеме, питании, режиме дня с учетом программных мероприятий. Программу проекта получают не только учащиеся, но и их родители. Родители получают программу на русском языке, участники проекта - программу на английском языке, где подробно вплоть до минут расписан каждый день  пребывания в стране.

Этап реализации проекта

На данном этапе происходит реализация задуманных задач. Здесь особо важным является сотрудничество всех сторон-участников проекта - учителей, администрации школ, старшеклассников, их родителей. Стороны находятся в тесном контакте. В случае возникновения непредвиденных проблем готовы немедленно прийти на помощь. Учителя, которые обладают большим опытом участия, знают алгоритмы, по которым решаются проблемы.

Заключительный этап

Подведение итогов проделанной работы, подготовка отчётных документов, работа над докладом для школьного сайта, посвященного итогам международной деятельности. Доклад является своеобразной рекламой для участников проектов следующих лет. После небольшого перерывы начинается этап подготовки к ответному визиту.

Спирина И.В., координатор проекта с российской стороны,

учитель английского языка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии в 11 классе "Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта"

Подробный конспект урока технологии в 11 классе. Это один из цикла уроков, посвященных творческому проектированию. Материал носит ознакомительный характер, подразумевает закрепление практикой на после...

Экономическое обоснование творческого проекта

Статья посвящена одному из разделов творческого проекта, который является одним из самых сложных для выполнения учащимися, особенно 5-6-х классов. Кроме того этот раздел используется в проектах не тол...

Экономическое обоснование творческого проекта

Презентация к выступлению на семинаре...

Методическое обоснование социального проекта по основам православной культуры "Христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской"

Методическое обоснование социального проекта по основам православной культуры "Христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской"....

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...

методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"

Данная раработка с одной стороны обощает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет вниман...

методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"

Данный урок с одной стороны обобщает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет внимание о...