Обучение учащихся проектной деятельности
статья по английскому языку

Емельянова Татьяна Александровна

Обзор технологий проектной деятельности в обучении учащихся проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zlobichta_ipo_1ma_referat.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга

Учитель английского языка

Злобич Татьяна Александровна

Глава 1. Технология проектной деятельности в обучении.

  1. Сущность проектной деятельности в обучении.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза».

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология. Проектная деятельность – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной [7, c.158]. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки информации и практической реализации созданных идей. Проектная деятельность школьников сопровождается педагогом. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [7, c.162]. В современной педагогике проектное обучение используется как компонент образовательных систем. Метод проектов предполагает решение проблемы, предусматривающей использование разнообразных приемов и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: 1) интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами); 2) творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения); 3) коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль) [8, c.48].

Цель проектной деятельности – понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности обучающихся, умение самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть

«осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа над проектом предполагает постановку гипотезы, планирование действий, распределение ролей для каждого участника.

Темы проектов могут быть различны и формулируются специалистами органов образования в рамках утвержденных программ, преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, учащимися, ориентирующимися на собственные интересы.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. На уроках английского языка можно предложить следующие темы: «Рождество в России или в Англии»,

«Напиши письмо зарубежному другу», «Каникулы в волшебной стране»,

«Сочиняем сказку», «Модный журнал для звезд».

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Например, «Путеводитель по стране изучаемого языка», «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Школа будущего или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты», «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу».

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Примерами таких проектов на уроках английского языка могут быть: «Здоровый образ жизни»,

«Австралия», «Молодежные группы», «Музыка», «Our vilarge», «Youth Subcultures In Our Life».

Виды проектов:

а) Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. На уроках английского языка можно провести изучение региона какой-либо страны», создать «Путеводитель по стране изучаемого языка».

б) Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выборочной, планирование, изготовление, оценка Форма представления результатов может быть различной. На уроках английского языка можно написать сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса, организовать свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка), создать стенгазеты, материалы для стендов.

в) Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. На уроках английского языка можно провести разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

г) Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция).

д) Практико-ориентированные проекты – это проекты, предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

  1. Характеристика, принципы проектного обучения.

Проектная деятельность развивает у обучающихся группы умений:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь); в) оценочные (оценивать ход, результат деятельности); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности); е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности).

Цели проектного обучения: a) стимулирование мотивации детей на приобретение знаний; б) включение всех учащихся в режим самостоятельной работы; в) самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; г) развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; д) развитие способности применять знания к жизненным ситуациям; е) развитие аналитического, критического и творческого мышления учеников и учителя; ж) развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности: брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путем; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; учиться всю жизнь; з) развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Принципы проектного обучения:

1) принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей; 2) принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта; 3) деятельностный подход: процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего; 4) принцип сотрудничества учеников и учителя; 5) принцип четкого осознания значимости работы; 6) принцип уважения к иной точке зрения; 7) принцип обеспечения ответственности за результат.

  1. Правила организации проектной деятельности, оценивание.

При подборе объектов проектной деятельности и ее организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:

- творческий характер постановки и решения задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; - подготовленность учащихся к данному виду деятельности; - интерес

школьников к проблеме, потребность в ее решении; - приобретение учащимися новых знаний, освоение новых способов деятельности, формирование УУД, необходимых для выполнения проекта; - личностная и социальная значимость проекта; - обеспечение субъектной позиции учащихся; - самостоятельная деятельность школьников; - использование различных средств, обеспечивающих исследовательский, творческий характер деятельности; - практическая направленность и осуществимость проекта.

Необходимо обеспечить следующие условия проектной деятельности: - соответствие проектной задачи индивидуальным возможностям детей; - использование, закрепление ранее приобретенных УУД, социального опыта при решении проблемы; - диалоговый и гибкий характер взаимодействия педагога и ребенка в процессе выполнения проекта, основанный на вопросах, побуждающих ребенка к добровольному поиску, самостоятельной познавательной деятельности; - наличие необходимых материально-технических средств; - соответствие проекта экологическим и экономическим требованиям; - обеспечение безопасных условий деятельности детей; - использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями, новыми людьми.

Проект должен быть посильным для выполнения; обеспечить руководство проектом со стороны педагогов; каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку; вести подготовку учащихся к выполнению проектов; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов; обязательная презентация результатов работы по проекту.

Характер координации проектов:

а) Непосредственный. Учитель – участник проекта в собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь

важным является работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения;

б) Со скрытой координацией. Учитель – участник проекта, но не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств.

Характер контактов:

а) Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети);

б) Международные проекты с участием представителей различных стран;

По числу участников: индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения: краткосрочные, среднесрочным (до месяца); долгосрочным (до нескольких месяцев).

Критерии внешней оценки проекта.

- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; - Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; - Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- Коллективный характер принимаемых решений; - Характер общения и взаимопомощи участников проекта; - Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; - Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; - Эстетика оформления результатов проекта; - Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Глава 2. Применение технологии проектного обучения на урок иностранного (английского языка).

Технология организации проектной деятельности школьников – это совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата [8, c.13].

Работа над проектом включает в себя этапы:

  • Разработка проектного задания:

1) Определение проблемы: обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта; 2) Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, и как этого добиться?»); 3) Определение цели проекта и поэтапных задач.

  • Этап разработки плана работы:

1) Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности; 2) Выбор средств и методов выполнения; 3) Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания; 4) Выбор способа оформления результатов и сценария презентации; 5) Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

  • Реализация проекта:

1) Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников; - Проведение исследования, выполнение расчетов; 2) Подготовка наглядно- графического материала; 3) Оформление материалов для презентации; - Контроль и коррекция промежуточных результатов.

  • Завершение проекта:

1) Общественная презентация проекта; 2) Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями; 3) Обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

В качестве материалов для проекта можно использовать различные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в сети Интернет, медиаресурсы (журналы, ТВ-программы, фильмы).

Трудности осуществления проектной работы в рамках курса иностранного (английского) языка в школе заключается в неготовности или неспособности обучающимися вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и подобно на иностранном языке. Неизбежны языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Учащиеся испытывают следующие сложности в работе:

а) лексический материал: много незнакомых слов, которых не было в учебниках;

б) трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

в) трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его еще было интересно читать и слушать [9, c.51].

Трудности обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; нехваткой времени; непривычностью формы работы; недостаточной подготовленностью учителя к проектным формам работы; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

Заключение.

Метод проектов – это гибкая модель организации образовательно- воспитательного процесса, ориентированная на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс.

Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Опыт работы с применением метода проектов позволяет утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

  • Применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных, в том числе социальных, семейных, личных проблем;
  • Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности детей, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
  • Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям.
  • Участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Список использованной литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с.
  2. Исаева С.Э., Оказова З.П. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в современной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. № 3 (24). – с. 112-114.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 24 с.
  4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. – 2006. – №1. – с. 15-21.
  5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 95 с.
  6. Малышева Н.В. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. - № 1 (33). – с. 48-55.
  7. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2004. – 415 с.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – 224 с.
  9. Ручка О.В. Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т.9. № 2/2. – с. 80-86.
  10. Ручка О.В. Сущность проектной деятельности школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2017. - № 2 (63). – с. 254-257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»

Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельност...

Формы и методы обучения учащихся самостоятельной деятельности на уроках физической культуры

Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний: умение видеть проблему - функция знаний...

"Личностно-ориентированные методы обучения через проектную деятельность"

Школа должна ребенка: “научить учиться”, “научить жить”, “научить жить вместе”, “научить работать и зарабатывать” (из доклада ЮНЕСКО – “В но...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...