Презентация к семинару "Формирование функциональной грамотности у учащихся".
презентация к уроку

Соелма Федоровна Содбоева

Как формировать глобальные компетенции у учащихся на уроках английского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Слайд 2

« В 21 веке безграмотными считаются уже не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться , разучиваться и переучиваться.» Элвин Тоффлер

Слайд 4

Основные направления формирования функциональной грамотности Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Глобальные компетенции Финансовая грамотность Креативное и критическое мышление

Слайд 5

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA ( Programme for International Student Assessment ) Проводит : Организация экономического сотрудничества и развития – OECD Циклы исследования PISA : 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 годы Основная цель : Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания

Слайд 6

Глобальная компетентность – многомерная цель образования человека на протяжении жизни «Функционально грамотный человек – человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .» Глобально-компетентная личность- человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. А.А . Леонть ев

Слайд 7

О собенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной грамотности: Отсутствие предмета «глобальные компетенции», меж – и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык); В процессе формирования достигаются личностные образовательные результаты; Интегративность , которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов; на уровне социально значимых ценностей, на организационном уровне (командная работа учителей, взаимодействие всех участников образовательного процесса). Непосредственная ориентация на soft skills , связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием;

Слайд 8

Р оль школы в формировании у учеников глобальных компетенций. Это, прежде всего, создание определенных условий для: Овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; Освоения опыта отношений к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; Того, чтобы школьники осознали культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира; Формирования критического и аналитического мышления.

Слайд 9

Способы формирования глобальных компетенций на уроках английского языка создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом; затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности; активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса; создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения; учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

Слайд 10

“Учимся вместе” ( Learning Together ) Возможности использования: при работе с текстом; при изучении грамматики.

Слайд 11

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ, КОТОРОЕ ВЕДЁТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Слайд 12

. В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, т.е. развивается коммуникативная компетентность -способность и готовность осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух ) как составляющая глобальных компетенций

Слайд 13

Метод проектов – технология коммуникативной направленности Компетентности, умения Необходимые навыки Виды деятельности (Приемы) Определять стремления и ставить цели Постановка конкретной задачи. Постановка задачи для получения конкретного результата. Выбор темы проекта. Создание банка идей. (Мозговой штурм, дискуссия “Совместный поиск”) Оценка актуальности тем. (Диспут) Понимание необходимости отражения различных точек зрения Определение разброса и учет всех точек зрения и интересов по конкретному вопросу. Подбор аргументов за и против. (Предсказание, дискуссия, классификация) Признание прав респондентов Определение прав респондентов. Объяснение, как эти права будут защищаться. Демонстрация разумного подхода к нуждам респондентов, участвующих в исследовании. Умение слушать. Работа в группе. Привлечение к работе помощников. Ведение бесед. Интервью. Умение определять подходящие средства и методы проведения исследования Определение подходящих форм опроса. Понимание как создаются опросные листы. Умение ставить вопросы. Выделение главных вопросов. Понимание разницы между “открытыми” и “закрытыми” вопросами. Работа с различными источниками информации, изучение существующего опыта. Умение создавать план работы Разработка плана действий. Составление расписания. Составление плана работы над проектом. Определение сроков работы.

Слайд 14

Принципы проектной работы: Вариативность (индивидуальная, парная, групповая) формы работы. Решение проблем (личностно- ориентированная технология). Личные проблемы заставляют детей думать, искать более эффективные пути их решения, ведь, как известно думая, они учатся. Учение с увлечением. Материал усваивается легче и в большем объёме, если учащимся нравится процесс обучения. Доступность заданий (задания соответствуют возрасту).

Слайд 15

М етод обучения в сотрудничестве Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Слайд 16

Т ехнология игр – один из способов повышения мотивации к обучению Фонетические игры Лексические игры Орфографические игры Р олевая игра

Слайд 17

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Слайд 18

О сновные требования к ролевым играм: Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Ролевая игра должна быть принята всей группой. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, Ролевая игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность

Слайд 19

Межпредметные связи как формирование речемыслительной деятельности Интегрирование с музыкой с русским языком и литературой с биологией, экологией с историей и географией

Слайд 20

Использование ИКТ на уроках английского языка На уроках английского языка с помощью интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети ; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся ; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка.

Слайд 21

Роль иностранного языка в формировании у учеников глобальной компетентности Для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества Для формирования аналитического и критического мышления школьника Для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия Создание условий для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира

Слайд 22

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни . Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework ) Вывод:



Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках английского языка.

  1. Работа по формированию функциональной грамотности школьников на уроках английского языка
  2. Онлайн-сервисы , используемые мною в работе.
  3. Используемые в работе педтехнологии.
  1.  Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является

средством общения и взаимодействия. Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока  английского языка включает:

• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

•умение самостоятельно формулировать проблему.


Формировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами.

Для каждого из этапов характерны определённые виды упражнений. В своей работе я использую имитационные упражнения, упражнения по выполнению операций по образцу, подстановочные и трансформационные упражнения.

Имитационные упражнения.

В имитационных упражнениях грамматическая структура задана, её следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу.

Цель: развитие памяти, воображения, снятие внутренней напряжённости, агрессии, активизация эмоций, влияние на формирование личности посредством оптимистичного настроя.

Примеры упражнений

  1. Повторите… вслед за диктором/ учителем.
  2. Прочтите предложение хором/ по цепочке/ в парах.
  3. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически, грустно, ласково, сердито, весело, жалобно, по-доброму и т.д.
  4. Произнесите фразу, изменяя поочерёдно логическое ударение на отдельных словах.
  5. Повторите…, добавляя слово/ словосочетание/ фразу.
  6. Повторите… для того, кто вас не расслышал.
  7. Подтвердите высказывание, если вы с ним согласны.
  8. Подтвердите, что высказывание вашего собеседника соответствует действительности.
  9. Срифмуйте несколько фраз и повторите их.
  10. Прочтите диалог по ролям.

Упражнения по выполнению операций по образцу

В упражнениях данного вида обучающиеся учатся образовывать грамматические структуры, составлять предложения из готовых частей грамматических структур по заданному образцу.

Цель: развитие внимания (таких его свойств, как устойчивость, концентрация)

Примеры упражнений

  1. Замените в предложении выделенную грамматическую форму, используя образец.
  2. Заполните пропуски по образцу.
  3. Измените предложения по образцу.
  4. Ответьте на вопросы по образцу.
  5. Закончите предложения по образцу.
  6. Образуйте… по образцу.
  7. Перефразируйте предложения, употребляя…
  8. Выберите подходящую грамматическую форму из предложенных.
  9. Составьте предложения по образцу.

Подстановочные упражнения

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизации в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Опорой этого вида упражнений могут служить подстановочные таблицы.

Цель: развитие мышления, формируя его чёткость и организованность.

Примеры упражнений

  1. Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.
  2. Составьте как можно больше предложений, используя таблицу.
  3. Составьте предложения из заданных слов.
  4. Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.
  5. Составьте предложения по таблице. Имена, данные в ней, замените именами ваших друзей.
  6. Дополните таблицу своими примерами.
  7. Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
  8. Прочтите начало предложения, дополнив его по смыслу.
  9. Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.

Трансформационные упражнения

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации.

Цель: развитие творческого и логического мышления.

Примеры упражнений

1.Заполните пропуски.

2. Дополните/ сократите/ видоизмените диалог, содержащий закрепляемую грамматическую структуру.

3. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).

4. Дополните предложения, обращая внимание на…

5. Замените выделенные слова…

6. Напишите предложения в … форме.

7. Переведите предложения на английский язык.

8.Догадайтесь, какие вопросы были заданы в следующем диалоге (приводятся ответы).

9.Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами, используя…

10. Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с …

11. Прочтите предложения, сократите их, сохраняя смысл.

12. Прочтите предложения, расширьте их за счёт слов, данных в скобках.

13. Составьте из двух предложений одно.

14. Ответьте на вопросы, употребляя…

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в начальных классах является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как

• метод проектов
• драматизация

• игра
Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игры помогают сделать урок увлекательным, интересным. В процессе игры дети не замечают, что познают, запоминают, пополняют словарный запас, развивают фантазию.
Игры можно использовать: в виде теста после изучения какой-либо темы, для повторения или закрепления грамматического или лексического материала, как диагностический инструмент для решения пробелов в знаниях перед ознакомлением с новым материалом, в виде поощрения в конце четверти или после изучения определенной темы.
Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые. 

Игры могут носить творческий характер. Основная задача учителя – создать такую ситуацию на уроке, чтобы дети максимально были погружены в языковую среду.
Лексические игры.
I have a Cat.
Цель: Закрепление прилагательных.
Например: Учитель говорит I have a cat. Угадайте, какой он. Ученики говорят:
You have a little cat.
You have a clever cat.
You have a white cat.
You have a funny cat и т.д.
More, Less.
Цель: Закрепление количественных и порядковых числительных. Класс делится на две команды «More», «Less». Учитель называет число. Команда «Less» должна назвать предыдущее число, команда «More» - последующее число. Выигрывает команда, участники которой меньше ошибались.
Для расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, стишки, песенки, двигательные физминутки.
Физминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Провожу физминутку на 20- 25 минуте от начала урока.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка, в первую очередь включает в себя формирование коммуникативной грамотности. Для этого я предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая форма работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение, поисковый метод. 

Работа в группе, команде помогает расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова иностранного языка в активном диалоге, поддерживать беседу.
Учащиеся на уроках английского языка, особенно в начальных классах успешно выполняют творческие задания: «Придумать необычное животное и описать его»

упражнение «Змейка», все слова собраны в одно длинное слово необходимо поделить правильно, это задание не только на развитие навыков письма и чтения, а также развивает память и внимание. Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Материал для составлений заданий функциональной грамотности в средних и старших классах очень актуально выбирать из жизненных ситуации:

  1. Заполнение электронных анкет, опросов, анкет
  2.  Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений. –
  3. Использование сайтов со сводками погоды

      4. Использование кулинарных рецептов. 

      5. Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д

      6. Выбор товаров в Интернете.

      7. Поиск информации о любимых актерах, звездах, популярных песнях.

      8. Использование новостных текстов из различных российских, так и зарубежных каналов, с целью получения актуальной иноформации о событиях, происходящих как в разных странах, так и в России.

Чтение и понимания текстов разного содержания, с целью

−овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; −формирование аналитического и критического мышления; −осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира; −освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении,

особенно в старших классах. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

  1. Для повышения профессиональной компетентности я прошла курсы по повышению квалификации по программе «Функциональная грамотность школьников» в объеме 72 часа.

  1. В работе я использую различные онлайн-сервисы:

Для дистанционного режима работы наиболее удобным и доступным явилось приложение Zoom, а также набор онлайн инструментов, значительно упрощающих контроль и оценивание учащихся при изучении тем.

  1.  Quizlet –  сервис для отработки лексики;
  2.  Kahoot –  портал для создания викторин, тестов и тестовых упражнений;
  3.  Testpad -  функциональный кноструктор тестов;
  4.   Busyteacher -  глобальная коллекция самых разных творческих заданий , созданных учителями со всего мира;
  5.  Toolsforeducators -  сервис, позволяющий быстро создать самые разные онлайн-карточки, игры и упражнения на слова;

Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новые вид познавательной активности обучаемого , результатом которого является открытие открытие новых знаний , развитие познавательной самостоятелности учащихся. В работе яиспользую следующие сайты и интернет ресурсы;

http://www.bilingual.ru/ - этот интернет- сервис ориентирован на детей младшего школьного возраста.

http://www.english-zone.com/ -  внушительный по объему информации сайт с упражнениями, для тех, кто учит английский, принимают самые разные формы, тражиционные онлайн-упражнения с выбором ответа из нескольких вариантов и содержит материалы для учеников и учителей, сервис ориентирован на более старшую аудиторию, большинство упражнений можно использовать для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

А также ряд других интернет-сервисов, являющихся незаменимым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам.

              http://www.britishcouncil.org/

http://www.autoenglish.ru

http://www.gogolovesenglish.com

http://www.school-collection.edu.ru

http://www.posobiya.ru

http://www.kindersite.org.uk/kids

Образовательная онлайн-платформа Учи.ру

Российская электронная школа

Аудиоприложение к учебнику английского языка Rainbow English, 5 класс.

  1. Используемые в работе педтехнологии

Учитывая то, что в классах присутствуют ученики с разным уровнем языковой подготовки, на каждом своем уроке я использую поэлементно несколько образовательных технологий:

- информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии на различных этапах урока), использую компьютерные презентации  в  Power Point, видеоролики с сайта Youtube/com,  отрывки из мультфильмов, худож.фильмов, электронные приложения к УМК, проектный метод, разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, технологию обучения в сотрудничестве, групповую работу, здоровьесберегающие технологии, игры, «модельный» метод обучения ( занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-аукцион, урок-пресс-конференция, рекламный ролик), метол  Mind-map (карта памяти), метод «Brain Storming » - этот метод можно использовать как в младших, так и в старших класса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....

Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках истории

Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории и  обществознания ...

Разработка заданий по функциональной грамотности для учащихся 6-8 кл

Задания по функциональной грамотности предназначены для учащихся 6-8 классов...

Доклад «Модель образовательных отношений «ученик – ученик» – платформа для формирования функциональной грамотности у учащихся»

В докладе представлен педагогический опыт по внедрению формы "Наставничество" в работу танцевального коллектива....

Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ

Методические рекомендации к курсу ФГ для учащихся начальной школы с ОВЗ...