Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя
методическая разработка по литературе (8 класс)

Анна Игоревна Бляшева

Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_chit_gram_na_urokah_literatury.docx411.82 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на формирование читательской грамотности восьмиклассников при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Источник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017.

1 задание. 

Подходит для этапа мотивации на первом уроке, посвященном комедии «Ревизор».

Ученикам выдает билет в театр. Применяем технологию ориетировочно-поискового чтения, чтобы заострить внимание школьников на конкретных объектах:

А) на какое событие вас приглашает билет? (на комедию «Ревизор»)

Б) в каком городе состоялась постановка пьесы? (В Санкт-Петербурге)

В) кто автор пьесы? (Н.В. Гоголь)

Г) к какому жанру относится пьеса? (комедия)

Д) как называется театр, в котором прошло представление пьесы? (Александринский театр)

Е) в каком году прошла постановка комедии, на которую приглашает этот билет? (1836 год)

Вопрос: Какая по счету постановка пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» прошла в Александринском театре Санкт-Петербурга? Свой ответ обоснуйте, опираясь на информацию в билете.

Ответ: Первая постановка, так как в билете говорится о премьере пьесы.

(Красным выделены слова, которые обязательно должны содержаться в ответе)

Характеристика задания:

Содержательная область оценки: чтение для личных целей (художественная литература)

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию.

Объект оценки: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Тип текста: несплошной (билет)

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Задание 2 (комплексное)

Подходит для этапа закрепления знаний при работе с образом города, в котором разворачивается действие комедии «Ревизор».

Задание: Представьте, что вы находитесь на экскурсии в городе, описанном Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор». Выберите открытку, которая отражает городской пейзаж, и отправьте своему другу (подруге) по почте открытку с описанием особенностей города, поразивших вас. Особенности нужно сформулировать с помощью следующей формулировки «В этом городе меня поразили …, …, …, …, …, … . На месте пропусков нужно вписать имена существительные в форме И.п.

1 открытка

2 открытка

Ответ: В этом городе меня поразили опустошенность, разруха, уныние, мрачность, провинциальность, уединенность, заурядность, неразвитость, отсталость, запущенность, убогость и другие слова из похожих семантических групп, подходящих под описание изображенного Гоголем города N.

Учащиеся должны правильно оформить открытку, указав получателя, его адрес и индекс (можно вымышленный). Образец заполнения можно вывести на экран через мультимедийный проектор, оформить на доске или распечатках.

Характеристика задания:

Содержательная область оценки: чтение для личных целей (художественная литература)

Компетентностная область оценки: а) использовать информацию при решении разнообразных учебных и житейских задач; б) интегрировать и интерпретировать информацию.

Объект оценки: а) использовать информацию из текста для решения практической задачи с

привлечением фоновых знаний; б) понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Тип текста: смешанный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Задание 3.

Подойдет для этапа актуализации знаний.

Задание: Установите соответствие между персонажем, цитатой, в которой раскрывается какая-либо особенность, присущая этому персонажу, и его должностным положением в городе N, представленными в таблице 1. Внесите ответы в таблицу 2, используя заглавные и строчные буквы.

Таблица 1

Персонаж

Цитата

Должность

1. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

А. «…взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». «К нам едет ревизор». «Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!»

а) Почтмейстер

2. Хлопов Лука Лукич

Б. «Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив». «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…».

б) Городничий

3. Артемий Филиппович Земляника

В. «…, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову дает вес». «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело».

в) Судья

4. Шпекин Иван Кузьмич

Г. «Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно».

г) Попечитель богоугодных заведений

5. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Д. «Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор. Совсем не ревизор – я узнал это из письма…». «…точь‑в‑точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую…»

д) Смотритель училищ

Таблица 2

Персонаж

1

2

3

4

5

Цитата

Должность

Ответ:

Персонаж

1

2

3

4

5

Цитата

В

Г

Б

Д

А

Должность

в

д

г

а

б

Характеристика задания:

Содержательная область оценки: чтение для личных целей (художественная литература)

Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста

Объект оценки: оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов,

иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

Тип текста: несплошной (таблица)

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание на установление соответствия (несколько групп объектов)

МБОУ «Золотковская ООШ», учитель русского языка и литературы Бляшева Анна Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по функциональной грамотности в 6 классе.

Данный материал по функциональной грамотности хорошо использовать на уроках литературы при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" В.П.Астафьева....

Урок английского языка по теме «Sport in my Life» для 8 класса к УМК «English-8» под ред. Кузовлева В.П. (с использованием заданий на функциональную грамотность)

Данная разработка является учебным материалом к уроку английского языка по теме «Are you fond of sport?» (Unit 4) для 8 классов общеобразовательных учреждений, которые изучают английский я...

«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»

Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....

Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках истории

Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории и  обществознания ...

Разработка заданий по функциональной грамотности для учащихся 6-8 кл

Задания по функциональной грамотности предназначены для учащихся 6-8 классов...