Развитие читательской грамотности с помощью нелинейных текстов
учебно-методический материал по английскому языку

Районное методическое объединение учителей иностранного языка г.Миллерово и Миллеровского района

В настоящее время, в век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Поэтому сейчас актуально развивать функциональную грамотность у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_rabota_s_tekstom.docx16.95 КБ
PDF icon lazurenko_nelineynyy_tekst.pdf1.56 МБ
Файл chtenie.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности с помощью нелинейных текстов.

В настоящее время, в век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Поэтому сейчас актуально развивать функциональную грамотность у обучающихся.

 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах человеческой деятельности.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР и к ГИА.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.

И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Тексты можно разделить на линейные и нелинейные.

В линейном тексте содержание раскрывается последовательно и связно, "по порядку", от начала к концу; он так и читается - от начала до конца, целиком. Нелинейный текст - это, соответственно, то, что линейным текстом не является. 

Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:

1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).

2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).

3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат).

4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, меню и прочее.

К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:                       (ил-и)

– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);

– наличие в тексте визуальных акцентов;

– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок).

Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя следующие компоненты

Чтение текста;   ( Что это?)

Понимание содержания текста; ( О чем?)

Интепретация текста;  ( обсуждение, ответь на вопросы: Кому? За что?)

Преобразование текста. ( создание собственного)

     Давайте попробуем поработать с нелинейным текстом и выполним задания на листочках.

 

Таким образом, несплошной текст (нелинейный) – это текст, в котором информация может быть представлена как вербально, так и невербально. В качестве невербального элемента могут быть разные знаково-символические средства:

— таблицы;— графики;— диаграммы;

— информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

— расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);

— сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);

— призывы и объявления (приглашения, повестки и др.)— комиксы.

 Спасибо за внимание.

Лазуренко О.Н.

   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чтение

a) распознавание элементов текста;

b) установление связей и/или отношений между элементами текста;

c) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного восприятия текста

a)        What are these ads about?

b)        Which places can children visit?

c)        You are looking at the ads. What attracts you most of all? Put the tick:  

 big size                    small size                              shape (форма)        

big letters               small print (шрифт)

original pictures        interesting facts                 useful information

Понимание содержания

а) понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими

b) понимание смысла всего текста;

с) формулирование собственного отношения к содержанию текста.

Interests

Event

Date

Time

Place

football

surfing

theatre

b) Choose any picture you like and discuss

From the advertisement I can see…

It shows …

The price of the…is…

It opens from… to…

It’s in…

с)Express your opinion.  

Where would you prefer to go and why?

Интерпретация текста

Let’s make a dialogue.

Discuss in pairs your hobby and where to go. Ask and answer the questions

Have you ever been to…?                  

What would you like to do?

Where would you like to go?    

Who would you like to go with?

Shall we go by bus?        

I’d like to go to…

Let’s go to…

What do you like doing ?

Have you seen…?

Преобразование текста

Cоздание собственного нелинейного текста. (Составь свою рекламу о месте или событии в твоём городе. Расскажите о дате, месте, времени и цене билетов.

Create your own advertisement about the place or event in your town/city. Don’t forget to tell about the date, place, time and price of the tickets.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...