Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации.
статья по английскому языку

Смирнова Юлия Ивановна

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации.

Сегодня в современном обществе,развивающемся в направлении к всеобщей глобализации, невозможно переоценить значение иностранного языка.Его знание воспринимается как нечто само собой разумеющееся: как  важнейшее средство общения, получения информации, изучения культурного многообразия, а также как средство международного сотрудничества, содействующее поиску совместных решений в различных сферах. В этой связи, овладение иностранным языком становится необходимым условием для саморазвития личности, в контексте подготовки к межкультурной коммуникации. И здесь назревают два актуальных вопроса: Что же такое межкультурная коммуникация? И какова роль иностранного языка в ней?

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Существует несколько типов коммуникации, разграничивающиеся по количеству участников и расстояния между ними:

  • межличностная (малая группа, в том числе семья) – минимальное количество участников, непосредственные отношения. Характер общения зависит от сокращения или увеличения расстояния.
  • межгрупповая/внутригрупповая – расстояние больше, как и количество участников общения
  • профессиональная (при бизнесе)
  • массовая (через средства массовой коммуникации)
  • межкультурная (между разными культурами, включая всё предыдущие, извлекаемые электронными средствами коммуникации).

Межкультурная коммуникация – это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию). Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации. [1]  

Важность вопросов, связанных с международным культурным обменом, подкрепляется тем значением, которое уделяется им дипломатами, политиками, бизнесменами и учеными всего мира. Сегодня достаточно сложно представить развитие науки, культуры, образования вне международного, межкультурного общения. Социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба приводят к активной миграции народов, их переселению, столкновению, смешению, что, безусловно, придает вопросам межкультурной коммуникации особую значимость и остроту.

Значительное влияние на развитие межкультурной коммуникации оказал и научно-технический прогресс, который открыл новые возможности для общения, становления новых видов и форм коммуникации, главным условием эффективности которых являются взаимопонимание, терпимость и уважение к культуре партнеров по диалогу.[2]  

Однако, несмотря на уже достаточно значительный опыт развития межкультурной коммуникациисуществует ряд проблем, которые нельзя оставить без внимания.

  1. Проблема непонимания. Для успешной межкультурной коммуникации недостаточны лишь знания лексико–грамматической структуры иностранного языка.Часто осложнения коммуникации бывают вызваны неполным пониманием специфики, некоторых нюансов той культуры, с представителем которой происходит общение.[3]  Если вы увидели неадекватную, с вашей точки зрения, реакцию, нужно постараться понять, чем она вызвана. Уместным будет даже вежливо поинтересоваться, не допустили ли вы случайно некорректности по отношению к собеседнику, заранее извиниться за возможную ошибку. Так же как средство предотвращения возможного недопонимания можно использовать приём «активного слушания», когда выповторяете собеседнику то, что услышали от него, ожидая подтверждения правильности понимания его слов.Но и это не гарантирует полного соответствиямежду высказыванием и его трактовкой, если были затронуты некоторые экстралингвистические культурные нюансы.Помочь в ситуациях, связанных с межкультурной коммуникацией могут посредники,например, профессиональные переводчики. Они помогут донести не только суть высказывания,  но и то, какие дополнительные оттенки значения были в него вложены, смягчить неуместно крепкие выражения, допущенные одним из представителей разных культур. Итак, в межкультурной коммуникации необходимо учитывать высокую вероятность непонимания, проявлять терпение, быть готовым скорректировать свое поведение, в соответствии со складывающейся ситуацией.[3].
  2. Проблема стереотипов восприятия.Слово «стереотип» в переводе с греческого означает «твердый отпечаток».Люди склонны доверять именно той информации, которая соответствует устоявшимся мнениям и суждениям. Однажды сформировавшись, стереотипы приобретают высокую степень устойчивости и становятся своего рода «кривым зеркалом», в котором в искаженном виде отражаются представители различных групп.В межкультурной коммуникации стереотипы бывают результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей только с позиции своей культуры [1, С. 240].Часто стереотипы рассматривают с позиций «мы/свои» и «они/чужие» и нередко, оценки этих категорий бывают далеко не позитивными, что, попросту, может привести к неприятию иностранцев. Но,  не смотря на то, что стереотипы восприятия служат помехой успешной межкультурной коммуникации, степень подверженности стереотипам, как правило, ниже у людей с опытом межкультурного общения, уже имевших возможность убедиться в ложности определенных стереотипов. [4]
  3. Особое место в межкультурной коммуникации занимает культурная глобализация, способствующая распространениюзападной массовой культуры.Навязывание стандартов «вестовой культуры» в тех национальных государствах, где особенно сильны историко-культурные традиции, приводит к этнокультурному подъему, который рано или поздно выразится в усилении национально окрашенных общественных идеологий. Однако, если посмотреть на эту проблему с другой стороны, станет очевидным, что взаимодействие локальной и глобальной культуры в конечном итоге способствует модернизации, культурному развитию менее развитой страны.
  4. Проблема политического фактора.Происходящие события сегодня в сфере международной политики крайне негативно сказываются на развитии межкультурной коммуникации, особенно это отражается на нашей стране. Безусловно, более всего несет убытки отечественная и зарубежная экономика, однако, это не может  не отразиться и на межкультурной коммуникации. Печально наблюдать, как проблемы политического фактора губительно отражаются  на межкультурных контактах представителей различных стран.

В свете этих событий, очевидно, что решение многих насущных задач невозможно без участия обширной аудитории, представителей разных стран и культур, а орудием решения этих проблем  во многом остаётся иностранный язык.

Иностранный язык, несомненно, является общественной ценностью, он несуществует  в обществе изолированно и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, искусством, обороной и т.д.

Чтобы выяснить, какова роль иностранного языка в межкультурной коммуникации, необходимо рассмотреть его функции:

§ Язык - зеркало культуры, в котором отражаются не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

§ Язык - кладовая, копилка культуры, т.к. все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в его языковой системе - фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;

§ Язык способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем;

§ Облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды;

§ Помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение;

§ Способствует организации и координации человеческой деятельности;

§ Язык - инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира [6; 14].

§ Язык - носитель культуры, т.к. именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. Дети в процессе инкультурации, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают и обобщенный опыт предшествующих поколений;

Будучи педагогом, я не упустила случай воспользоваться уникальной возможностью опросить своих воспитанников: как видит подрастающее поколение значение иностранного языка в межкультурной коммуникации. В результате анализа интервью обучающихся о роли иностранного языка в межкультурной коммуникации, можно сделать следующие выводы:

  • иностранный язык способствует свободному общению людей разных национальностей, их взаимопониманию;
  • знание иностранного языка характеризует успешного современного человека, востребованного не только в своей стране;
  • иностранный  язык отражает культуру другого народа, его менталитет, помогает лучшему осознанию своей собственной культуры.

Таким образом, в современном мире становится все более очевидным, что человечество подчиняется взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира.

Межкультурная коммуникация - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между равноправными партнерами, в котором ведущую роль занимает иностранный язык. Эффективная межкультурная коммуникация достигается доброжелательным отношением к человеку, способному на понимание других и взаимодействие с ними.Гуманистическая направленность разнообразных приемов и способов общения, знаний об особенностях людей другого менталитета способствует взаимопониманию даже в самых сложных и конфликтных ситуациях, конструктивному  решению проблем.

Литература:

  1. Межкультурная коммуникация // Википедия. [2013—2013]. Дата обновления: 05.12.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=59910461 (дата обращения: 07.04.2014).
  2. Николаева, Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие [Электронный ресурс] – http://modernlib.ru
  3.         ПузаковА. В.Проблема непонимания в межкультурной коммуникации[Электронный ресурс] -http://study-english.info/article014.
  4. Леонтович О. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения / О. Леонтович. М., 2005.
  5. Стереотипы взаимовосприятия русских и американцев в процессе межкультурной коммуникации. [Электронный ресурс] –http://study-english.info/article004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку. Обучение межкультурной коммуникации при помощи интерактивного метода, ролевой игры «Поездка в Лондон».

Проведение внеклассных мероприятий способствует активизации речевого взаимодействия на уроках иностранного языка. Положительный результат при проведении мероприятий оказывает ролевая игра. Ролевую игр...

Язык и межкультурная коммуникация

Разработка  заседания школьного научного общества учащихся  помогает осмыслить коммуникацию между людьми разных культур  с целью воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения инт...

Язык и межкультурная коммуникация

Разработка  заседания школьного научного общества учащихся  помогает осмыслить коммуникацию между людьми разных культур  с целью воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения инт...

Зачем нам нужен иностранный язык или роль иностранного языка в будущей жизни учащихся.

Материал представляет собой выступление на педагогическом совете ГБОУ города Москвы школа 1929 и является краткой демонстрацией практического применения полученных знаний по иностранному языку в школе...

Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации (подборка упражнений)

Все учителя узнают эти упражнения, но, вероятнее всего, не многие вспомнят их все сразу. Вот поэтому я и собрала в единую подборку те упражнения, которые использую сама на разных уроках с разными по в...

Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 5: «Образование и роль иностранного языка в современном мире».

В данном разделе представлен лексический материал по теме   «Образование и роль иностранного языка в современном мире». Ниже представлена ссылка на тренажер, где можно потрениров...

Технологическая карта урока немецкого языка в 8 классе по теме "Роль иностранных языков в нашей жизни"

Цель занятия: - создать условия общения и практического применения языкового и речевого материала.- формирование функциональной грамотности на уроке немецкого языка на примере темы «Роль ин...