Создание проблемных задач и формирование поисковых навыков на уроках английского языка
проект по английскому языку

Бирюкова Юлия Геннадьевна

Процесс обучения школьников иностранным языкам – это важный элемент в системе преподавания. Методисты и лингвисты уделяют этому процессу особое внимание, потому что высокое качество языковой подготовки – это одна из важнейших задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_zadachi.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Создание проблемных задач и формирование поисковых навыков на уроках английского языка

Процесс обучения школьников иностранным языкам – это важный элемент в системе преподавания. Методисты и лингвисты уделяют этому процессу особое внимание, потому что высокое качество языковой подготовки – это одна из важнейших задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.

Чтение для меня занимает одно из главных мест в обучении английскому языку и выступает как целью, так и средством обучения. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В современном мире глобальная сеть предлагает нам огромное количество информации, которую всем нужно научиться сортировать и выбирать только то, что нужно именно нам.

Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в российской школе создают ситуацию, в которой необходимо сделать выбор наиболее актуальных методических проблем и определить пути их решения. Я сделала свой выбор.  Чтение – это навык, а значит его можно “качать”, тренировать, улучшать, совершенствовать. Это навык, который можно развивать постоянно, без “потолка”, увеличивая сложность текстов и создавая проблемные ситуации. Этот навык ученикам чрезвычайно необходим и для работы в Интернете, т.к. на сегодняшний день мы уже не можем представить нашу жизнь без данного ресурса. В чтении существуют разные виды (изучающее, ознакомительное, просмотровое и поискОвое) и все они направлены на достижение разных целей.

Среди основных приемов, используемых при обучении пониманию прочитанного, я бы хотела рассказать о поисковом чтении. Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на поиск информации, о которой известно, что она в тексте есть. Подобная проблемная ситуация возникает у учащихся, когда они работают со страницей в Интернете. Чтобы развить навык понимания прочитанного необходимо читать текст по ключевым словам. Для этого я стараюсь тренировать у учащихся  смысловую догадку, опираться на контекст и не переводить текст. Понять смысл – не значит перевести. Поисковое чтение является одним из сопутствующих компонентов при развитии говорения. Люди читают тексты по-разному. Кто-то внимательно вчитывается в текст, изучает его от первой до последней строчки, другие лишь просматривают изображения. Но не всегда у учащихся есть достаточно времени на кропотливое изучение статьи, а работа с изображением не дает достаточно необходимой информации. Картинки и заголовки становятся главной причиной, почему пользователь задерживает взгляд на тексте. Но наша задача научить их “фильтровать” текст на веб-странице и выбрать нужную информацию, работая с ключевыми словами.

К поисковому чтению предъявляются три главных требования:

  • точное формулирование задания для поиска,
  • ограниченное во времени проведение поиска нужной информации,
  • гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

Овладение технологий чтения я осуществляю в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые упражнения могут быть самыми разнообразными, включая рисунки, Mind Maps, таблицы. Я хочу предложить вашему вниманию некоторые Pre-reading Tasks, которые я применяю на своих уроках.

     

Brainstorming and Mind Map

Используя знания учащихся, составляем Mind Map, а затем эти знания расширяем и уточняем или исправляем при помощи критического прочтения текста, используя один из приемов критического мышления «Пометки на полях».

Фрагмент урока:

Think for one minute and add all aspects of life you will speak according our ModuleThen, draw a Mind Map of the information. You shouldn't write whole sentences - just some words or phrases: anything about or Module that comes to your mind.

Pupils draw a Mind Map:

Работая со страницей в Интернете, ребенок может заранее создать план по основным аспектам касающейся проблемы (ключевые даты, известные имена, значимые события).

Текстовые задания предлагают коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения познавательно-коммуникативных задач.

Упражнения для текстового этапа:

  1. Скажите, какому из указанных заголовков уделяется особое внимание;
  2. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.

Послетекстовые задания я применяю для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения.

Упражнения для послетекстового этапа:

  1. Подчеркните в тексте определения, вывод, термины.
  2. На основе прочитанного учащиеся могут в группе подготовить краткие подсказки как оставаться собой: I would recommend…

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Для того чтобы ученики овладели навыками чтения я использую современные технологии при обучении чтению. Из них я выделяю группу технологий, основанные на личностно-ориентированном подходе: современные информационные компьютерные технологии (интернет), технологии сотрудничества, метод проектов, проблемный метод, технология критического мышления.

Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело, определяется роль каждого в совместной деятельности) учащиеся отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.

Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются условия, которые побуждают обучающихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать информацию из текста. Данный метод просто необходим для учащихся в период Интернет-бума, т.к. огромное количество ненужной информации они должны пропускать через себя, оставляя только ключевые моменты.

Еще одна технология, которую я использую для обучения поисковому чтению - технология критического мышления. Ее цель обеспечить развитие критического мышления по средствам интерактивного включения в образовательный процесс. С помощью этой технологии критического мышления обучающиеся учатся извлекать информацию, анализировать ее.

Методика работы над иноязычным текстом содержит ряд приемов, которые я использую для развития различных умений чтения. 

  • Приём «множественный выбор».

Учащимся предлагается пять вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов. Предлагаются три отрывка и четыре названия к ним, т. е. одно название лишнее. Подобный множественный выбор учащийся встречает, работая с несколькими веб-страницами.

  • Прием «восстановление» или «заполнение пропусков»

Может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации. Так, учащиеся получают текст, в котором пропущено каждое N - энное слово (N - колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами. Работая с вопросами по определенной теме, выполняя задания ОГЭ, ЕГЭ или любые другие срезы знаний, которые учащиеся получают в школе, они так же учатся использовать поисковое чтение.  

  • Прием «мозаика»

Предполагает разделение «банка информации», т. е. после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  • Прием «Конспектирование» или «составление кратких записей»

прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования

  • Прием «логическая перегруппировка» или «восстановление последовательности»

Предлагает перераспределение материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом такой работы является воссозданный связный текст.

  • Прием «дополнение»

Основан на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием характерен для развития умения чтения текста с полным пониманием информации.

Результатами развития навыков поискового чтения стало участие учеников среднего звена в различных олимпиадах и получение призовых мест, что свидетельствует об эффективности данной работы.

ВЫВОД.  

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что создание проблемных ситуаций и поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей учащихся. В результате на уроках удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивые и познавательные интересы. Кроме того, учащиеся учатся  читать, анализировать, систематизировать информацию, которая имеет огромные объёмы в Интернете, работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи, овладевать навыками самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Формирование коммуникативных навыков на уроке английского языка

В статье описаны цели и методы работы на уроке по формированиею коммуникативных навыков....

Формирование фонетических навыков на уроках английского языка

Формирование фонетических навыков на уроках английского языка...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ДОКЛАД НА ТЕМУ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...