Выявление и развитие способностей учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavl-e_sposobnostey.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №26 им. П.Ф.Сенчихина г. Улан-Удэ»

Гулина Наталья Альбертовна учитель английского языка

Способы выявления и развития способностей у обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, деятельности при обучении английскому языку

    Социальные способности обучающихся обусловлены системой обучения и воспитания, а проявляются они в разных сферах. Эти способности представляют собой тесное переплетение врожденных и приобретенных особенностей. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Выявив задатки ребенка, можно развивать соответствующие им способности.  способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Атрибутом творческих способностей, которые активно развиваются в современной школе, является креативность (от англ. сreate – создавать, творить), т.е. готовность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Развитие творческих способностей у учащихся считаю одной из важных задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка есть талант, поэтому творческий характер деятельности у учащихся я определяю в процессе постоянного наблюдения со следующих позиций: оригинальность способа решения поставленных задач, самостоятельность решения, умение осуществлять самоанализ своей деятельности. Дети с творческими способностями охотно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, во внеклассных мероприятиях.

  Не менее важным считаю в своей деятельности и выявление интеллектуальных способностей учащихся по предмету. Данный вид способностей характеризуется разносторонней любознательностью, наблюдательностью, исключительной памятью, умением грамотно излагать свои мысли, способностью к выявлению логических связей в рассматриваемых процессах, делать выводы.

Познавательные способности учащихся на своих уроках я выявляю через наблюдение активности на уроке, самостоятельность решения заданий, выбор типа заданий (репродуктивные, поисковые, творческие).

Как известно, цель обучения иностранного языка в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается обучение практическому овладению иностранным языком. Способности к коммуникации у каждого человека формируются индивидуально, и на это влияет взаимодействие с родителями, одноклассниками, учителями. Коммуникативные способности характеризуются умением учащихся начинать, поддерживать и заканчивать разговор, способность используя вербальные и невербальные виды общения, умением подмечать эмоциональное состояние собеседника и правильно реагировать на него, а еще проявлять уважение и сочувствие к другим людям.

«Иностранный язык- блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации - те способности, которые работают на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…» (Е.И. Пассов).

  Организуя деятельность учащихся по развитию способностей, я стараюсь соблюдать следующие принципы:

1) процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

2) уровень трудности должен быть оптимальным, т. е. трудно, но выполнимо;

3) обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;

4) поощрение высказывания оригинальных идей;

5) предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

6)педагогические приемы, формы и методы обучения иностранному языку соответствует возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков;

7)использование внеклассной работы (Внеклассная работа — это удобный способ систематизации языкового материала, изученного на уроках. А если эти знания систематизируются и обобщаются через интересные, нетрадиционные формы работы, то это как нельзя лучше способствует формированию интереса к изучению иностранного языка.);

8) создание у учащихся положительного эмоционального настроя во время всего процесса деятельности и по ее окончании.

Творческие задания в курсе изучения английского языка

Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения. Но если, с одной стороны, решение проблемы не должно быть очевидным, то, с другой стороны, «зона трудностей» должна быть доступна ученику. Задания на сравнение и анализ зрительных образов увеличивает мыслительный потенциал, уровень самостоятельности ученика. Он учится проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для решения этих заданий.

  1. Учимся находить общие и различающиеся признаки.

«Лишнее слово»: ученикам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов и объяснить, почему он его выбрал; учащиеся сами составляют ряды слов.

  • cucumber, tomato, pepper, bread
  • potato, nectarine, kiwi, apple
  • cheese, salt, banana, water
  1. Группировка слов, обобщение.
  • pencil, pen, schoolbag, rubber, pencil box
  • pepper, onion, cucumber, potato, tomato
  • doctor, singer, teacher, cleaner, drive
  1. Учимся составлять сюжетный рассказ. Ученику предлагается представить, что он превратился, например, в кошку. Нужно составить рассказ от имени выбранного персонажа.
  2. Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке.
  3. Игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Учащиеся называют как можно больше слов по заданной теме.
  4. Творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали.

Одно из важнейших умений, которые формируются на этапе эвристического мышления, это умение анализировать проблемную ситуацию. Ученики могут научиться оценивать их роль и значение для осуществления своих замыслов.

1.Составление синквейнов (в переводе с французского языка «пять строк») Синквейн развивает познавательную деятельность, так как учащиеся учатся отбирать и обрабатывать информацию. Для каждого ученика создается ситуация успеха, он ощущает, что может сотворить что-то новое, необычное для себя, что до него никто не создавал. У учащихся возникают идеи, даже если их языковые возможности ограничены.

2. Один из путей повышения познавательного интереса и возможности задействовать творческий потенциал учащихся — стихи конкретной поэзии. Стихи обогащают словарный запас учащихся. Поиск новых слов в словаре происходит «для себя», и такие слова прочнее закрепляются в памяти.

3.Я широко использую метод проектов в своей практике со 5 по 11 классы, естественно, с учетом возрастных особенностей. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует обще учебные интеллектуальные умения работы с информацией на иностранном языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета. В начале изучения языка — это простые проекты на такие темы, как «The ABC», «Мой домашний питомец», «Моя семья» и т. д.

3. Работа с ребусами, кроссвордами активизирует изученную лексику, дает возможность к её непроизвольному запоминанию.

 4. Сочинения, эссе, написание открыток, писем

 5. Сюжетно-ролевое общение через ролевые игры также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Введение и активизация элементов интеграции английского языка с различными предметами (литературой (изучение творчества писателей, поэтов), историей (страноведческий материал), географии (изучение географического положения стран) способствует развитию коммуникативных способностей, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, т.е. развитию интеллектуальных способностей. Все это делает урок интересным, ёмким, развивающим кругозор и усиливает желание изучать иностранный язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

В своей деятельности развитие творческих способностей учащихся строю на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюд...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди к...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Все изменения в новом стандарте должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме. Цель деятельнос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы....