Реализация нового ФГОСа на примере 5 класса
учебно-методическое пособие по английскому языку (5 класс)

Коврова Надежда Нисторовна

Вработе уделяеться внимание на задачи и условия преподования англ.языка по примеру 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_novogo_fgosa_na_primere_5_klassa.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация нового ФГОСа на примере 5 класса

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2] «федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

 2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных программ различных уровней сложности профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их  освоения».

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование

В своей работе учитель иностранного языка опирается на ряд нормативных документов, регламентирующих цели, задачи и условия преподавания иностранных языков в более широком образовательном контексте.

В практике российского общего образования курс обучения по иностранному языку существует в виде учебно-методического комплекта (УМК). Авторы УМК выстраивают процесс обучения, действуя в пределах обозначенных подходов к обучению иностранному языку и реализуя при этом свои методические идеи посредством специально разработанной системы упражнений, набора приемов обучения разным аспектам иностранного языка и коммуникативным умениям. А учитель получает возможность адаптировать материал УМК и приемы обучения к педагогическим условиям, существующим на практике, таким как уровень иноязычной подготовки школьников (важный, например, для дифференциации обучения), способности, мотивированность и профессиональная ориентированность отдельных учащихся (важные, например, для разработки индивидуальной траектории обучения), региональные особенности (важные, например, для выбора изучаемого языка, для расширения тематики, выбора тем проектных заданий и т. д.) и прочее.

Помимо УМК в современной школе активно используются двуязычные и толковые словари (электронные и на бумажной основе), дидактический раздаточный материал, лексические и грамматические тренажеры на печатной и цифровой основе, тренажеры для подготовки к государственной итоговой аттестации на разных этапах обучения, электронные энциклопедии и др. Все чаще используются цифровые образовательные ресурсы, предлагаемые на специализированных сайтах (например, Московская электронная школа (МЭШ), Российская электронная школа (РЭШ) и др.)

Все перечисленное создает обширную информационнообразовательную среду, которая «способна усилить развитие учащегося как активной творческой личности и воссоздать отсутствующее иноязычное окружение», а также «предоставить школьникам возможность овладевать… содержанием в своем индивидуальном темпе и с учетом индивидуального стиля деятельности»

В чем специфика обучения иностранному языку в 5 классе?

 Особое внимание хочется уделить особенностям работы в 5-м классе, который является переходным от уровня начального общего образования к уровню основного общего образования. Кроме того, начало нового уровня школьного образования отличается тем, что часто в 5-м классе собираются дети, обучавшиеся иностранному языку в разных классах, а иногда и по разным УМК. Учителю важно составить представление об уровне подготовки школьников, «подтянуть» некоторые слабые места в уровне подготовки, организовать полноценное повторение материала, забытого за лето, и выработать стратегию обучения класса. Все эти задачи легче решить с учетом результатов так называемого входного теста/диагностической работы, который имеет смысл проводить на втором-третьем уроке с начала учебного года, дав пятиклассникам возможность адаптироваться к новым условиям.

Объектами контроля во входном тесте/диагностической работе должны быть: коммуникативные умения в аудировании, чтении, письменной речи, говорении, а также языковые знания и лексико-грамматические навыки.

 Для объективной и эффективной оценки умений в аудировании, чтении, языковых знаний и навыков целесообразно использовать задания с кратким ответом знакомого формата, для проверки умений учащихся в письменной речи и говорении – задания с развернутым ответом, например, заполнение анкеты, написание электронного сообщения личного характера; создание монологического высказывания с опорой на план и т. д.

Для проверки умений учащихся в говорении можно предложить учащимся составить монологическое связное высказывание с опорой на план в виде косвенных вопросов. Оценить ответ пятиклассника можно по следующим критериям: содержание (решение коммуникативной задачи – раскрытие аспектов плана) и языковое оформление высказывания (наличие/отсутствие грамматических, лексических и фонематических ошибок). Устная часть проверочной работы может выполняться на нескольких уроках в «скользящем» формате.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а коммуникативные умения и речевые навыки объеденены в 2 блока Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.

В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим в урочной деятельности мы используем такие технологии как, метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др.  Эти технологии направлены на то, чтобы  развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Это достигается на таких уроках как:

· урок — путешествие («Мир вокруг нас»);

· урок — игра («Покупки»);

· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

· урок-викторина («Занимательная грамматика»)…

На уроках иностранного языка мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными клише. Они сформированы по ситуативному признаку: как выразить благодарность, что говорить при встрече и расставании, правила этикета, затем эти выражения используются в диалогах, которые учащиеся выучивают, а затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Монологическая речь строится на основе текстов и 3х фазовой работе с текстами как по чтению, так и аудированию. УМК снабжены аутентичными аудио материалами, Используются учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы: книги для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал.

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.

1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»).

2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.

Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. учащиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)

Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)

Например, при обсуждении темы «Свободное время»можно выполнить следующие задания:

-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь,

-Прочитать небольшой текст о занятиях детей в свободное время и дополнить его словами из своих колонок, описывающими , чем ты занимаешься в свободное время.

Рассказать о себе и своих занятиях используя новую лексику (монолог)

-Поработать парами: и расспросить друг друга о своих занятиях в свободное время (диалог)

--Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й ученик даёт ему характеристику и обращается ко 2-му ученику, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и

обращается ко3-му ученику и т.д. и в результате многократного восприятия и использования ученики запоминают новую лексику.

A friend—a selfish friend --a selfish moody friend-- a selfish moody respected friend-- a selfish moody respected caring friend 

3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).

Вот несколько приёмов активизации устной речи:

--Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)

--Поиск недостающей информации(communication gap activity)-коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какую страну ты хотел бы посетиь и почему?). Такие задания типа могут иметь различные формы:

picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);

text gap (у школьников имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить );

--Плюсы и минусы (Учащиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители). 

--Приоритеты (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).

 --Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. (Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.)

Мы понимаем, что для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Это достигается в 5 классе на уроке-защите проекта «Семья», «Генеалогическое древо»

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

В Таких мероприятиях как английские праздники “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” ученики принимают участие. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ также используются как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и это возможность для межличностной коммуникации учащихся; развития умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию

Недели иностранного языка .

Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью ГОУСОШ № 639 по созданию условий для реализации новых ФГОС

    Реализация программы модернизации образования потребовала от каждого образовательного учреждения решения задачи по созданию условий для внедрения ФГОС.Прежде чем ответить на...

Педагогический проект "Развитие лингвистической одаренности школьников в условиях реализации нового ФГОС"

     Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Бол...

Подготовка и реализация новых ФГОСов

Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельностиИз опыта работы учителей истории и обществознания МБОУ лицей № 87 имени Л. И. Новиковой...

Реализация новых ФГОС по математике в основной и старшей школе

Выступление по МО для учителей математики....

Методический семинар "Методики и технологии, направленные на реализацию новых ФГОС, применительно к предмету Информатика и ИКТ".

Методический семинар "Методики и технологии, направленные на реализацию новых ФГОС, применительно к предмету Информатика и ИКТ"....

Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.

Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС....

Статья "Особенности преподавания нового курса «Вероятность и статистика» для учащихся 7-8 классов в общеобразовательной школе в рамках реализации нового ФГОС на предмете «Математика»

В статье отражены особенности преподавания курса «Вероятность и статистика» в образовательной организации, их актуальность для обучения математике школьников.Ключевые слова: ФГОС ООО, осно...