Понятие связи между заданиями и примеры их использования
статья по английскому языку

Фёдорова Ирина Викторовна

Теория звеньев - удобный инструмент для определения последовательности заданий на занятии. Она позволяет легче обеспечить доступность заданий, она подсказывает, когда языковое задание действительно необходимо, а когда от него можно отказаться и заменить коммуникативным, аналогичным по языковой трудности.Задания одного и того же уровня могут иметь между собой два типа связей: 1. Пересечение 2. Констелляция. Если задания находятся на разных уровнях сложности, то выделяют три типа связей между ними: 1. Детерминация (= подчинение) 2. Объединение 3. Объединение. В данной статье приводятся примеры использования этих связей при выполнении заданий в ходе урока разной сложности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ГКОУ ЦИО «Южный»

Учитель английского языка:

                       Федорова И.В.

Понятие связи между заданиями и примеры их использования

Основными этапами урока являются – ознакомление, тренировка и речевая практика.

Звено - это единица учебного процесса, более мелкая, чем этап, которая позволяет показать градацию усложнения заданий внутри этапа и на стыках между этапами.

Первые два звена обеспечивают осмысление нового понятия и овладение способами пользования языковым материалом.

Этапы тренировки (звенья 3,4,5) направлены на решение чисто учебных, а не речевых задач. В заданиях пятого звена мотив деятельности тоже остается учебным. В шестом звене можно говорить об учебно-речевой мотивации.

Теория звеньев - удобный инструмент для определения последовательности заданий на занятии. Она позволяет легче обеспечить доступность заданий, она подсказывает, когда языковое задание действительно необходимо, а когда от него можно отказаться и заменить коммуникативным, аналогичным по языковой трудности.

           Задание - это минимальная целостная единица учебного процесса, соединяющая в себе активность обучающего и обучаемого.

Задание можно рассматривать как совокупность следующих составляющих:

а) инструкции, т. е. указания, что именно и как надлежит сделать;

б) указания на роль данного задания в достижении общей цели;  

в) материала, с которым надлежит выполнять учебные действия

г) образца выполнения задания.

Методически существенно, чтобы форма занятия отражала принципы последовательности и доступности, т.е. информация должна дробиться на достаточно мелкие дозы, и каждая доза должна сопровождаться указанием на то, какое учебное действие следует выполнять.

Задания одного и того же уровня могут иметь между собой два типа связей:

  1. Пересечение

            Задания могут быть примерно идентичны по трудности и при этом связаны между собой либо основной интеллектуальной операцией, либо на основе общих навыков или умений (или даже отдельных компонентов умений). Их можно менять местами.

  1. Констелляция 

           Задания могут быть примерно аналогичными по сложности и при этом относительно независимыми друг от друга. Единственное, что связывает их, - это то, что они в равной мере необходимы для выполнения последующего задания. Их зачастую можно менять местами.

Основное требование к констелляции состоит в том, что подобные задания обязательно должны объединяться. Кроме того, их не должно быть много подряд - не более двух-трех. Иначе структура урока предстает аморфной даже при условии завершающего объединения таких заданий.

Если задания находятся на разных уровнях сложности, то выделяют три типа связей между ними:

  1. Детерминация (= подчинение) - тип отношений между двумя заданиями, когда первое из них является условием выполнения второго, снимая отдельную трудность или несколько трудностей. Тем самым формируемый навык или умение попадает в более естественные условия функционирования. Детерминация - самый распространенный тип связи.

       Например: произношение отдельных звуков помогает произносить их же в словосочетаниях, произнесение словосочетаний - предпосылка для отработки интонации предложения и т.д. В принципе весь урок может быть построен исключительно на детерминативной связи. При этом цель каждого задания становится одним из условий непроизвольного запоминания. Однако в реальных условиях обучения чисто детерминативная цепочка заданий урока  весьма редкое явление, потому что на любом занятии, какова бы ни была его цель, надо работать и над фонетикой, и над памятью, и над логикой, и т.п.

  1. Объединение - тип отношений, при котором задание более сложного уровня использует результаты двух или трех заданий предыдущего уровня сложности. Задания, находящиеся в отношениях констелляции, обязательно должны объединяться. Приведем пример такого объединения.

      Пример такого объединения. а) Прослушайте предложения на родном языке и скажите, какой артикль вы употребили бы при переводе на английский язык: определенный, неопределенный или «нулевой». б) Произнесите следующие словосочетания: отрабатывается примыкание безударных слогов к предыдущему ударному (a pen and a note-book) и редукция [d] перед согласным звуком (Bess and Ben;fish and meat). в) Объедините следующие знакомые слова в логичные пары (по принципу: «эти предметы часто встречаются вместе»); используйте, где нужно, неопределенный артикль: Cake, apple, tea, wine, milk, meat, pen, lamp, pencil, book, chalk, map, cat, dog, etc. E.g.: A cake and an apple; a cake and tea, a cake and a knife; a cat and a dog; a cat and meat; a cat and milk, etc. (В третьем задании в равной мере необходимы произносительные навыки и выбор между «нулевым» и неопределенным артиклем.)

  1.  Включение. В этом случае последующее задание как бы полностью вбирает в себя предыдущее. При этом ведущая интеллектуальная операция, как правило, остается той же, но задания отличаются по объему материала, по количеству факторов, которые надо принимать во внимание. Поэтому такие задания, конечно, нельзя менять местами.

         Этот тип связи я очень часто использую на уроках, посвященных поисковому чтению.

Пример 1: Тема «Здоровый образ жизни» (5–9 класс)

Read the text and answer the questions:

Health

         Health is very important for all people. Schoolchildren do not speak about health very often. They discuss other things. But when a classmate falls ill, everybody wants him to become well again. He must come to school again and take an active part in school life.

       Why do young people fall ill? The answer may be very simple.

        You won’t catch cold, for example, if you take care of your health. Your health can be excellent and it can be bad. You must choose. So the best thing for you is go in for sports.

         You must also remember some of the rules. They are about how to be in good health. To live in a healthy climate is not enough.

         What you also need is to spend a lit of time in the open air. It is very useful to go for a long walk in the country. And don’t forget to keep your room and your hands clean.

          Do you remember to get up early and go to bed early? Do you remember to do morning exercises.

Questions:

  1. Explain why some schoolchildren must think more about their health.
  2. What can you say about the health of your classmates?
  3. What must children do to be in good health?
  4. Does sport make people strong and healthy?

             Пример 2: Тема: “When you have time to spare…” «Когда у тебя есть свободное время…» (10 класс)

  1. Семантизация новых лексических единиц.

1.1 Ответы на вопросы:

  1. Do you know anything about Hobby Clubs?
  2. What is it?
  3. What kind of hobby clubs do you know?
  4. Before you answer this question, please look at the blackboard, and to read and translate the new words. After that please answer on my question.
  5. What can you say about this clubs?
  6. What do you know about Hobby Clubs in Russia?

1.2 Произношение и запись новых слов

Ok, you all know a lot of interesting things about different hobbies and hobby clubs, and now we have read the article about hobby clubs in Russia, but before we repeat and write new words.

  1. Amateur arts - самодеятельность Folk crafts - народные ремесла
  2. Steadily - постоянно Hobby clubs - клубы по интересам
  3. Wide range - широкое разнообразие
  4. Health promotion - укрепление здоровья
  5. Environmental protection - защита окружающей среды
  6. To get acquainted - знакомится To vary - изменятся
  7. To sponsor - субсидировать To charge - платить, вносить плату
  8. Admittance fee - вступительный взнос
  9. Membership fee - членский взнос Purchase - покупка
  10. Gear - оснащение
  11. The all Russia society of stamp collectors - Всероссийское общество филателистов
  12. Adult - взрослый Virtually - фактически
  13. Annual - ежегодный Local branch - местное отделение
  14. Winter swimming club - клуб любителей зимнего плавания
  15. To dare - осмеливаться
  16. Amateur song writer's club - клуб авторской песни
  17. To bring together - объединять Walk of life - гитара
  18. Campfire - туристический костер

2. Чтение и перевод текста

(стр. 109 - 110 учебник английского языка для учащихся 10 класса “Snowball English”, автор Л.Г. Денисова, С.М. Мезенина, текст “Hobby clubs in Russia”.

            Sport, travel, collecting, amateur arts and folk crafts are most popular in Russia.

            The popularity of hobby clubs is growing steadily.

            There is a wide range of clubs all over the country. They specialize in tourism, books, health promotion, environmental protection, history, movies, drama ect. There are also clubs where young people as well as those who are over 30 can simply get acquainted. Club membership may very from a few individuals to several thousand. Hobby clubs usually sponsored by enterprises or cultural centers, can also be district, city or even nationwide. Some of them charge admittance fees. Some of them charge membership fees used for the purchase of all kinds of gear and equipment.

          Thus, All - Russia Society of Stamp Collectors has a membership of about two million adult collectors and the same number of children. There is a stamp collector's club in virtually every Russian city and town.

           The Society uses the annual membership fees for publishing its own magazine and stamp catalogues, as well as for organization exhibitions. At their meeting members of local branches buy stamps, exchange collection and learn the latest news about stamp collecting.

            As for winter swimming clubs, their members include thousand of people in different part of the country. The brave people who dare to swim in big ice holes are known as “walruses”. They often swim together with their families, infants including. Specialists claim that such “walruses” are less susceptible to colds, and their children develop much faster than other children.

            The first amateur song writer's clubs were step up over 30 years ago. They bring together poetry lovers, those who compose their own songs and sing them to the accompaniment f their guitars. Their members are people from all walks of life. In their free time they sing the songs the have written at parties, around the campfire in the woods, at cultural centers and even at stadiums.

3. Обсуждение текста.

  1. What can you say about this story?
  2. What can you say about stamp collector's clubs, winter swimming clubs and other hobby clubs in Russia?
  3. How do you think its clubs can be useful for our society? Why?
  4. I think that our hobby can help us to meet new friends. Do you agree with me?

Задание может включать небольшой информативный текст (как правило, предваряющий инструкцию), который не является собственно материалом задания, а своим содержанием стимулирует рецептивное или репродуктивное речевое действие, направляя мысль обучающегося в определенное русло или создавая необходимый настрой.                

          Любой школьный урок или занятие подчиняется одной основной цели. Однако одновременно существует ряд дополнительных целей, тесно связанных с основной.

Поясним, что означают «основная» и «дополнительная» цели и как они соотносятся. Например, урок может быть, в первую очередь, нацелен на формирование грамматического навыка употребления конструкций ask (tell) smb. (not) to do smth. Параллельно преподаватель может поставить цель развивать умение связного побудительного высказывания. Но обучение логике высказывания здесь не является самостоятельной целью: целевой навык может формироваться в высказываниях самого разного типа, т.е. не только в объяснительной побудительной реплике, где надо привести убедительные доводы, но и в реплике-отказе (Ask somebody else to help you.), и в возмущенной реплике (I told you not to touch my things, didn't I?!), и т.д. Навык тем прочнее, чем с большей вариативностью он задействуется, но умения здесь выступают в основном как фон, хотя они и совершенствуются. Так, например, в финальном задании можно предложить следующую инструкцию: A friend of mine wants to study English on his own. Give him some pieces of advice about what he should or should not do in order to learn the language quickly. (Use the structures: "Tell him (not) to...", "Let him..."). Explain why. Однако для создания связного творческого высказывания учащиеся нуждаются в опорах. Здесь может использоваться чисто рецептивное задание типа: Прослушайте отдельные рекомендации и поднимите красную карточку, если вы согласны с той или иной из них, и синюю, если считаете ее бесполезной или вредной. Например: "Tell him to buy a dictionary and to memorize a page a day. " Затем можно предложить рецептивно-репродуктивное упражнение в чтении или слушании отдельных утверждений и их воспроизведении с трансформацией для выражения своего согласия или несогласия: "Let him look up every new word in the dictionary. " "Oh no, don't tell him to look up every new word: let him guess the meaning!" Вариант, аналогичный по трудности: Объедините высказывания по принципу: «Прежде всего, ...», «Кроме того, ...», «И наконец, ...» или по принципу «С одной стороны, .... но с другой стороны, ...». Оба этих задания принадлежат к четвертому звену (см. гл. 4), а завершающее задание, к которому они подготавливают, - к пятому звену.

Таким образом, в данном случае позвеньевая цепочка заданий соблюдается. Однако иногда она может как бы временно размыкаться, включая в себя задания, словно бы и не связанные с основной целью, но в то же время косвенно направленные на ее достижение.

Так, в нижеследующей цепочке заданий первое относится к четвертому звену, а третье - к пятому звену (т.е. оба тренировочные), в то время как промежуточное задание, готовя к последнему в плане говорения, с точки зрения рецепции, представляет собой речевую практику, т.е. как бы «опережает» третье задание.

1. Воспроизведите предложения в естественном темпе по памяти, выбирая завершение, соответствующее вашей точке зрения: Leaving one's home and going on a journey makes people feel... (happy, miserable, depressed, sad, excited, carefree). After a long journey, one's home seems... (a dull and insignificant place, the best place on Earth, a strange place), etc. Прочитайте отрывок вслух. Определите настроение автора,

2. используя множественный выбор: "Dry, desolate, and lonely Texas, rock, and sand, and dust, and the train. Lord God the crazy train rattling through Texas, the sky dark with dust and the smoker full of the sad faces, the travellers, the everlasting travellers of the Earth, going from one place to another, leaving one thing for another, and seeking God only knows what." (W.Saroyan) a) the excitement of being on the road; b) the loneliness resulting from being separated from those one loves; c) sympathy for man who is a lost child in this vast and unfriendly world, etc. 3. Объясните, какие чувства вы испытываете, уезжая надолго из дома (скомбинируйте высказывания из первого задания с фразами из второго и добавьте несколько предложений).

          Теория звеньев должна восприниматься не как догма, а как ориентировочная основа планирования практического занятия. Следовательно, взаимосвязь звеньев и взаимосвязь видов речевой деятельности находятся в диалектическом противоречии, составляя тем самым своеобразное диалектическое единство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Урок с использованием метода создания проблемной ситуации и частично- поискового характера проведения и организации хода урока. ...

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”

ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...