Развитие читательской грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку

Емельянова Елена Владимировна

В статье собраны наиболее распространенные способы формирования читательской грамотности в рамках развития функциональной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_angl.yazyka.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

Читательская грамотность на уроках английского языка является одним из направлений формирования функциональной грамотности
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.
Развитие читательской грамотности — это очень актуальное и самое востребованное направление. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.
И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение 
заданий на формирование навыков функционального чтения.

 Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

 Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
  Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
    Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
    Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
    Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

В своей практике учителя` часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не умеют актуализировать наличные умения, не могут перенести знания и умения из одной области на другую, часто подменяют задание на более привычное, знакомое.
Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

      В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.
К 
сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
-описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
-повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
-рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К 
несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, комиксы и т.д.

Соответственно мы должны учить детей:
 - Различать сплошные и несплошные тексты
- Извлекать информацию из несплошных текстов
- Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
- Самостоятельно создавать несплошные тексты
- Оценивать полученную информацию
  Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

   Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
-текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
-объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
-наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
-наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
-текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

       Рассмотрим методы работы с некоторыми из примеров несплошных текстов на уроках английского языка в средней и старшей школе.

    При изучении темы «Увлечения/хобби» учащимся можно предложить сделать опрос своих одноклассников на английском языке, заполнить таблицу и сделать вывод, изобразив шкалу в виде графика. График — это наглядное представление зависимости одной величины от другой.

Задание

Make a survey. Ask your classmates about what he/she can do. Fill the table and tell the class what the most popular activity is.

Можно усложнить работу, предложив выполнить вычисления в процентах. В ходе выполнения задания учащиеся учатся задавать вопрос собеседнику (отрабатывается умение работы в паре), анализировать полученную информацию, изображать ее в виде графика и представлять полученный результат аудитории. Такой вид работы будет наиболее интересным и продуктивным при использовании групповой формы работы (опрос ведется внутри группы, а представление результата - другим группам). Такой вид задания предполагает межпредметную связь, а именно для необходимых вычислений участникам процесса понадобятся познания в области математических вычислений. Также не исключается построение диаграмм.  Диаграмма – геометрическое изображение, позволяющее увидеть показатели в их сравнении или проследить динамику развития какого-либо явления. Выполняется в различных вариантах (bar charts, pie charts, histograms, pictograms, tables). Цифровые данные обычно располагаются от большего к меньшему. Подобный способ расположения помогает ученикам эффективно сравнивать, обобщать и анализировать.

При описании любого графика важно упомянуть:
1) какой график перед вами находится и какую информацию он предоставляет;
2) основные характеристики и тенденции, показанные на графике;
3) общее впечатление о графике.

 Рисунок – изображение объектов или явлений, выполняемое с помощью контурных линий, штрихов, пятен.
С помощью наглядности ученик лучше усваивает лексический материал. Также картинки используют как опору при описании чего-либо или кого-либо. Например, при описании дома, комнаты, семьи, внешности и т.д. Можно выполнить задание наоборот: по тексту нарисовать картинку. Такие упражнения полезны при описании маршрута, комнаты, внешности и т.д. Например, при изучении темы «Части тела» или «Животные» можно выполнить следующее задание, в котором учащимся будет предложено описать изображение на картинке, используя план как опору.
Задание
Describe a picture using the plan.
The picture shows …..
— height, size
— ears, eyes and nose
— tail
— colour                                                                      

Ученикам старших классов будет продуктивнее предложить задания более сложного уровня. Школьнику дают определенный документ с несплошным текстом. Это может быть чек из магазина, грамота, водительские права, свидетельство о рождении, заполненная анкета, медицинская карта, справка, объявление и т.п. Например, учащимся предлагается составить диалог (работа в парах), используя информацию из афиши. Можно дать возможность изменить диалог, заменяя выделенные фразы, на усмотрение учащихся, тем самым не заключать их в рамки, а дать возможность проявить свои творческие умения.

     Не менее интересно упражнение, носящее название «Облако слов». Облака слов или, как мы привыкли, word clouds – это изображения, которые формируются из списка слов. Обычно, чем чаще слово появляется в списке, тем большего размера или чаще оно будет встречаться в облаке слов. Word cloud необязательно имеет форму облака. В зависимости от программы (Wordclouds.com, AnswerGarden), в которой его создали, изображение может выглядеть как сердце, дерево и т.д. Шрифт, цветовую схему и ориентацию можно настроить и создать уникальный дизайн.

Что делать с облаками на занятиях английского?
— Актуализация предварительных знаний. Можно задать тему урока и попросить учеников вспомнить все слова на английском, связанные с этой темой. После того как все слова будут добавлены в облако, учащиеся обсуждают слова, которых они не знают в парах или небольших группах, или ищут их в словаре.
— Изучение синонимов и словообразования. Такой навык необходим всем, кто готовится к экзаменам по английскому, например, ЕГЭ, FCE, IELTS и не только.
— Отслеживать прогресс. Вместе с учениками можно сравнить два облака слов. Первое облако создаём вместе с ними перед изучением новой темы или юнита. По завершении сформируем новый список слов, связанный с темой. Сравниваем эти облака. Смотрим, какие изменения произошли в знаниях учащихся по теме? Увеличился ли их словарный запас? Знают ли они больше понятий, связанных с темой? Было ли проще формировать список перед введением темы или после завершения?
— Голосования. С помощью word cloud ученики могут голосовать за определенную идею. Например, выбирать тему для эссе, соглашаться или не соглашаться с доводами, решать что-то вместе.
— Получить фидбэк (рефле`ксию). Использовать облако – лучшая идея, ведь все ответы анонимны. В конце урока или темы можно спросить учеников, что нового и полезного они выучили или то, над чем, по их мнению, им придется еще работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Развитие читательской грамотности на уроке английского языка (послетекстовые упражнения)

разработка поможет учащимся самостоятельно проанализировать и пересказать прочитанный текст...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

Статья предлагает практические приемы развития читательской грамотности на уроках английского языка в общеобразовательной школе....

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...