Эффективные методы и методики подготовки обучающихся к ВПР по английскому языку ( 7 класс)
статья по английскому языку (7 класс)

Масленникова   Лариса Юрьевна

В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе является Всероссийская проверочная работа. ВПР по иностранным языкам нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции, а также на оценку уровня освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью ВПР по английскому языку является определить, насколько усвоен учащимися лексический, грамматический материал, навык восприятия англоязычного материала на слух, чтения и общения.

В ходе выполнения работы семикласснику предстоит справиться с шестью заданиями в течение 45 минут: аудирование (восприятие на слух); говорение (чтение текста вслух, монологическое высказывание с основой на картинку); письменная часть (проверка понимания содержания текста, грамматика и лексика).

Подготовку 7-классников необходимо начинать со знакомства с заданиями.

Следующим этапом является написание пробной версии ВПР. Целью данного этапа является выявление основных проблем, возникающих при выполнении заданий и, таким образом, избрать пути решения.

В заданиях по аудированию проверяется сформированность умений понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию. Перед прослушиванием текста внимательно ознакомьтесь с вариантами ответов, следите за текстом при прослушивании и постарайтесь услышать ключевые слова, которые помогут выбрать эти соответствия. Делайте записи в черновике, чтобы сделать правильный выбор и внимательно выбирайте правильные варианты ответов на экране.

В задании по чтению текста вслух проверяются умения осмысленного чтения текста вслух, а также произносительные навыки. Внимательно ознакомьтесь с текстом, чтобы правильно сделать паузы при чтении и выбрать нужную интонацию. Читая текст про себя, обратите внимание на самые сложные слова и длинные предложениям, продумайте, как их оформить интонационно. Не спешите при чтении, но и не затягивайте, чтобы уложиться во времени.

Достаточно много времени тратится на подготовку к заданию 3 (описание фотографии), но это оправданно, ведь за него можно получить 8 баллов (на тройку достаточно набрать 13). Поэтому очень важно составить шаблон для ответа при описании фотографии.Наибольшего внимания требует 3 задание, правильное решение которого дает 8 баллов. В процессе подготовки к заданию необходимо разобрать план. Затем необходимо разработать упрощенную схему описания фото

1. I`d like to describe picture №…

2. The picture shows…(a girl, a boy, a man, a woman)

3. The…is in the…(место)

4. He (She) is…ing… (действие)

5. He (She) is wearing…(одежда)

6. I think he (she) is…years old. (возраст)

7. He (She) has got…hair.

8. I like the picture because it is bright and colourful.

9. It makes me think of…

10. It is full of positive emotions.

При подготовке к решению 4 задания необходимо объяснять школьникам, что вовсе необязательно полностью понимать тексты. Хватит и того, чтобы увидеть ключевые слова, согласно которым станет понятно, какой заголовок необходимо выбрать.

При подготовке к пятому заданию, прежде всего, необходимо повторять личные местоимения, количественные и порядковые числительные, множественное число существительных и т.д.

Последнее задание считается самым сложным, поскольку без определенного словарного запаса его выполнить невозможно. Очевидно, что не каждый сможет его выполнить, однако необходимо рекомендовать каждому ученику не оставлять пустых клеток.

В разделе «Лексика. Грамматика» предлагаю упражнения, совершенствующие умения обучающихся использовать языковой материал в коммуникативно-ориентированном контексте. Они помогают обобщить и структурировать знания по грамматике и лексике.

Мы повторяем следующие темы:

  • Видо-временные формы глагола (Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Simple, Past Continuous, Future Simple), конструкции used to+ infinitive, be going to+ infinitive
  • Страдательный залог (на элементарном уровне)
  • Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных +конструкции such as, as long as, so/as/such
  • Притяжательный падеж существительных
  • Местоимения (some/any, this/that/these/thosemuch/many)
  • Модальные глаголы: must, can, could, should
  • Конструкции с предлогами (например: busy with, written by, look forward to)
  • Числительные количественные и порядковые
  • Личные, притяжательные и объектные местоимения

В разделе «Лексика» повторяем слова по темам «Внешность», «Одежда».

Первое задание в устной части ВПР – чтение вслух текстового отрывка. Задание базового уровня, как ни странно, но ученикам бывает очень сложно набрать возможные 2 балла за чтение текста вслух. В этом задании тестируются следующие умения обучающихся:

1. произносить слова без нарушения норм;

2. соблюдать правильные интонационные контуры и делать соответствующие фразовые ударения;

3. избегать необоснованные паузы в чтении. Время для подготовки 1,5 минуты, время чтения 2 минуты.

Для подготовки чтения нам необходимо выделить приемы, которые помогут совершенствовать ранее созданный навык чтения. Среди таких приемов можно назвать:

1. Чтение вслух на основе эталона. Эталон может исходить от учителя, он может быть дан в записи. Эталон звучит дважды: выразительно, сплошным текстом, затем с паузами, во время которых учащиеся читают, стараясь подражать эталону («паузированное чтение»). В заключении наступает сплошное чтение текста учащимися, сначала шепотом, затем – вслух. Уместно использовать для этого тексты для чтения, к которым есть звукозапись.

2. Чтение под фонограмму может быть также уместно для формирования необходимой скорости чтения и соблюдения интонационного рисунка.

3.Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. Данный прием можно применять на уроке в парах после прослушивания одного из обучающего вслух.

4. Чтение без эталона и предварительной подготовки как проработанных ранее текстов, так и новых. Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено, прежде всего, на развитие беглости и выразительности чтения. Его следует проводить периодически в конце работы над темой, когда накапливается несколько текстов. Чтение новых текстов также производится без подготовки во времени. Такое чтение максимально приближается к естественным условиям чтения на проверочной работе.

При подготовки монологического высказывания делаю памятки для описания картины. Работаем с памяткой, поясняю каждый пункт, отрабатываем несколько картинок вместе. Памятки выдаю каждому ученику. Описываем картинки на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная работа (запись на компьютере) и дома). Можно записать аудиофайл, в это время учитель может прослушать по очереди каждого ребенка. Таким образом, на одном уроке у каждого ребенка будет возможность описать картинку несколько раз, а у учителя будет возможность послушать каждого.

Рассмотрим инновационные методы подготовки.

Одним из таких методов является разработка ментальной карты, которые являются диаграммами, схемами, позволяющие в наглядной форме представить идеи, тезисы, задачи, объединенные тем или иным общим аспектом.

Данный метод дает возможность охватить в целом всю ситуацию и удерживать в сознании школьника огромное количество информации для поиска связи между отдельными участками и т.д.

Другим методом подготовки к ВПР по английскому языку является ролевая игра, которая позволяет каждому ученику реализовывать ту или иную роль. Целью данного метода является формирование речевых навыков семиклассников.

Вариантом использования данного метода может быть игра «Эксперт и экзаменуемый», Предлагается следующее задание: осуществить подбор текстов по английскому для чтения необходимого объема, выделение 10 контрольных слов. На уроке же работу необходимо осуществлять в парах. Эксперт дает две минуты для подготовки экзаменуемого к чтению и столько для чтения текста. Затем, он выявляет, какое количество из отмеченных им слов каждым экзаменуемым было прочитано верно

Для того, чтобы обработать навык описания фотографии можно предложить ученикам принести свою любимую фотографию. В процессе урока организовывается интервью, по условиям которого один ученик осуществляет функцию репортера и задает вопросы по фотографии другого ученика.

Также, можно предложить другой метод – «Learning Together». Ученикам предлагается разделиться на группы, каждая из которых обладает своей функцией, после чего осуществляется обмен информацией. Например, при повторении местоимений, школьникам можно предложить таблицу для того, чтобы одна группа вспоминала и заносила в таблицу личные местоимения в объектном и именительном падежах, вторая – возвратные и указательные местоимения и т.д. В процессе осуществления обмена информацией вся таблица оказывается заполненной.

Кроме того, в процессе подготовки к ВПР по английскому языку необходимо использовать современные технологии, поскольку они позволяют обеспечить интерактивность, независимость, адаптивность, аутентичность и т.д.

К примеру, можно создавать компьютерные презентации к урокам, способные обеспечить проверку навыков чтения в режиме реального времени.

В рамках такого метода школьникам можно предлагать самостоятельно создавать компьютерные презентации, что позволит расширить запас активной лексики.

При подготовке учеников 7 класса к ВПР по английскому языку, педагогу можно освоить возможности образовательного портала «Сдам ГИА». Это позволит ученикам работать с указанным порталом дома.

Учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определённые задания из каталога или включив в работу собственные задания. Для этого необходимо пройти простую регистрацию на портале.

Одним из наиболее востребованных сервисов контроля уровня сформированности лексических и грамматических навыков на уроках английского языка является сервис виртуальный класс http://learningapps.org/login.php.

Он используется для создания интерактивных учебно-методических пособий по английскому языку и для работы с заданиями, разработанными другими педагогами, что, безусловно, экономит время.

Данный сервис позволяет использовать интерактивные формы контроля также для подготовки к ВПР. Несомненно, с применением интерактивного обучения повышается эффективность усвоения учебного материала.

Представляется что, интерактивные методы работы также должны широко использоваться педагогом при подготовке к экзаменам, ВПР, что позволит учащимся показать высокое качество своих знаний.

Таким образом, подготовка к ВПР – это не что иное, как обобщение изученных знаний, развитие навыков говорения и возврат к практике чтения текста вслух. Для успешного выполнения заданий следует готовиться не накануне, а регулярно. Ведь только постоянные занятия помогут добиться желаемого успеха. Самое главное, чтобы в результате проделанной работы ребята смогли проанализировать пробелы в своих знаниях, восполнить их, приобрести уверенность в себе и желание продолжать изучать иностранный язык.

Вот несколько ключевых советов:

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2. Принцип активность знаний. Задания составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к ВПР постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

Исходя из этого, следует, что разбор заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в ВПР.

3. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в ВПР необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.

В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на ВПР.

В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших ВПР. При анализе прошедших ВПР вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к ВПР.

Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к ВПР для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип. Необходимо воспитать в школьниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни. Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О пути повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку

Цель ЕГЭ по английскому языку: оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Итоговая аттестация выпускников школ,   призвана установить соответствие между реальным уро...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.

Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

Эффективные приёмы подготовки обучающихся к ГИА по английскому языку в разделе «Чтение».

презентация по теме "Эффективные приемы и методы подготовки к ГИА"...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАЗДЕЛЕ «Аудирования»

Презентация на тему "ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАЗДЕЛЕ «Аудирования»"...

Эффективные способы обучения чтению для подготовки обучающихся к ОГЭ по английскому языку

Задание 12 в разделе Чтение  проверяет умение читать тексты про себя и понимать основное содержание текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, определять в каком из ряда пис...