РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА: СЕКРЕТЫ УСПЕШНОСТИ
статья по английскому языку

Лутфуллина Гулюза Магъфуровна

Развивающие беседы помогают ученику достичь заданных учебной программой целей и постановить индивидуальные цели развития, работают на повышение учебной мотивации. В данной статье представлена информация о ключевых этапах подготовки и проведения развивающих бесед, раскрыты факторы, от которых зависит результативность разговора с учеником и родителям, приведены рекомендации, выработанные на основе осмысления педагогами практического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_beseda.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА: СЕКРЕТЫ УСПЕШНОСТИ

Г.М.Лутфуллина

учитель английского языка

Адымнар-Чаллы

города Набережные Челны

Республики Татарстан

Аннотация: Развивающие беседы помогают ученику достичь заданных учебной программой целей и постановить индивидуальные цели развития, работают на повышение учебной мотивации. В данной статье представлена информация о ключевых этапах подготовки и проведения развивающих бесед, раскрыты факторы, от которых зависит результативность разговора с учеником и родителям, приведены рекомендации, выработанные на основе осмысления педагогами практического опыта.

Развивающие беседы с учениками при всей внешней простоте требуют от учителя знания технологических тонкостей и некоторых навыков. Каждая развивающая беседа — это договоренность школы и семьи о том, как наилучшим образом помочь ребенку в развитии. Обычно общение включает три блока: как ребенок относится к школе, как взаимодействует с коллективом и в семье. При этом у педагога могут быть свои подцели, которые он считает важными. К примеру, для учителя важно увидеть состояние ученика на данный момент, класс и все происходящее в нем глазами ребенка. Тогда один из вопросов может быть такой: «Есть ли кто-то, кого ты боишься?»

Перед беседой ребенок и родители заполняют опросник, содержание которого зависит от возраста и складывается из общих целей и тех, что важны учителю. Ответы становятся материалом для дальнейшей беседы. Главное же условие для успешного проведения беседы - это личностные характеристики самого педагога! Педагог должен обладать следующими качествами:
а) доверие;
б) открытость;
в) искренность;
г) вера в возможности ребенка;
д) психолого-педагогическая компетентность (необходимы знания в области возрастной психологии, знания о гендерных особенностях обучающихся, основ конфликтологии).

Важно удерживать временные рамки. Что тоже нелегко, особенно если опыт проведения бесед невелик. И это сильно выматывает. Соблюдать временной регламент помогает построить четкий график бесед. Каждая продолжается 30 минут.

Нужно соблюдать некоторые технологические условия. Например, сажать родителей подальше. И четко понимать, куда можно повернуть беседу, а куда — не надо. И критерий — польза для ребенка.

Полезным может оказаться простое правило: нельзя начинать беседу за учительским столом. Это задает расстановку доминирования — подчинения. Гораздо лучше сдвинуть два стола и расположиться друг напротив друга. Ребенок, как правило, занимает место с торца — между мамой и учителем.

Классному руководителю важно понять, является ли семья надежной опорой, основой для развития ребенка. Причем опытному учителю многое видно даже без вопросов. Один подросток, придя с мамой, пододвигает для нее стул, а другой может огрызнуться: «сама такая».

Зачастую родители опираются не на слова собеседников, а на свои представления о ситуации. Например, девочка говорит, что ей нравится математика. А мама в конце вздыхает о том, что у дочери нет любимого предмета. — Так математика же! Но маме кажется, что девочка сказала это «просто так».  Когда беседы проводятся грамотно, они приучают всех участников внимательно, вдумчиво относиться к высказываниям друг друга.

Как в очном, таки и в удаленном формате беседа — большой труд: подготовка, выстраивание разговора, значительные эмоциональные затраты. Когда мама рассказывает, что у нее тяжелая болезнь, ты слушаешь и думаешь, как ты можешь хоть чем-то помочь, эмоционально большое напряжение. Но после разговора я и ребенка вижу по-другому. Я понимаю, что у него в семье происходит, почему ему сейчас трудно и как я ему могу подставить свое плечо.

Если формально проводить развивающие беседы — лучше вообще не надо и начинать. Нужно быть готовым к откровенности, открытости, придется вложиться эмоционально, душевно. К сожалению, иногда учителя превращают беседу в некую лекцию о недостатках и просчетах ребенка. Это в корне неверно.

В конце беседы учитель готовит резюме развивающей беседы, которое хранится у классного руководителя до тех пор, пока ученик не покинет школу или не сменит руководителя класса. То, что отражено в резюме предыдущей беседы, будет обсуждаться в последующей беседе. Копия резюме передается ребенку и родителю в конце разговора.

Результат беседы — договоренности о том, что поможет ребенку в развитии (исправить отметку по химии). На встрече через год идет разговор о том, соблюдены ли договоренности и планы. В то же время «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

 У учительской работы отсроченный результат. Иногда родители спустя некоторое время говорят: после ваших слов мы стали относиться к ребенку спокойнее, принимать его таким, как он есть, не требовать от него невозможного. Сложность в том, что мы не можем планировать результаты с абсолютной точностью. Поэтому нужно закладывать широкий спектр ожиданий и планировать с запасом, что может помочь ребенку. Нужно использовать ситуацию успеха, чтобы подталкивать к следующему шагу вперед: химию ты исправил, почему бы не сделать то же по физике? Родители хорошо реагируют на такие предложения: мы готовы его поддержать. Это и есть успех беседы: ребенок, которого мотивировал учитель, поставил цель, связанную с дельнейшим развитием, семья поддержала.

Не вызывает сомнения актуальность и важность поиска эффективных педагогических инструментов, направленных на обучение, воспитание и развитие обучающихся, повышение их мотивации учения. Развивающая беседа как такой инструмент обладает несомненным потенциалом, позволяющим задействовать «внутренние резервы» в личности ученика, согласовать действия школы, родителей и самого ученика в его развитии.

Список использованной литературы

Шингаев, С. М., Шершун, С.  Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций./ Психология человека в образовании, т. 1, № 4, – Санкт-Петербург, 2019 -  с. 379–386.

Вергун Н.В. Порядок проведения развивающих бесед с учениками. Разработка Таллинской Мустамяэской реальной гимназии // Директория: [сайт]. – 2023 – URL: https://direktoria.org/evolution/razvivayushchaya-beseda-novaya-tekhnologiya-upravleniya-shkoloy-vozmozhnosti-riski-opyt-vnedreniya/razvivayushchie-besedy-s-uchenikami/

Капарина В.И. Развивающая беседа: секреты успешности // Директория: [сайт]. – 2023 – URL: https://direktoria.org/evolution/razvivayushchaya-beseda-novaya-tekhnologiya-upravleniya-shkoloy-vozmozhnosti-riski-opyt-vnedreniya/razvivayushchie-besedy-s-uchenikami/

Приложение 1

Порядок проведения развивающих бесед с учениками. Разработка Таллинской Мустамяэской реальной гимназии

В соответствие с Законом об основной школе и гимназии в Эстонии в каждом учебном заведении создан свой порядок проведения развивающих бесед с учениками. Директор Таллинской Мустамяэской реальной гимназии Наталья Вергун поделилась с российскими коллегами этим документом. Вдобавок к нему, в материале содержатся специально разработанные вопросы для учеников и родителей. Эта информация будет полезна при организации развивающих бесед.

Приложение 2

Отчет о проведении развивающих бесед

 

Учебный год:

Класс:

Macintosh HD:Users:admin:Desktop:Отчет.png

Приложение 3

Резюме проведенной беседы

Имя ребенка __________________

Беседа состоялось / дата /: __________________

В беседе приняли участие: __________________

Таланты, способности, хорошие результаты: __________________

Следует обратить внимание на: __________________

Что нужно доработать / изменить? Соглашения: __________________

Предложения для школы / класса: __________________

 Ученик:                                .

Родитель (и) / Имя, Подпись / __________________

Учитель / ФИО, подпись / __________________

Приложение 4

Вопросы-помощники для учеников при подготовке к развивающей беседе (начальная школа)

ИМЯ УЧЕНИКА:

КЛАСС:

ДАТА:

Как вы думаете, что у вас хорошо получается?

Каковы ваши интересы?

Каковы ваши домашние обязанности?

Как долго вы обычно занимаетесь дома?

Что говорят родители, когда вы получаете плохую оценку?

Как вы ладите с одноклассниками? Что вы делаете вместе в перерывах между занятиями и после них?

Какие уроки вам нравятся? Почему?

Какие предметы трудны для вас? Почему?

Насколько вы самостоятельны в обучении, упаковке школьной сумки, организации своих вещей?

 Как учитель может помочь вам стать еще лучше?

Чем вы больше всего увлекались в школе в последнее время?

Чем вы занимаетесь дома после учебы?

Как вы себя чувствуете после школьного дня?

 Хотите идти в школу утром? Почему?

Что вам нравится в школе? Что не нравится?

Что вы узнали в школе?

Приложение 5

Вопросы-помощники для учеников при подготовке к развивающей беседе (II и III школьная ступень)

ИМЯ УЧЕНИКА:

КЛАСС:

ДАТА:

Что доставляет вам радость в школе?

Что вам больше всего интересно в обучении?

Что вам больше всего нравится в обучении?

Ваши оценки показывают реальные знания и навыки и соответствуют ли вашим способностям?

В каких предметах вы преуспеваете?

С какими предметами возникают трудности? Почему?

Что вы делаете, чтобы добиться лучших результатов?

Какие черты характера вы цените в себе, что вас не устраивает?

Какие интересы и увлечения помогают вам развиваться?

Насколько вы чувствуете себя в безопасности, когда видите издевательства, брань?

Что бы вы изменили в школе, если бы это зависело от вашего желания?

Что бы вы хотели изменить в себе, чтобы стать еще более успешным/продуктивным в будущем?

Какие домашние дела отнимают у вас больше всего времени?

Насколько вы независимы в обучении? Как много времени вы тратите на обучение дома?

Что вы ожидаете от учителей, чтобы вместе добиваться лучших результатов?

Как вы оцениваете свои отношения со школой, классом, учителями?

Каковы ваши возможности для учебы и хобби?

Сколько времени уходит на домашнее задание?

Что вы цените в себе? Как вы думаете, в чем заключаются ваши сильные стороны?

Как много вы говорите о школьных делах дома?

Как вы видите свое будущее?

Приложение 6

Вопросы для родителей

1. Что вы цените в своем ребенке, каковы его сильные стороны?

2. Каковы интересы и привычки вашего ребенка?

3. Как вы оцениваете отношения своего ребенка со школой, классом, учителями?

4. Каковы возможности ребенка заниматься своим собственным обучением и хобби?

5. Как долго ваш ребенок готовится к следующему школьному дню?

6. Насколько независим ребенок в обучении?

7. По каким предметам ваш ребенок успешен?

8. По каким предметам, по вашему мнению, ребенку необходимо дополнительное образование?

9. Каковы домашние обязанности ребенка?

10. Какие важные моменты (особенности) вашего ребенка я должен знать как учитель?

11. Как ваш ребенок ведет себя в конфликтной ситуации?

12. Как ведет себя ваш ребенок, если школьный день был неудачным (например, получил плохую оценку)?

13. Как вы реагируете, если ребенок хорошо или плохо учится в школе? Как вы помогаете своему ребенку справляться со школьными заботами?

14. Чем вы занимаетесь со своей семьей и как в ней участвует ребенок?

15. С какими проблемами вы столкнулись в школьном обучении, какие решения вы видите?

16. Насколько вы удовлетворены моей работой в качестве классного руководителя?

17. Что вы как родитель ожидаете от нашей школы, что предлагаете для школы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Секреты успешного чтения

Данный элективный курс по английскому языку  разработан в помощь отстающим учащимся, имеющим пробелы в правилах чтения , при переходе в среднее звено....

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.1. Для п...

7 секретов успешного изучения английского языка.

Советы как учить иностранный язык....

Секреты успешного учителя.

Четыре ступени к успеху «Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко      распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологическ...

Секреты успешного учителя.

Все успешные учителя, с которыми мне посчастливилось работать, перенимать их опыт используют четыре правила практической педагогики. Мне очень хочется их напомнить.  Простое, короткое, понятное д...

Открытое коррекционно - развивающее занятие "Секреты успешного общения"

Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга....