Открытое коррекционно - развивающее занятие "Секреты успешного общения"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Влазнева Наталья Алексеевна

Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obshchenie.ppt849 КБ
Файл sekrety_uspeshnogo_obshcheniya.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секреты общения.

Слайд 2

Правила работы на занятии: Чтобы всем было: 1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и говорить по одному. 2. Комфортно! Уметь слушать каждого и уважать чужое мнение. 3. Безопасно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. 4. Полезно! Выполнять задания добросовестно. Важное условие – искренность при ответе на вопросы.

Слайд 3

Общение – это… О …. объединение, открытость Б …. близость, безопасность Щ … щедрость Е …. единение Н …. необходимость И …. искренность, истина Е …. единство с людьми

Слайд 4

Общение –это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями.

Слайд 5

“ Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”, — утверждал французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери.

Слайд 6

Функции общения Коммуникативная (обмен информацией) Интерактивная (взаимодействие) Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга)

Слайд 7

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ (ВЕРБАЛЬНЫЕ): УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ НЕРЕЧЕВЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ): МИМИКА ЖЕСТЫ ПОЗЫ

Слайд 8

Стили общения: Дружеский Деловой Отстранённый Подавляющий

Слайд 12

Правила эффективного общения: Обращайся к людям по имени. Будь вежлив со всеми. Уважай вкусы, привычки и интересы других. Будь внимателен к окружающим тебя людям. Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека. Учись извиняться первым, если не прав. Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами. Учись слушать и слышать других. Будь уверенней в общении с другими. Не стесняйся высказывать свое мнение. Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Открытое

коррекционно – развивающее

занятие с элементами тренинга

"Секреты успешного общения".

                                                                  Подготовила и провела:        

                                                                                       педагог-психолог

Влазнева Наталья Алексеевна

Февраль, 2019 г.

Цель: развитие коммуникативных навыков  подростков.

Задачи:

1.        Научить навыкам позитивного общения учащихся.

2.        Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

3.       Корректировать конфликтное поведение.

3.        Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

4.        Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: обучающиеся 7-го класса.

Длительность занятия: 30 минут.

Место проведения: кабинет педагога - психолога.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

1.        Ноутбук для демонстрации презентации.

2.        Пространство для активных упражнений, 2 стола для работы, стулья по числу участников.

3.        Раздаточный материал: карточки, бланки для практической работы,  мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.

  1. Приветствие
  2. Разминка. 

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

- Ребята, давайте мы поприветствуем друг друга так, как принято на наших занятиях. Я начинаю, а вы продолжаете. Это просто – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я называю, встает и так же приветствует  любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

  1. Психологический настрой.

Упражнение «Пожелание». Учащиеся вытаскивают по очереди трубочку с пожеланием и зачитывают его.

  1.  Вводная беседа.

Цель: информирование участников группы о целях занятия.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже не совсем обычные. Мы будем разрешать различные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

-Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?

Итак, тема нашего занятия – «Секреты успешного общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, лучше понимать друг друга, избегать конфликтов.

5. Принятие правил

Психолог: прежде, чем начать работу, нам нужно договориться о правилах, которые помогут нам успешно выполнять задания.  Посмотрите на правила, предложенные вам. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?

Слайд 3

Правила

Чтобы всем было:

  • Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и говорить по одному.
  • Комфортно! Уметь слушать каждого и уважать чужое мнение.
  • Безопасно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения.  
  • Полезно! Выполнять задания добросовестно. Важное условие  – искренность  при ответе на вопросы

Психолог -Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»?

Слайд 4

   Общение – это…

  •    О….объединение, открытость 
  •     Б….близость, безопасность 
  •     Щ…щедрость
  •     Е….единение
  •     Н….необходимость 
  •     И….искренность, истина 
  •     Е….единство с людьми

Слайд 5

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия,  в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – свое Я, а ты мне – свое Я.)

Психолог:  скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

(Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Ведущий подводит детей в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни каждого человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

 Слайд 6

- Единственная настоящая    роскошь – это    роскошь человеческого общения.                        ( А. Сент-Экзюпери)  

II. Основная часть.

4. Работа по теме

Психолог:  трудно представить себе жизнь без общения. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит?.

Ссоры  между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.

Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности откровенно и сразу.

5. ТЕСТ «Общительный ли я человек?»

Слайд 7

Функции общения

Коммуникативная (обмен информацией)

Интерактивная (взаимодействие)

Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга)

Слайд 8

Общение происходит как при помощи слов (вербальное общение), так и без них (невербальное общение). В жизни мы можем разговаривать, не произнося слов: речь идет о наших жестах, позах, мимике и т.п.

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ (ВЕРБАЛЬНЫЕ): УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ  (к этому мы с вами еще вернемся)

НЕРЕЧЕВЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ): МИМИКА ЖЕСТЫ ПОЗЫ

(работа с картинками)

7. Упражнение «Кто пришел в гости».

 Выбирается хозяин и три гостя. Хозяин отворачивается, а гости без слов показывают свою роль. Он угадывает.

Слайд 9.

Стили общения: Дружеский Деловой Отстранённый Подавляющий

8. Упражнение « Как я буду себя вести, если».

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой,  которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов. (Приложение 1)

Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

 Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

- Молодцы, вы правы.

•        Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

•        Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.

•        А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой  можно сделать из этого вывод? (Высказывания детей)

•        Нужно прислушиваться к мнению других.

                    Надо уметь слушать и слышать.

•        Нет смысла кричать.

•        Должна быть согласованность в действиях.

4.Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

-  Сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтной ситуации,  однажды сложившейся  между одноклассниками.

  Вы прекрасно разобрались с конфликтной ситуацией, возникшими между мальчиками, исправили ошибки в их общении.

Упражнение «Конфликт в школе». Цель: Проработка конфликтной ситуации.

5. Результаты тестирования.

Сейчас мне хочется познакомить вас с результатами тестирования. На вопросы которой вы отвечали на прошлом занятии. Вам интересно узнать их?

-Да, действительно,  как вы видите и в вашем общении с одноклассниками возникают трудности. Поэтому наша встреча сегодня с вами не случайна, она просто необходима по данной теме!

А сейчас мы с вами продолжим разговор.

.-  Сегодня мы с вами много разговариваем о правилах общения,  о способах взаимодействия между людьми. Мы  разобрали конфликтные ситуации и увидели как влияет настроение,  мысли и эмоции на форму общения между людьми. Но вы знаете, что оказывается, и вода может по-своему реагировать на различные чувства и эмоции человека.  И мне хочется представить вашему вниманию интересные факты.  Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Доктор  Масару  Эмото влиял на воду при помощи слов, музыки, текста и видео. Затем  он заморозил воду  и под микроскопом сфотографировал полученные результаты.  Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали. А ведь ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе. Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и задумайтесь над тем, что мы произносим.  

III. Заключение.

- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

- А как вы думаете, они помогут сделать ваше общение с товарищами приятным?

- Да, действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.

 Я хочу вам сделать подарок. На цветных листочках я написала «секреты общения»,  которые помогут вам быть хорошим собеседником и сделают ваше общение с товарищами приятным.  

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение? А что больше всего понравилось и запомнилось? Мы с вами целый час приятно общались и даже забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю  вам снова взглянуть  на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.

Ритуал завершения.

- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидаем мячик участнику и обращаемся со словами «…(имя) мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»

- Ребята, мне  очень приятно было с вами общаться и вы  подарили мне хорошее настроение на  на целую неделю. Мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы  сегодня уходите с  нашего занятия. Выберите смайлик вашего настроения и прикрепите его на доску.  

Слайд 25

 До новых встреч на наших занятиях!

Приложение 1

Сказка «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Приложение 2

              «Секреты успешного общения»

  • Обращайся к людям по имени.
  • Будь вежлив со всеми.
  • Уважай вкусы, привычки и интересы других.
  • Будь внимателен к окружающим тебя людям.
  • Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека.
  • Учись извиняться первым, если не прав.
  • Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами.
  • Учись слушать и слышать других.
  • Будь уверенней в общении с другими.
  • Не стесняйся высказывать свое мнение.
  • Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.

Список использованной литературы:

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
  2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
  3. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
  4. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.
  5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

Коррекционно-развивающая программа “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”

Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.Задачи:1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.2. Обучение этике делового взаимодействия.3. Помощь в обретении собственног...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....

коррекционно - развивающее занятие "Секреты общения"

Коррекционно - развивающее занятие по развитию навыков межличностоного общения....