Коррекционно-развивающая программа “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”
учебно-методический материал по психологии по теме

Орлова Екатерина Васильевна

Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.

Задачи:

1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.

2. Обучение этике делового взаимодействия.

3. Помощь в обретении собственного речевого стиля.

4. Обучение языку телодвижений.

Контингент участников: Учащиеся среднего и старшего звена школьного обучения (подростки 12-17 лет).

Ожидаемые результаты: Овладение участниками тренинга основными навыками успешной самопрезентации личных и профессиональных качеств.

- умение быстро и точно распознавать эмоциональное состояние конкретного человека;

- умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;

- умение связно объяснить и показать собеседнику свои сильные стороны и ненавязчиво показать те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества.

  Структурные компоненты занятий:

Тренинг включает в себя 8 занятий по 2 занятия в неделю. На каждую встречу отводится 2 часа. Весь курс разделен на 4 этапа, каждому этапу будет посвящено 2 занятия. Каждое занятие включает в себя теоретический и практический компонент. По итогам каждого занятия участники будут получать домашнее задание, результаты которого будут разбираться на следующем занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

 г. Юбилейный Московской обл.      

 ул. Школьный проезд, дом  2                                                                       тел. (495)515-45-30              

Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО     _________________/_________________/

Протокол №___ «__»_______20_г.

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________/А. А. Сумкина/

«___»___________20__г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 1

___________________/____________/

Приказ № _______ от_________

     

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

“ Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”

для 6-11 классов

 основной школы

Педагога-психолога Орловой Е.В.

2013 год


Содержание:

Пояснительная записка        

Программа успешной самопрезентации личных и профессиональных качеств подростков и психокоррекция их поведения        

Список  литературы:        

Общая структура занятий по программе успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростков и психокоррекция их поведения        

Приложение        


Пояснительная записка

Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.

Задачи:

1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.

2. Обучение этике делового взаимодействия.

3. Помощь в обретении собственного речевого стиля.

4. Обучение языку телодвижений.

Контингент участников: Учащиеся среднего и старшего звена школьного обучения (подростки 12-17 лет).

Ожидаемые результаты: Овладение участниками тренинга основными навыками успешной самопрезентации личных и профессиональных качеств.

- умение быстро и точно распознавать эмоциональное состояние конкретного человека;

- умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;

- умение связно объяснить и показать собеседнику свои сильные стороны и ненавязчиво показать те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества.

  Структурные компоненты занятий:

Тренинг включает в себя 8 занятий по 2 занятия в неделю. На каждую встречу отводится 2 часа. Весь курс разделен на 4 этапа, каждому этапу будет посвящено 2 занятия. Каждое занятие включает в себя теоретический и практический компонент. По итогам каждого занятия участники будут получать домашнее задание, результаты которого будут разбираться на следующем занятии.


Программа успешной самопрезентации личных и профессиональных качеств подростков и психокоррекция их поведения

Программа включает в себя несколько этапов:

1 этап - Подготовительный.

На данном этапе будущие участники программы тренингов встречаются впервые, на ознакомительном установочном занятии. Педагог-психолог создает в группе участников благоприятную психологическую атмосферу, условия для безопасной рабочей среды, создаются условия для формирования у участников группы мотивации к изменению.

В процессе установочного занятия будущим участника рассказывается об особенности методов, которые будут применяться в ходе занятий. Также рассказывается о структуре компонентов занятий и этапах проведения каждого занятий. Каждому участнику дают заполнить диагностический лист, который сформирован по аналогии методики Дембо-Рубинштейн (см. Приложение 1) - входящая диагностика участников. Результаты методики помогут увидеть динамику изменения результатов участников после прохождения тренингового курса.

В программе тренинга будет использоваться теоретическое изложение материала, ролевые игры, обсуждение, анализ деятельности, беседа, обратная связь, работа с моделированием ситуаций, выработка новых моделей поведения.

К особенностям проведения занятия относятся:

- использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга;

- использование учебных видеоматериалов;

- выдача вспомогательных печатных изданий.

Все занятия по программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" происходят в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование:

а) изложения проблемного материала, обсуждения его

б) закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.

Группа закрытая 8-12 человек.

2 этап - Основной

Основной этап предполагает групповую работу. Тренинговый курс занятий включает в себя 8 занятий по 2 занятия в неделю. На каждую встречу отводится 2 часа. Весь курс разделен на 4 блока, каждому блоку будет посвящено 2 занятия (см. Табл.1). Одно занятие в блоке включает в себя теоретический и практический компонент. По итогам каждого занятия участники будут получать домашнее задание, результаты которого будут разбираться на следующем занятии.

Таблица 1

Тематическое планирование блоков и занятий, психологические механизмы работы в каждом блоке

Номер блока

Тема проводимого занятия

Как и каким образом реализуется

1 блок

Создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, прояснение ожиданий участников. Изучение влияние эмоционального фона и настроения на выполняемую деятельность. Повышение чувства уверенности в себе.

Адаптация участников к работе в группе. Выработка навыков описания своих эмоций и происходящих психологических состояний. Изучение влияние эмоционального фона и настроения на выполняемую деятельность

Вербализация эмоции через рисунок. Побуждение участников к развернутым высказываниям. Выработка навыка активного слушания. Ограничение во времени на высказывания, развитие способности выделять главное из услышанного. Побуждение участников к проживанию различных эмоциональных состояний по средствам включения ассоциативных механизмов памяти. Использование невербальных средств передачи информации (мимика, пантомимика, интонация и тд.). Нахождение единомышленников, людей солидарных с индивидуальным мнением каждого, одобрение со стороны окружающих.

Выработка навыков описания своих эмоций и происходящих психологических состояний. Изучение влияние эмоционального фона и настроения на выполняемую деятельность. Повышение чувства уверенности в себе.

2 блок

Формирование установок на самосовершенствование. Снижение уровня тревожности в жизненных ситуациях. Выработка навыков успешной саморегуляции.

Формирование установок на самосовершенствование, изучение зависимости внутренней установки на успешную самоподачу. Снижение уровня тревожности в жизненных ситуациях.

Побуждение к средствам невербального общения (рукопожатия, подмигивания, махание рукой и тд.). Формулирование актуальных проблем и аллегоричный акт избавления от них. Побуждение участников к установлению визуального контакта с оппонентом. Стимулирование чувств через кинестетические ощущения (легкость, тяжесть, давление и тд.). Побуждение участников к умению говорить и слушать комплименты. Побуждение участников к поиску в себе сильных сторон и положительных качество, которые будут сформулированы и представлены по средствам метафоризации. Ауторегуляция по средствам дыхательных упражнений и “якорей”.

Изучение динамики группы. Повышение уровня самооценки у участников, выработка навыков успешной саморегуляции.

3 блок

Формирование мотивации к достижению поставленных целей. Поиск своих сильных сторон, формирование внутренней уверенности.

Развитие творческого мышления.

Изучение техник, снижающих эмоциональное напряжение. Формирование мотивации к достижению поставленных целей.

Побуждение участников к проявлению наблюдательности к внешним проявлениям эмоционального состояния партнера (мимика, напряжение мышц и тд.). Снижение эмоционального напряжения по средствам подчеркивания общности, вербализации состояния, подчеркивания значимости партнера, обращение к фактам и достоверной информации, спокойный темп речи. Создание новых образов на основе уже предложенных. Развитие у участников навыка активного говорения  в условиях минимальной пожготовки.

Поиск своих сильных сторон, формирование внутренней уверенности. Обучения учащихся по-новому взглянуть на вещи, найти ее неожиданное и интересное применение. Развитие творческого мышления.

4 блок

Формирование позитивной установки на оппонента. Отработка навыков вербальной и невербальной самопрезентации. Процедура прощания.

Отработка навыка эмпатии, изучение новых способов поведения, формирование позитивной установки на оппонента.

Побуждение участников к активному слушанию, вербальные и невербальные проявления (речевые приемы поддержки, взгляд глаза в глаза, мимические, звуковые и интонационные показатели заинтересованности и тд.). В процессе работы участники получают оценку своего поведения со стороны, сравнивают себя с окружающими.  Побуждение участников к вербальному и невербальному выражению индивидуальных мыслеформ. Составление списка целей на ближайшее время.

Закрепление полученных навыков вербальной и невербальной самоподачи. Процедура прощания. Презентация полученных навыков самопрезентации.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Упражнение на ритуал приветствия каждое занятие одинаковое - рисуночная методика “Мое настроение сейчас”, отличия в процедуре проведения данного упражнения в том, что каждое занятие будет использоваться новый материал для рисования (гуашь, акварель, пальчиковые краски, цветные карандаши, масляная пастель, сухая пастель). Целью упражнения приветствия является настрой участников на работу, снятие эмоционального напряжения, также данная методика способствует снятию коммуникативного барьера между участниками, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие.

Далее следует разогревающее психогимнастическое упражнение, тематически связанное с целью занятия, которое выполняет функцию эмоциональной стимуляции, необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам. Работа по теме занятия состоит из одного или нескольких упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.

Завершающим этапом занятия является рефлексия состояния и ритуал завершения занятия. Упражнение на рефлексию участников одинаковое на каждом занятии - рисуночная методика “Мое настроение сейчас”, меняется только материал для рисования, аналогично, как и на ритуале приветствия. На ритуале завершения происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятия. Стоит учитывать, что чем старше участники группы, тем больше внимания стоит уделять рефлексии. У учащихся среднего звена рефлексия может быть затруднена, что обусловливается особенностями возрастного развития. Начиная со старшего подросткового возраста, возможности рефлексии резко возрастают. В работе с подростками принципиально важно проговаривать цели каждого упражнения (до его проведения или в итоговом обсуждении, в зависимости от специфики упражнения), для того, чтобы занятия не воспринимались подростками как простая забава.

При реализации тренинговой программы используются методы, описанные ниже.

  • Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия.
  • Психокоррекционные приемы (вербализация, визуализация, обратная связь; арт-терапевтические, психодраматические и сказкотерапевтические техники).
  • Групповое обсуждение как особая форма работы группы:
  • направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;
  • ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта участников группы, а также сбора ведущим информации о ходе работы группы.
  • Психогимнастические упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия. При необходимости (например, после эмоционально насыщенного упражнения) можно включать в работу группы дополнительные психогимнастические упражнения.

Специфика работы предполагает ряд требований к помещению для проведения занятий. Для проведения занятий по программе необходимо достаточно просторное помещение, желательно с мягким покрытием пола, достаточным количеством стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу (круг — это основная форма организации пространства на занятиях) и свободно передвигаться. Кроме того, в помещении для занятий группы необходимо создание «индивидуальных рабочих мест» для участников группы — столов для индивидуальной работы, расположенных вдоль стен. Помещение должно быть звукоизолированным и не просматриваемым для посторонних. В начале каждого занятия в помещении должны находиться все материалы, необходимые для работы группы на каждом конкретном занятии. Помимо описанных материалов, на каждом занятии желателен магнитофон и кассеты с инструментальной музыкой, которая звучит во время индивидуальной работы участников группы или работы малых групп, а также колокольчик для обозначения отдельных временных интервалов работы. На протяжении всех занятий на стене должен висеть лист ватмана с перечнем основных правил работы группы, которые участники принимают на первой встрече.

3 этап - Завершающий

На завершающем этапе групповой работы с участниками группы проводится контрольная диагностика (Приложение 1), которая позволит увидеть динамику участников (сравнение входящей и итоговой анкеты). Желательно проводить контрольную диагностику отсрочено, спустя 2-3 недели с момента окончания работы тренинговой группы, чтобы приобретенные в искусственных условиях развивающей группы учащимися навыки успешной самопрезентации личных и профессиональных качеств были применены на практике и прошли преломление в жизненных ситуациях.

На этом этапе также проводится консультации с педагогами и родителями по результатам работы.

Ниже приводятся программа занятий “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств” для учащихся среднего и старшего звена школьного обучения. Пример информационного объявления для учащихся можно увидеть в Приложении 3.


Список  литературы:

  1. Амяга Н.В. Методики для измерения личностной представленности в общении //Журнал практического психолога, 1998, номер 1, С.42-53.
  2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы, М. 1991, с. 37-74.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Междун. Педаг. Акад., 1995 - 328 с.
  4. Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психолгия. тексты М. , 1984.
  5. Крижанская Ю. С. Третьяков В.П. Грамматика общения М., 1999, раздел «самоподача».
  6. Макшанов С. И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге часть 1. - СПб, 1993 - 101 с.
  7. Макшанов С. И., Хрящева Н.Ю, Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге часть 2 - СПб, 1993 - 90 с.
  8. Макшанов С. И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге часть 3. - СПб, 1996 - 81 с.
  9. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования, под ред. Бодалева ,М., 1987, с. 246-249.
  10. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке СПб, 1997 -116 с.
  11. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии, № 3,1999, с. 132-139.
  12. Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения, М., 1979, с. 168-286.
  13. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер - классов. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2010. - 360 с.
  14. Фопель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2010. - 336 с.
  15. Хараш А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности, Москва, 1987, с.30-42.
  16. Шемякина Н.В. Взаимосвязь характеристик самораскрытия личности и особенностей ее самоотношения // Выпуск 3. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та 1998, с. 343-350.
  17. Шкуратова И.П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении // Психологический вестник. Выпуск 3. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та 1998, с. 315-323
  18. Шленкер Б. Межличностные процессы, включающие регуляцию и конроль впечатления // Реферативный журнал,1994, номер 12, с. 4.


Общая структура занятий по программе успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростков и психокоррекция их поведения

1занятие: Адаптация участников к работе в группе. Выработка навыков описания своих эмоций и происходящих психологических состояний. Изучение влияние эмоционального фона и настроения на выполняемую деятельность.

  1. Вступительное слово, краткое описание тренинга и его этапов, озвучивание правил (10 мин).

Ориентироваться на:

  • Правило конфиденциальности
  • Правило запрета на двойные отношения
  • Правило «Я-высказывания»
  • Правило «здесь-и-сейчас»
  • Правило безоценочности
  • Всегда искренне выражать свои мысли и чувства, а также обозначать, какие слова других членов группы их вызвали
  • Стараться не оскорблять других участников группы
  • Правило «золотого молчания»
  • СТОП-правило
  • Решать свои истинные проблемы с помощью других участников группы, а не соскальзывать на малозначительные темы
  • Обращаться друг к другу на Вы и по имени

Отключить мобильные телефоны

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: гуашь, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории.

  1. Упражнение “Знакомство – Интервью” (15 мин).

Участники делятся на пары, поворачиваются лицом друг к другу. За 3мин, по очереди, они должны узнать как можно больше о собеседнике. Затем, в течение 1мин рассказать от своего имени о партнере все что запомнил. В конце упражнения каждый высказывается в какой роли ему было комфортнее, и правильно ли его представили.

После завершения упражнения обратная связь. Каждый говорит свое состояние, выражая его 1 словом.

  1. Упражнение “Ожидания участников” (20 мин)

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Комментарии ведущего: каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке). Что Вы готовы вложить в тренинг?  (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг). Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

«То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности».

После написания ожиданий участники делятся впечатлениями, отвечая на вопросы:

— Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями?

— Кто из участников написал примерно то же, что и я?

— Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

          — В какой мере ожидаемые результаты моего участия в группе соответствуют теме нашей работы?

  1. Упражнение “Презентация эмоций” (25 мин).

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

Процедура идет по кругу и включает оценку презентации предшествующего участника по схеме «удивление—интерес—радость».

После завершения упражнения рефлексия. Ответ участников на вопрос: Кого было интереснее слушать из участником? Историю с какой эмоцией было легче рассказать?

  1. Теоретический блок (10 мин).

Изучение жестов рук:

  • Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (перекрещение рук, ног и др.)
  • Жесты доминирования: рассказывается о видах жестов доминирования (поворот кисти при рукопожатии, выставление пальцев и др.)
  • Жесты прикосновений: рассказывается о видах и значениях жестов прикосновений (потирание носа, глаза, оттягивание воротничка и др.)

Изучение различных положений головы, корпуса и ног.

  • Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (отворачивание и др.)
  • Жесты головы: рассказывается о видах жестов головой (наклонения, поворачивания)
  • Зональное расположение, направление и наклоны корпуса
  • Демонстрация открытых поз: повторение видов защитных жестов, обучение открытым жестам и позам

Тренер говорит о том, что для закрепления материала участники получат домашнее задание в конце занятия.

“Вы получили знания о значении жестов, положения тела для закрепления полученной информации Вам индивидуально выдается конверт с домашним заданием. В процессе выполнения задания важно использовать полученные знания на практике”.

Задание на дом: Участники получают в конце тренинга индивидуальные конверты с описанием ситуации.

В листке-задании для каждого участника написано: Расскажите о себе историю из жизни, с привнесением в нее лжи (как в ТВ-игре верю - не верю). Задача рассказать историю так, чтобы все участники поверили в ее правоту.

Особенность задания в том, что участники не знают, что у всех одинаковое задание рассказать заведомо лживую историю.

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: гуашь, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу под той, которую он рисовал в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.

  1. Домашнее задание (Получают индивидуально).

Участникам тренинга предлагается написать объявление в газету «Брачное объявление».


2 занятие: Выработка навыков описания своих эмоций и происходящих психологических состояний. Изучение влияние эмоционального фона и настроения на выполняемую деятельность. Повышение чувства уверенности в себе.

  1. Вступительное слово тренера, подготовка к работе (10 мин).

Участники садятся в круг. Тренер спрашивает у участников:

-Как прошли дни между занятиями?

-Какое настроение сейчас?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: акварель, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории.

  1. Упражнение “Лепестки” (30 мин).

Цель: расслабление, повышение уверенности в себе. У каждого участника появляется возможность получить впечатление от других членов группы.

Заготовленные бланки раздаются участникам (цветы с лепестками). И тренер просит молча заполнить пустые лепестки (10мин). После 10мин тренер говорит, что участники могут пройти по комнате и показать свои цветки другим участникам, и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Необходимо следить, чтобы участники не задерживались и через 1-2мин переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми участники садятся в круг.

Происходит короткий обмен мнениями.

-О чем удалось поговорить?

-Какие мнения участников заинтересовали?

-Какие мнения были неприятны?

  • 1й лепесток – Три вещи, которые мне не нравятся.
  • 2й лепесток – Три вещи, которые мне нравятся.
  • 3й лепесток – Три места, где я жил.
  • 4й лепесток – Чем я горжусь.
  • 5й лепесток – Чтобы я хотел сделать.
  • 6й лепесток – Человек, которым я восхищаюсь.
  • Сердцевина – Имя участника.
  1. Упражнение “Брачное объявление” (10 мин).

(Домашнее задание)

Цель: Самопрезентация, формирование уверенного поведения и положительного восприятия себя, развитие способности понимать партнера.

Написанные участниками объявления складывают в шапку и ведущий зачитывает их по очереди

После прочтения всех объявлений участники высказывают мнение:

-Какое объявление привлекло внимание? Почему?

-Что не понравилось в объявлениях?

  1. Упражнение “История – хамелеон” (25 мин).

(Домашнее задание)

Все участники по очереди рассказывают свою историю, выходя на трибуну. В конце каждого рассказа участники голосуют (одновременно поднимают карточки) верят они или нет. После голосования без возможности обсуждения свою историю рассказывает следующий участник и так пока историю не расскажут все участники. После завершения последней истории тренер говорит, что все истории были с привнесением лжи.

После слов тренера участники садятся в круг и дают обратную связь о тех эмоциях, которые они испытывали во время выполнения упражнения.

  1. Домашнее задание (5 мин).

Тренер рассказывает о задании:

Для этого упражнения Вам понадобится большое количество разнообразного вспомогательного материала: клей, ножницы, фломастеры, мелки, старые газеты и журналы, большой ватман. Вы можете также использовать фотографии, на которых вы изображены в разные периоды жизни.

Задача – сделать коллаж, символически представляющий различные аспекты вашей жизни. Можно писать, рисовать, приклеивать картинки или фотографии. На листе могут располагаться слова и рисунки, характеризующие внутреннее Я – ту его часть, которую мы чувствуем, когда активны и внимательны. Можно изобразить и другие Ваши особенности, второстепенные.

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: акварель, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.


3 занятие: Сформировать установку на самосовершенствование, изучение зависимости внутренней установки на успешную самоподачу. Снижение уровня тревожности в жизненных ситуациях.

  1. Упражнение “Приветствие – Рукопожатие” (5 мин).

Цель: Создание позитивного настроения у участников, разрушение социальных барьеров коммуникации.

В течение одной минуты каждый участник должен пожать руку каждому и сказать несколько теплых слов.

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: цветные карандаши, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Костер проблем” (10 мин).

Цель: Сформировать установку на самосовершенствование и уменьшить уровень тревожности.

Участника раздаются полоски бумаги. Ведущий просит написать проблемы которые волнуют участников, от которых хотелось бы избавиться. После того как все написали - полоски складываются в железную посуду. Ведущий поджигает их и говорит – «Это горит не бумага, а ваши проблемы, теперь вы свободны от них» (можно порвать бумажки).

  1. Упражнение “Я - сильный, я - слабый” (20 мин).

Цель: проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека.

Участники разбиваются на 2 группы, формируют внешний и внутренний круг (лицом к лицу). Внутреннему кругу предлагается вытянуть вперед руку. Участники, стоящие во внешнем круге буду опускать руки вниз, нажимая на нее сверху. Те, кто стоят во внутреннем круге, должны удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!». После данное упражнение выполняется также, но теперь участники должны говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Становится видно, как поддерживающие слова помогают правиться с трудностями и побеждать.

В конце упражнения рефлексия в виде ответа участников на вопрос: С какими словами было легче выполнять задание? Какое настроение испытываете после выполнения упражнение?

  1. Коллаж “Моё внутреннее Я” (30 мин).

(Домашнее задание)

Цель: помочь выразить представление о себе и более отчетливо воспринимать собственную идентичность, также способствует росту самоуважения.

Каждый участник показывает все свой плакат и рассказывает о том, что он на нем изобразил.

После того, как все выступили участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

  1. Упражнение “Всеобщее внимание” (15 мин).

Цель:  развитие умения невербального средства общения.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: цветные карандаши, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.


4 занятие: Изучение динамики группы. Повышение уровня самооценки у участников, выработка навыков успешной саморегуляции.

  1. Вступительное слово (10 мин).

Участники садятся в круг. Тренер спрашивает у участников:

-Как прошли дни между занятиями?

-Какое настроение сейчас?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: сухая пастель, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Его сильная сторона” (20 мин).

Цель: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

Участники встают в круг лицом друг к другу и бросают по очереди друг другу мяч, и говорят о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Важно! Тренер уточняет, что мяч должен побывать у каждого.

  1. Упражнение “Вместо ссоры – мир” (10 мин).

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Участники разбиваются на пары и становятся спиной друг к другу. Представьте будто вы поссорились. Сейчас будет драка. Сожмите пальцы в кулаки. Глубоко вдохните, затаите дыхание, сожмите челюсти, надуйте щеки. Затем повернитесь друг к другу и пальцами осторожно сдуйте щеки партнера. Весело, смешно, ругаться не хочется. Ура! Обнимитесь.

Рекомендуется выбирать в партнеры наименее привлекательного для себя человека в группе.

  1. Анкета участника (10 мин).

Тренер раздает участникам анкеты и просит заполнить их, объясняя правила заполнении (Приложение 2).

  1. Упражнение “Ода о себе” (20 мин).

Цель: Повышение уровня самооценки каждого участника группы.

Каждый участник берет лист бумаги.

Инструкция: Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе. Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего.

Домашнее задание:

Оду, которую больше всего понравилась оформить в виде картины-цитаты. Украсить ее рамкой, рисунками. Подготовиться к торжественной презентации “Оды о себе” на следующем занятии. Полученную картину принести на следующее занятие.

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: сухая пастель, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.


5 занятие: Изучение техник, снижающих эмоциональное напряжение. Формирование мотивации к достижению поставленных целей.

  1. Упражнение “Вступительное слово” (10 мин).

Участники садятся в круг. Тренер спрашивает у участников:

-Как прошли дни между занятиями?

-Какое настроение сейчас?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: масляная пастель, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории.

  1. Упражнение “Эмоциональное состояние партнера” (15 мин).

Цель: Проявление наблюдательности к внешним проявлениям эмоционального состояния партнера.

Инструкция: “Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например: "Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или: "Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии своего соседа слева, и тот уточнит свое состояние, и т. д.”

После того как круг замкнется, ведущий может задать группе более общий вопрос: “Каким образом вы определяли состояние своего соседа?”  или более конкретный: “На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?”

  1. Теоретическая информация “Факторы, помогающие снижению эмоционального напряжения и факторы, мешающие снижению эмоционального напряжения” (15 мин).

Перечисление положительных и отрицательных факторов:

  • давать выговориться партнеру - мешать этому
  • вербализация эмоционального состояния (своего и партнера) - игнорирование его
  • подчеркивание общности - подчеркивание различий
  • интерес к проблемам партнера - игнорирование их
  • подчеркивание значимости партнера - принижение партнера
  • немедленное признание своей неправоты - оттягивание признания
  • предложение конкретного выхода - поиск виноватого
  • обращение к фактам - переход на личности, на "вообще"
  • спокойный, уверенный темп речи - избегание, убыстрение темпа речи
  1. Упражнение “Дискуссия” (10 мин).

Цель: отработка навыка снижения эмоционального напряжения в беседе.

Участники разбиваются на пары, в каждой происходит на протяжении 5 минут обсуждение какой-либо спорной темы: о погоде, о политике, о воспитании детей и т.д.

Затем каждый сам себя оценивает по каждому фактору (+, - или 0) и рассказывает, что ему помешало использовать все факторы.

  1. Упражнение “Ода о себе” (20 мин).

(Домашнее задание)

Участники представляют свои оды, читают их, а картины участников вывешиваются в аудитории.

После выполнения упражнения происходит обсуждение: Что вы сейчас чувствуете?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: масляная пастель, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.


6 занятие: Поиск своих сильных сторон, формирование внутренней уверенности. Обучения учащихся по-новому взглянуть на вещи, найти ее неожиданное и интересное, применение. Развитие творческого мышления.

  1. Упражнение “Вступительное слово” (10 мин).

Участники садятся в круг. Тренер спрашивает у участников:

-Как прошли дни между занятиями?

-Какое настроение сейчас?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимые материалы: пальчиковые краски, баночка для воды, подстилка, листы бумаги А3.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории.

  1. Упражнение “Рисунок по кругу” (20 мин).

Цель: развитие способности творческого воображения, создания новых образов на основе уже имеющихся.

Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Процедура проведения: Участники сидят по кругу. Ведущий дает инструкцию: «Когда я скажу “начали”, каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования, и нарисует то, что захочет. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того, как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к вам.

Обсуждение:

  • какие моменты в развитии сюжета вашего рисунка были неожиданными, нестандартными, необычными;
  • совмещение несовместимых событий;
  • использование необычных изобразительных средств;
  • изменение масштаба рисунка?
  1. Упражнение “Поговорим!” (20 мин).

Цель: Отработка навыка говорения без скованности в условиях минимальной подготовки.

Необходимые материалы: Мяч, секундомер, лист бумаги, на котором написаны названия тем.

Пример списка тем:

  1. Похвала лени.
  2. Как можно кого-нибудь расположить к себе?
  3. Преимущество медлительности.
  4. Как учитель может “убить” интерес учащихся к работе на уроке?
  5. Что может привести к развалу любой команды?
  6. Что такое любовь?
  7. Как можно позаботиться о плохом настроении в семье?
  8. Как можно настроить партнера против себя?
  9. Что можно сделать, когда влюбишься?
  10. Что можно сделать, когда плохо себя чувствуешь?

Участникам необходимо говорить в течение минуты на заданную тему, не делая пауз. Все отступления от темы запрещены; связанность, логика, построение фраз - дело второстепенное; важнее всего - непрерывный поток речи. Во время упражнения другие участники не должны перебивать или комментировать оратора. Говорит только тот, у кого в руках мяч. Группа сидит в кругу, оратор должен стоять на своем месте или выходить в центр круга.

Ведущий вручает любому участнику мяч и сигнализирует начало упражнение, крикнув: “На старт, внимание, марш! ” Через минуту ведущий говорит “Стоп!”. Выступивший участник передает мяч любому другому участнику группы, а ведущий оглашает новую тему.

После упражнения происходит обсуждение:

Что было тяжело при выполнении задания?

Что получилось лучше всего при выполнении задания?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: акварель, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.


7 занятие: Отработка навыка эмпатии, изучение новых способов поведения, формирование позитивной установки на оппонента.

  1. Упражнение “Вступительное слово” (10 мин).

Участники сидят в кругу, тренер говорит, что до конца занятий осталось еще одно и просит участников ответить на вопросы:

-Какое настроение сейчас?

-Что чувствуете?

-Что изменилось в Вас за время тренинга?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: пластилин, подстилка, листы картона.

Инструкция: Слепи свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник слепили свое настроение, работы выставляются в аудитории.

  1. Упражнение “Всякая всячина” (40 мин).

Цель: развитие воображения у участников, возможность увидеть себя с неожиданной стороны, развитие навыка коммуникативной активности.

Подготовка: Понадобится коробка, куда нужно предварительно сложить как можно больше разных вещей (“всякой всячины”). Чем более разнообразными будут предметы, тем лучше. Подойдет все: катушка ниток, старый игрушечный автомобиль, засушенные листья, сухие цветы, маленький камешек, еловая шишка, куколка, монеты разных стран, коробка для медикаментов, аудиокассета, билет на самолет, вышитая салфетка, дискета, пасхальное яичко, конфеты, пружинка, связка старых карт, цепочка, браслет, кольцо и т.д.

Коробку необходимо пустить по кругу. Каждый участник должен вытащить любой привлекающий его внимание предмет.

Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнера, с которым ему хотелось бы познакомиться поближе. В течение 10мин они рассуждают о том, почему они выбрали тот или иной предмет.

Участникам можно предложить список наводящих вопросов:

  • Какие ассоциации вызывает этот предмет?
  • Эта вещь мне нравится или нет?
  • Насколько этот предмет напоминает мне мое прошлое?
  • “Похож” ли я на этот предмет?
  • Символизирует ли данная вещь мое теперешнее состояние, задачу, которую мне предстоит решить, т т.п.?
  • Если бы этот предмет мог говорить, что бы он сообщил о себе?
  • Если бы я разговаривал с этим предметом, что бы я ему сказал?

Обратная связь: После обсуждения каждый игрок представляет партнера всей группе. Какой предмет выбрал партнер? Что из сказанного характеризует его лучше всего?

  1. Упражнение “Комплименты” (15 мин).

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения, формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Инструкция: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".

Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.

  1. Теоретическая информация (15 мин).
  • Рассказывается о современных требованиях к внешнему виду делового человека: одежда, походка и т.д.
  • Рассказывается об аксессуарах делового человека и об искусстве пользоваться минимумом их.
  • Рассказывается об этике делового общения: разговоры по телефону, назначение визитов, приветствия и прощания и т.д.
  • Рассказывается о способах заочной самопрезентации: рассылание визиток, листков самопрезентации (резюме), а также о способах размещения рекламного материала и способах подачи.

Тренер дает задание на дом.

Каждому участнику выдается индивидуальный конверт, внутри него написана необычная профессия (нюхатель ароматов, скульптор по работе с хлебом, биолог по работе с клетками слонов и тд.). Задача участника выглядеть на следующем занятие согласно профессии, и весть себе как высококвалифицированный специалист в данной области. Также необходимо подготовить резюме и визитку согласно своей профессии, которые необходимо принести на следующее занятие.

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: пластилин, подстилка, листы картона.

Инструкция: Слепи свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник слепили свое настроение, работы выставляются в аудитории, каждый участник ставит свою работу с той, которую он сделал в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что сегодня ты…". Затем круги меняются местами.


8 занятие: Закрепление полученных навыков вербальной и невербальной самоподачи. Процедура прощания. Презентация полученных навыков самопрезентации.

  1. Упражнение “Вступительное слово” (5 мин).

Участники сидят в кругу, тренер напоминает, что сегодня последняя встреча и просит участников ответить на вопросы:

-Какое настроение сейчас?

-Что чувствуете?

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: акварель, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории.

  1. Упражнение “Желание” (10 мин).

Инструкция: У каждого из Вас множество желаний, и порой мы спрашиваем себя, что нужно сделать, чтобы большая часть из них осуществилась. Ответ прост: мы должны принимать их всерьез. Первый шаг на этом пути – просто записать желания.

Возьмите лист бумаги и прислушайтесь к своим тайным желаниям. Напишите 20 желаний, пронумеруйте их от 1 до 20. Начинайте каждую строку одинаково: “Я хочу, чтобы…” Эту записку никому не нужно показывать.

Храните ее, по возможно вы перечитаете свои записи по прошествии нескольких недель или месяцев.

  1. Упражнение “Собеседование на работу” (40 мин).

(Домашнее Задание)

Цель: отработка навыка успешной самопрезентации, закрепление полученных знаний.

Участники тянут жребий кто у кого будет менеджером по приему на работу. Согласно жеребьевке, каждый участник представляет свой образ и свои достижения. Менеджер (согласно жеребьевке у каждого участника он свой) задает каверзные вопросы и играет роль работодателя.

Время собеседования для каждого участника 3 минуты. После завершения упражнения участники делятся впечатлениями о прошедшем упражнении. Отвечают на вопрос: Кто сыграл роль более убедительно? От чего зависел, по их мнению, успех самопрезентации в данном случае?

  1. Упражнение “Покажи мне эмоцию” (10 мин).

Цель: Развивать выразительность поведения и эмоций.

«Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

Рефлексия происходит во время выполнения упражнения: В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать пониманию. Каждый раз после того, как состояние названо (например, радость), можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность собрать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.

  1. Упражнение “Обратный отсчет” (15 мин).

Цель: выравнивание эмоционального состояния участников, восстановление работоспособности, структурирование опыта.

Инструкция: Сядьте поудобнее. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить в обратном порядке все, начиная с того момента, как я закончу говорить и до первого занятия тренинга. Вспомните все, что происходило на занятиях, как можно подробнее, ничего не комментируя и не поясняя.

Затем участники тренинга делятся своими мнением о том, что с ним происходило, а именно:

- общее впечатление тренинга

 - о том, что открыл для себя с помощью группы

 - пожелания участникам тренинга.

  1. Упражнение “Мое настроение сейчас” (15 мин).

Необходимый материал: акварель, кисти, баночка для воды, подстилка, листы бумаги.

Инструкция: Нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

После того как все участник нарисовали свое настроение, работы вывешиваются в аудитории. Каждый участник вешает свою работу ниже той, которая была нарисована в начале занятия.

  1. Упражнение “Обратная связь – Процедура прощания” (10 мин).

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Спасибо за то, что ты…". Затем круги меняются местами.


Приложение 1

Анкета для первичной и итоговой диагностики участников

Чувствую себя                   Могу с легкостью         Я легко понимаю          Я могу заболтать                                                 Если я начинаю

уверенно на публичном    назвать 10 своих           эмоциональное             публику на любую        У меня есть                  нервничать я могу       Я -

 выступлении                      положительных            состояние                     тему в течение                чувство                         быстро собраться     человек                                  

                                             качеств                           оппонента                    3 минут                            самоуверенности         и успокоиться         успешный                

Чувствую себя                     Могу с трудом           Мне трудно                     Мне трудно                        Я не чувствую             Еслиа я начинаю           К успеху

неуверенно на                      назвать 10 своих       понять эмоциональное   говорить с                          себя самоуверенным   нервничать я не            мне еще

публичном выступлении     положительных        состояние                         незнакомой публикой      человеком                     могу быстро              предстоит                                  

                                                качеств                       оппонента                        в течение 3 минут                                                    собраться и            стремиться                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                               успокоиться  


Приложение 2

Анкета участника

Оцените приведенные ниже утверждения целым числом от 0 до 9,

 где 0 – особенность не выраженная,

9 – максимально выражено

__________Мне трудно выполнять домашние задания, легче выполнять

                     задания на тренинге

__________Мне трудно высказываться перед другими участниками

__________Мне тяжело общаться с участниками в группе

__________Мне трудно соблюдать правила

__________Я не хочу работать в группе, мне комфортней работать

                    индивидуально

__________Я не уверен, поможет ли мне тренинг

__________Мне неприятен тренер и его манера работать

__________Мне трудно отрабатывать техники, изучаемые на тренинге

__________Я боюсь услышать мнение, отличное от моего, в свой адрес

__________Мне бывает тяжело начать беседу с другим человеком

__________Я чувствую свои изменения, ощущаю прилив сил и новых    

                     возможностей


Приложение 3

Тренинг «Успешная самопрезентация»

У Вас никогда не будет возможности второй раз произвести первое впечатление!

Умение правильно подать себя — это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться большего, как в построении карьеры, так и в личной жизни. Как создать свой собственный неповторимый имидж и произвести благоприятное впечатление на собеседника? Необходимо научиться акцентировать внимание на достоинствах и маскировать недостатки.

Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.

Участники: Учащиеся среднего и старшего звена, подростки 14-18 лет.

Задачи программы:

1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.

2. Обучение этике делового взаимодействия.

3. Помощь в обретении собственного речевого стиля.

4. Обучение языку телодвижений.

Вы овладеете: 

  • умением говорить и слушать;
  • умением производить впечатление;
  • умением пользоваться невербальными сигналами в коммуникации: интонация, поза, жесты, мимика;
  • основами публичных выступлений.

У Вас будет возможность: 

  • посмотреть на себя со стороны;
  • найти и проработать Ваши затруднительные ситуации.

Программа тренинга включает: информационные блоки,

решения кейсов и упражнений, групповую и индивидуальную

работу, а также психологические упражнения и деловые игры.

Место встречи: с 10 января по 10 февраля 2014 года,  МБОУ “СОШ №1” г. Юбилейный,  каб. 113б в 16:00 каждую среду и пятницу.

Набор в группу до 5 января 2013 года.

Участие в группе бесплатно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личные и профессиональные качества учителя иностранного языка

Харктеристика личных и профессиональные качества учителя иностранного языка...

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класcа

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное НЯРС, специального (коррекционного) учреждения VII вида...

Статья «Коррекционно - развивающее обучение школьников с ОВЗ как условие повышения качества жизни».

Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду....

Открытое коррекционно - развивающее занятие "Секреты успешного общения"

Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга....

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тело человека.Правила личной гигиены"

Конспект коррекционно- развивающего занятия разработан для младших школьников  с ОВЗ , осваивающих АООП для учащихся 3 класса с нарушенияи интеллекта....