Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).
рабочая программа по психологии (7 класс) по теме

Болонина Вера Васильевна

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.

Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:

1)принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;

2) принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Были использованы следующие методы:

МЕТОД коррекции аналитико-синтетической деятельности.

МЕТОД коррекции концентрации внимания

МЕТОД коррекции восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psih-kurs-7-8-kl.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

города Троицка Челябинской области

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ  «СОШ №9»

_____________ Лавренюк Л.Л.


«____»____________2012 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ  №9»

_____________Горских В.И.


Приказ № __ от «___»____2012 г.

Коррекционно – развивающая образовательная программа по психологии

(7 – 8 класс КРО)

                                      Учитель Болонина В.В.

                              I квалификационная категория

                                Рассмотрено на заседании

                                педагогического совета школы

  протокол № ___от  «__»_______2012 г.

2012- 2013  учебный год

1.Пояснительная записка

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.

Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:

1)принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;

2) принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Были использованы следующие методы:

МЕТОД коррекции аналитико-синтетической деятельности.

МЕТОД коррекции концентрации внимания

МЕТОД коррекции восприятия

ВНИМАНИЕ детей с ЗПР характеризуется:

а) неустойчивостью

б) большой отвлекаемостью

в) низкой концентрированностью на объекте

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

1) Затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе или представленным в контурных, схематичных изображениях.

2) замедлен процесс переработки информации, которая поступает через органы чувств, особо отмечается недостаточность пространственного восприятия, которое формируется в процессе деятельности многих анализаторов (страх).

МЫШЛЕНИЕ Снижен уровень познавательной активности, они «не почемучки». У них нет готовности к решению познавательных задач, нет особой сосредоточенности и собранности. Нет готовности к интеллектуальному усилию.

ПАМЯТЬ нарушена и недостаточно продуктивна .

Коррекционное воздействие должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР определенной возрастной группы. При работе необходимо учитывать следующие особенности:

1) нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;

2) истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность;

3) изменения в темпе формирования высших психических функций ( опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления.

      Предлагаемые в данной программе задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет свою преимущественно коррекционную направленность. Программа рассчитана на 34 занятия (1 раз в неделю). Продолжительность занятий 20 – 25 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.

Для психологической диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности используется специальный «Вербальный тест», который состоит из пяти субтестов. Каждый из субтестов проводится на отдельном занятии. Эти 5 субтестов и являются первым блоком данной программы. Следующий, второй блок - программа активизации мыслительной деятельности детей.

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности, тем самым регулирует его поведение. ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоциональной сферы.

Структура коррекционной работы включает в себя:

1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;

2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей

3) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие включает в себя групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия.

Тематическое планирование занятий.

Тема

Содержание

Кол-во часов

Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности

            Субтест 1. Сказка.

     1

Субтест 2. Пословицы.

1

Субтест 3. Определение содержания понятий.

1

Субтест 4. Сравнение понятий.

1

Субтест 5. « Последовательность событий»

1

Программа активизации мыслительной деятельности детей


Занятие 1. Развитие способности

сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.



1


Занятие 2. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

1


Занятие 3.Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

1




Занятие 4.Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

1




Занятие 5.Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

1




Занятие 6. Выявление характера

логических связей и отношений между понятиями.

1


Занятие 7. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом.

1


Занятие 8. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом.

1


Занятие 9. Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.

1


Занятие 10. Развитие способностей сравнения и обобщения.

1

Занятие 11. Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

1

Занятие 12. Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания.


1







Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей.



Занятие 1. Психодиагностическое

исследование. Темперамент.


1

Занятие 2. Уровень тревожности.

1

Занятие 3 Взаимосвязь уровня тревожности ребенка на уровень агрессивного поведения.

1


Занятие 4-5. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

2

Занятие 6-7. Умею ли я слушать другого человека.

2

Занятие 8-9. Хочу сказать приятное другому человеку.

2

Занятие 10-11. роли, которые играют люди.

2

Занятие 12-13. Где мне сесть?

2

Занятие 14-15. Мы все люди и мы понимаем и принимаем друг друга.

2


Занятие 16. Мы все имеем право на сочувствие.

1

Занятие 17. Заключительное психодиагностическое обследование.

1

                                   

Предполагаемые результаты:

  1. Развитие навыков общения с людьми .
  2. Развитие навыков самопознания, самоконтроля, самоподдержки.
  3. Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и распознавания эмоциональных состояний других, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
  4. Развитие навыков противостояния (психологической невосприимчивости) к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного и обдуманного поведения.
  5. Формирование готовности подростков к осознанному выбору стратегий поведения.
  6. Развитие познавательных процессов.

         УМК:

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для
    студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1991.
  3. Виноградова Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» М. «АСТ-ПРЕСС» 1999 г.
  4. Психологическое обследование детей: Учебно-метод. пособие/Сост. Маруга Э.В., Будченкова О.А. Балашов: изд-во БГПИ, 1993.
  5. Дубровина И.В. «Мы живём среди людей» М., 1989г.
  6. Капралова Р.М. «Работа классного руководителя с родителями».
  7. Кочетов А.И. «Мастерство самовоспитания» Минск 1992г.
  8. Платонов К.К. «Занимательная психология» СПБ 1997 г.
  9. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. «Как воспитать волю и характер»

       М.1986 г.

  1. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности»

      М. 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.

ДОКЛАДнасеминар педагогических работников общеобразовательныхкоррекционных школ, школ-интернатов, начальных школЗападной зоны Республики Башкортостан«Эффективные коррекционно-развивающие образовательн...

Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи....

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».

Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Путешествие в весну».

Цель: развитие сенсорного и тактильного восприятия, познавательной активности.Задачи:Формировать представления о весне. Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас.Развивать п...

Коррекционно-развивающая технология в работе психолога (игровая коррекция)

В работе дано краткое описание того, как психолог может в своей работе использовать средства коррекционно-развивающей технологии....