Коррекционно-развивающая технология в работе психолога (игровая коррекция)
методическая разработка

В работе дано краткое описание того, как психолог может в своей работе использовать средства коррекционно-развивающей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание технология психологической коррекции (игровая коррекция)

I этап. Подготовительный

1.Определение объекта (ребёнок, группа, микрогруппа).

Девочка 7 лет, статус ОВЗ, обучается по АОП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2). До 4 лет развивалась нормативно. После перенесенного инфекционного заболевания появились осложнения на головной мозг, развитие затормозилось.

2. Выявление проблемы. Углубленная диагностика.

Использованные методики: методика В.М. Когана (выявление параметров внимания), Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) (исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания), методика Кооса (сформированность пространственного мышления), предметная классификация (исследование понятийного мышления).

Результаты: сложности с переключением и распределением внимания, низкий объём внимания, запоминает плохо, память кратковременна, пространственное мышление не сформировано, понятийное мышление не развито слабо.

3. Цель: коррекция нарушений познавательной сферы.

4. Задачи :

- развитие внимания, памяти, пространственного и понятийного мышления;

- формирование умения действовать по инструкции;

- увеличение словарного запаса;

- развитие коммуникативных способностей.

5. Продумывание планируемого результата.

Планируемый результат: положительная динамика в развитии познавательной сферы (внимания, памяти, мышления)

 6. Подбор игр под проблему, обоснование выбора данного вида технологии (из классификации игр).

Особенность подбора игр обосновывается на взаимосвязи сенсорного и познавательного развития. Средствами сенсорного развития (восприятие цвета, формы, фактуры, размера предмета) выстраивается игровой процесс. Одна игра может решать сама по себе множество коррекционных задач.

II этап. Методика проведения игры

Игра «Чудесный мешочек» (авторская интерпретация)

Перед началом игры на столе лежат деревянные овощи: помидор, огурец, морковь, репка.

Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, что это?....Как можно назвать одним словом все эти предметы?...Правильно, овощи».

Мотивация участников.

Психолог читает стихотворение «Ешьте овощи и фрукты!»

Ешьте овощи и фрукты-

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

«Чтобы овощи хранились всю зиму, их нужно убрать в мешочек»

Инструкция.

Игра основана на запоминании и узнавании предметов на ощупь.

  1. Достать тот предмет, который только что убрал в мешочек.
  2. Достать тот предмет, который называет ведущий.
  3. Разложить предметы по-памяти.
  4. Достать предметы из мешочка в определенном порядке.

Ход игры

1 этап.

«Достань и назови предмет из мешочка… Что это? Правильно, огурец. Теперь положи огурец обратно и попробуй опять найти его на ощупь (игра повторяется несколько раз)»

2 этап

«А сейчас ты будешь доставать из мешочка только те овощи, которые я назову…»

Вариант усложнённый: «Достань красный овощ… Достань любой не зелёный овощ…Достань не репку…» «Достань желтый овощ правой рукой…»

3 этап

«Посмотри, я разложила все овощи. Назови их по-порядку…. Постарайся запомнить последовательность, в которой они лежат… Я снова убираю овощи в мешочек. Достань овощи из мешочка и положи так, как лежали вначале» (игра повторяется несколько раз)

4 этап

«К нам в гости пожаловал Зайчик. Он просит, чтобы мы угостили его осенними дарами. Надо положить Зайке в корзинку сначала огурец, потом помидор, потом репку, потом морковь… Давай повторим порядок…»

«Зайка нарисовал, порядок, по которому следует положить овощи ему в корзинку…»

Завершение игры.

Рефлексия.

III Этап психолого-педагогического анализа

Данная игра, а, точнее, её процесс, позволяет решить одновременно несколько задач: тактильное развитие, развитие тактильной памяти, зрительной и слуховой памяти, развитие внимания, способности действовать по образцу, развитие мышления. Кроме этого, в процессе закрепляются цвета, названия овощей, пространственная ориентировка.

 IV. Диагностика результативности использования технологии.

Итоговая диагностика проводилась с использованием тех же методик, что и перед началом работы.

Результаты: динамика в развитии внимания, девочка быстрее переключается, может распределять внимание (но не долго); динамика в развитии пространственного и понятийного мышления; прогресс в развитии памяти минимален. Уровень развития памяти на данном этапе по-прежнему очень низок. Дополнительное обследование у специалистов выявило у девочки органическое поражение головного мозга, что говорит о небольших шансах на дальнейшее развитие. Но, можно констатировать, что, даже при этих неутешительных прогнозах, игра в рамках коррекционно-развивающей технологии способствовала улучшениям показателей развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Альбом для работы психолога по коррекции мышления

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным...

Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении....

«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.

Доклад на семинар педагогических работников общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Эффективные коррекционно-развивающ...

Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей.

Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей....