Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции
план-конспект занятия на тему

Милова Мария Игоревна

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции

«Посмотри внимательно на мир»

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении.

Работая с детьми из классов коррекции психологи и педагоги ставят перед собой задачу преодоления возникших трудностей, сохранить и развить положительную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка работать самостоятельно. Опыт психологического обследования учащихся классов коррекционного обучения показал, что умственная отсталость может быть обусловлена как физиологическими, так социальными факторами. В большинстве случаев школьному психологу приходиться иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обуславливающих отставание ребенка от возрастной нормы.

Умственная отсталость затрагивает различные стороны: интеллектуальную, личностную, двигательную, речевую. Как правило, развитие различных сфер происходит неравномерно, в каждом конкретном случае могут отставать те или иные сферы и процессы. Однако в силу того, что развитие психики – процесс сложный, развитие различных психических процессов взаимосвязано, взаимообусловлено, и «выпадение» одного звена влечет за собой отставание и деформацию развития остальных процессов. Таким  образом первый этап школьного обучения – начальная школа – для них самый трудный, вследствие задержки умственной деятельности.

Программа «Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно ощущение и восприятие – те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающем миром. Именно на работе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов.  

Содержание программы

Психологические принципы, на которых базируется разработка данной коррекционной программы, определяется основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии. Программа опирается на принцип деятельности, принцип учета возрастных особенностей, принцип повтора.

Условно в программе можно выделить три блока:

Первый блок.

Цель: освоение «схемы тела» (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированность сомато – пространственной организации предметных действий.

Второй блок.

Цель: диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка.

Третий блок.

Цель: развитие зрительного восприятия пространства и наглядно – образного мышления.

Программа рассчитана на 25-30 занятий продолжительностью 35-40 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнение окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологической готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через некоторое время.

Оптимальный размер группы – 4-6 человек. Занятие проводиться 1раз в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий.

Часть1

Сформированность представлений о «схеме тела».

 Я и пространство вокруг меня.

Занятие 1

Цели: определение уровня владения основными пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве; развитие представлений о «схеме тела»; освоение основных пространственных категорий.

Занятие 2

Цели: дать определение понятиям «выше - ниже», «впереди - сзади», «дальше - ближе»…, помочь детям в овладении этими понятиями; сформировать умение сопоставлять различные предметы и части собственного тела по перечисленным выше основаниям.

Занятие 3

Цели: определение умения понимать и использовать предлоги и предложение  конструкции, отражающие распределение предметов в пространстве; развитие способности описывать положение предметов в пространстве относительно друг – друга.

Занятие 4

Цели: развитие сомато – пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов.

Занятие 5

Цели: развитие сомато – пространственных действий и освоение слов, их обозначающих; развитие пространственного восприятия; Формирование навыков мысленного перемещения зрительных образов.

Занятие 6

Цели: развитие сомато – пространственных действий и освоение слов, их обозначающих; развитие пространственного восприятия; Формирование навыков мысленного перемещения зрительных образов. Развитие графических навыков.

Часть 2

Развитие зрительно – пространственного восприятия,

пространственных представлений и образного мышления.

Занятие 7

Цели: Развитие пространственной ориентации; развитие пространственных представлений и воображения; развитие графических навыков; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур) и соответствующих словесных обозначений.

Занятие 8

Цели: Развитие зрительной памяти; развитие графических навыков(мелкой моторики); закрепление использовать сенсорные эталоны.

Занятие 9

Цели: развитее пространственных представление и воображения; развитее пространственного мышления; Развитие зрительной памяти; развитие графических навыков.

Занятие 10

Цели: развитее зрительно – пространственного восприятия; развитие зрительной памяти и внимания.

Занятие 11

Цели: развитее тактильно – пространственного восприятия и памяти; развитие зрительных представлений; развитее способности к сохранению и воспроизведению определенной программы действий; развитие мелкой моторики и внимания.

Занятие 12

Цели: развитие тактильного и зрительного восприятия пространства; развитие зрительной памяти; развитие изобразительно – графических навыков, зрительно – моторной координации.

Занятие 13

Цели: развитие внимания и самоконтроля, сомато – пространственно координации; развитие пространственных представлений; развитие пространственного мышления.

Занятие 14

Цели: развитие внимание и самоконтроля; развитие пространственного мышления.

Занятие 15

Цели: развитие пространственных представлений; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Занятие 16

Цели: развитие пространственных представлений; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Занятие 17

Цели: развитее зрительно – пространственного восприятия; развитее пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.

Занятие 18

Цели: Развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие пространственных представлении и воображения; развитие мелкой  моторики.

Занятие 19

Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия и памяти;

Развитие пространственного мышления.

Занятие 20

Цели: развития внимания; развитие пространственного восприятия и мышления.

Занятие 21

Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.

Занятие 22

Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.

Занятие 23

Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.

Занятие 24

Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.

Занятие 25

Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мысленного перемещения  зрительных образов.

Занятие 26

Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мысленного перемещения  зрительных образов.

Занятие 27

Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мысленного перемещения  зрительных образов.

Литература

1. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003.

2. Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та 1975

3. Рубенштейн С.Я. Эксперементальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство) М.1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 5го класса «В мире с собой и окружающими»

У детей с интеллектуальным недоразвитием, находящихся на воспитании в интернатных учебных заведениях и детских домах, часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в повед...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов

Настоящая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, интересов и психолого-возрастных особенностей детей с ЗПР, на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся ...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на созд...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 3-4 классов "Сказкотерапия"

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи нахо...