Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции
план-конспект занятия на тему
Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класса коррекции
«Посмотри внимательно на мир»
Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении.
Работая с детьми из классов коррекции психологи и педагоги ставят перед собой задачу преодоления возникших трудностей, сохранить и развить положительную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка работать самостоятельно. Опыт психологического обследования учащихся классов коррекционного обучения показал, что умственная отсталость может быть обусловлена как физиологическими, так социальными факторами. В большинстве случаев школьному психологу приходиться иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обуславливающих отставание ребенка от возрастной нормы.
Умственная отсталость затрагивает различные стороны: интеллектуальную, личностную, двигательную, речевую. Как правило, развитие различных сфер происходит неравномерно, в каждом конкретном случае могут отставать те или иные сферы и процессы. Однако в силу того, что развитие психики – процесс сложный, развитие различных психических процессов взаимосвязано, взаимообусловлено, и «выпадение» одного звена влечет за собой отставание и деформацию развития остальных процессов. Таким образом первый этап школьного обучения – начальная школа – для них самый трудный, вследствие задержки умственной деятельности.
Программа «Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно ощущение и восприятие – те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающем миром. Именно на работе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов.
Содержание программы
Психологические принципы, на которых базируется разработка данной коррекционной программы, определяется основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии. Программа опирается на принцип деятельности, принцип учета возрастных особенностей, принцип повтора.
Условно в программе можно выделить три блока:
Первый блок.
Цель: освоение «схемы тела» (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированность сомато – пространственной организации предметных действий.
Второй блок.
Цель: диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка.
Третий блок.
Цель: развитие зрительного восприятия пространства и наглядно – образного мышления.
Программа рассчитана на 25-30 занятий продолжительностью 35-40 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнение окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологической готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через некоторое время.
Оптимальный размер группы – 4-6 человек. Занятие проводиться 1раз в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий.
Часть1
Сформированность представлений о «схеме тела».
Я и пространство вокруг меня.
Занятие 1
Цели: определение уровня владения основными пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве; развитие представлений о «схеме тела»; освоение основных пространственных категорий.
Занятие 2
Цели: дать определение понятиям «выше - ниже», «впереди - сзади», «дальше - ближе»…, помочь детям в овладении этими понятиями; сформировать умение сопоставлять различные предметы и части собственного тела по перечисленным выше основаниям.
Занятие 3
Цели: определение умения понимать и использовать предлоги и предложение конструкции, отражающие распределение предметов в пространстве; развитие способности описывать положение предметов в пространстве относительно друг – друга.
Занятие 4
Цели: развитие сомато – пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов.
Занятие 5
Цели: развитие сомато – пространственных действий и освоение слов, их обозначающих; развитие пространственного восприятия; Формирование навыков мысленного перемещения зрительных образов.
Занятие 6
Цели: развитие сомато – пространственных действий и освоение слов, их обозначающих; развитие пространственного восприятия; Формирование навыков мысленного перемещения зрительных образов. Развитие графических навыков.
Часть 2
Развитие зрительно – пространственного восприятия,
пространственных представлений и образного мышления.
Занятие 7
Цели: Развитие пространственной ориентации; развитие пространственных представлений и воображения; развитие графических навыков; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур) и соответствующих словесных обозначений.
Занятие 8
Цели: Развитие зрительной памяти; развитие графических навыков(мелкой моторики); закрепление использовать сенсорные эталоны.
Занятие 9
Цели: развитее пространственных представление и воображения; развитее пространственного мышления; Развитие зрительной памяти; развитие графических навыков.
Занятие 10
Цели: развитее зрительно – пространственного восприятия; развитие зрительной памяти и внимания.
Занятие 11
Цели: развитее тактильно – пространственного восприятия и памяти; развитие зрительных представлений; развитее способности к сохранению и воспроизведению определенной программы действий; развитие мелкой моторики и внимания.
Занятие 12
Цели: развитие тактильного и зрительного восприятия пространства; развитие зрительной памяти; развитие изобразительно – графических навыков, зрительно – моторной координации.
Занятие 13
Цели: развитие внимания и самоконтроля, сомато – пространственно координации; развитие пространственных представлений; развитие пространственного мышления.
Занятие 14
Цели: развитие внимание и самоконтроля; развитие пространственного мышления.
Занятие 15
Цели: развитие пространственных представлений; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
Занятие 16
Цели: развитие пространственных представлений; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
Занятие 17
Цели: развитее зрительно – пространственного восприятия; развитее пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.
Занятие 18
Цели: Развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие пространственных представлении и воображения; развитие мелкой моторики.
Занятие 19
Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия и памяти;
Развитие пространственного мышления.
Занятие 20
Цели: развития внимания; развитие пространственного восприятия и мышления.
Занятие 21
Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.
Занятие 22
Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.
Занятие 23
Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.
Занятие 24
Цели: развитие пространственного восприятия и мышления; развитие пространственных представлений и воображения; развитие мелкой моторики.
Занятие 25
Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мысленного перемещения зрительных образов.
Занятие 26
Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мысленного перемещения зрительных образов.
Занятие 27
Цели: развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мысленного перемещения зрительных образов.
Литература
1. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003.
2. Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та 1975
3. Рубенштейн С.Я. Эксперементальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство) М.1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 5го класса «В мире с собой и окружающими»
У детей с интеллектуальным недоразвитием, находящихся на воспитании в интернатных учебных заведениях и детских домах, часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в повед...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов
Настоящая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, интересов и психолого-возрастных особенностей детей с ЗПР, на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся ...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на созд...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 3-4 классов "Сказкотерапия"
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи нахо...