Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
рабочая программа

Сандова Илона Александровна

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся,  их социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся,  их социальную адаптацию.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ((ред. от 31.12.2015);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки  РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
  • САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;

1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей

Программа направлена на коррекцию и развитие познавательных, аффективных и волевых сфер обучающихся с умеренной степенью УО (ИН).

Цель программы:

Коррекция и развития коммуникативной сферы обучающегося.

Задачи работы:

  • способствовать развитию и коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
  • способствовать формирование социальноприемлемых форм поведения;
  • способствовать сведению к минимуму проявлений деструктивного поведения;
  • производить коррекцию нарушений коммуникаций;

В      ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития детей обобщены в данной программе.

 

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с умеренной степенью УО (ИН)

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;
  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
  • Снижение мотивации деятельности;
  • Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
  • Нарушение критичности мышления;
  • Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
  • Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
  • Низкая точность и прочность запоминания;
  • Непреднамеренность запоминания;
  • Нарушения речи;
  • Низкая целенаправленность деятельности.

 

Инструментарий определения  эффективности освоения программы

Динамика отслеживается следующим образом:

  • первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);
  • промежуточная диагностика (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
  • итоговая диагностика (в конце уч.г.) - повторную психолого-педагогическую диагностику развития проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ (коррекционно-развивающие занятия) пролонгируются на следующий год.

На каждый вид диагностики отводится 1-4 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.

 

Особенности организации работы педагога-психолога

Особенностью  работы  педагога-психолога   по  формированию  школьно-значимых  навыков  и  приемов  умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях педагога-психолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

 

 

Формы, способы, методы и средства реализации программы

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,
  • дозирование помощи взрослого,
  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Для работы с детьми с умственной отсталостью программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.

На занятия к педагогу-психологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО педагог-психолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет педагог-психолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики, рекомендациям ПМПК,  а также совместно с ППк. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений и возрастных особенностей.

Критерии оценки результативности работы по программе

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

 

Взаимодействие со специалистами ППк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с лёгкой степенью умственной отсталости / трудностями в обучении.

 

Тематический план работы с обучающимися

Основные разделы программы:

  • ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);
  • Развитие и коррекция ВПФ;
  • Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.

 

№ п/п

Направления работы

Основные задачи реализации содержания

1                     

Социально-коммуникативное развитие

способствовать формированию у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;

способствовать развитию сотрудничества ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками;

способствовать развитию навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

способствовать развитию социально значимых мотивов поведения, выражающихся в стремлении к эмпатии;

способствовать становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

2                     

Формирование коммуникативных навыков

способствовать развитию вербально-логического компонента мыслительной деятельности;

способствовать развитию компетенций коммуникативной, эмоционально-волевой личностных сфер.

3                     

Развитие аффективных процессов

способствовать развитию эмоционального и продуктивного взаимодействия;

способствовать гармонизации психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношение к собственному «Я»;

способствовать повышению уверенности в себе;

способствовать развитию аффективно-волевой регуляции.

4                     

Развитие общей осведомлённости

способствовать формированию целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности;

способствовать обогащению чувственного опыта ребенка, способствовать формированию отслеживания взаимосвязи ощущений внешних анализаторов со знаниваемым опытом и эмоциональными процессами;

способствовать формированию адекватные  представления  об  окружающем мире,  созданию  чувственной основы  и восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений;

способствовать формированию представлений о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними;

способствовать формированию представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы, зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде.

1.                   

Сенсомоторное развитие 

способствовать развитию зрительного анализа и пространственного восприятия;

способствовать развитию тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

способствовать развитию перцептивных навыков;

способствовать развитию слухового восприятия и слухового внимания;

способствовать развитию тактильных ощущений;

способствовать развитию умения организации и контроля простейших двигательных программ;

способствовать развитию тонкости и целенаправленности движений;

способствовать развитию кинестетических основ движения;

способствовать развитию межполушарного взаимодействия;

способствовать формированию способности выделять признаки предметов.

2.                   

Развитие познавательных процессов

способствовать развитию и стимуляции сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, сенсорно-перцептивной сферы;

способствовать развитию познавательной деятельности и целенаправленному формированию высших психических функций (ВПФ);

развивать познавательную активность и продуктивной работоспособности;

способствовать формированию осмысленных целенаправленных предметных действий, преодолевнию статичности восприятия;

создавать благоприятные условия для развития соотношения между формами наглядного и словесно - логического мышления;

способствовать формированию побудительного мотива для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений;

способствовать формированию образов - представления, укреплению взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом

3.                   

Развитие мнемических

процессов     

тренировать произвольное запоминание зрительно воспринимаемых объектов;

тренировать произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

способствовать развитию тактильной и кинестетической памяти.

5                     

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

способствовать развитию слухо-моторной координации;

способствовать развитию зрительно-моторной координации;

способствовать развитию слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

4.                   

Формирование функции  программирования и контроля собственной

деятельности

способствовать развитию регуляции простейших двигательных актов;

способствовать формированию умения ориентировки в задании;

способствовать формированию умения  планирования этапов выполнения задания;

способствовать формированию основных способов  самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

способствовать формированию умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.

Общее количество занятий разработано из расчёта на 68 часов в год. Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

Содержание программы коррекционно-развивающих занятий

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Коррекционно-развивающие задачи

1-6

Входная диагностика

6

Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий;  корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник);

Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн)

Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы

7-8

Домино

2

Домино-вкладыши. Цвет, форма. Соотнесение

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

9-10

Вкладыши

2

Круг. Большой-маленький. Вкладыши, цвет, форма

Развитие коммуникативных навыков, мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения

11-12

Больше-меньше

2

Большой-маленький-поменьше. Квадрат. «Заплаточки». Цветовое лото

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

13-14

Стороны

2

Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Соотнесение цвета и формы

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

15-16

Одинаковые

2

Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник. Домино-вкладыши

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

17-19

Вчера-сегодня

3

 Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко. «Заплаточки». Цветовое лото

Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения

20-21

Длина

2

Короткий-длинный. Овал. Соотнесение цвета и формы

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

22-24

Время года

3

Времена года. Круг, овал, треугольник, квадрат. Цветовое лото

Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения

25-26

Высота

2

Высокий-низкий. Домино-вкладыши

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

27-28

Ширина

2

Широкий-узкий. Прямоугольник. Домино-вкладыши

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

29-30

Положение предметов

2

Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. Соотнесение цвета и формы.

Сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

31-32

Самый маленький

2

Большой, поменьше, самый маленький. Влево-вправо. Домино-вкладыши

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

33-34

Далеко-близко

2

Далеко-близко. «Заплаточки». Цветовое лото

Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие эмоционального и мышечного напряжения

35-38

Динамика

4

Корректурная проба Бурдона, простые аналогии У. Гордона, рисунок «Несуществующее животное» или др.

Промежуточная диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными данными и результатами наблюдения

39-40

Выше-ниже

2

Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

41-42

Стороны

2

Слева-посередине-справа. Сравнение, установление закономерностей. «Заплаточки». Цветовое лото

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

43-44

Соотнеси

2

Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно. Домино-вкладыши

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

45-46

Лист

2

Ориентировка на листе бумаги. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Установление последовательности событий (части суток)

Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения

47-48

Сравни

2

Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. «Заплаточки»

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

49-50

Самый узкий

2

Широкий, поуже, еще уже, самый узкий. Установление последовательности событий (части суток)

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

51-52

Цвет и форма

2

Вчера, сегодня, завтра. Соотнесение цвета и формы

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

53-54

Фигуры

2

Геометрические фигуры. Слева, посередине, справа. Развитие зрительного внимания. Соотнесение цвета и формы

Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения

55-56

Лото

2

Ориентировка на листе бумаги. Влево, вправо. Цветовое лото

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

57-58

Смотри по сторонам

2

Развитие зрительно-моторной координации. Домино-вкладыши

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие

59-60

Где что?

2

Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Заплаточки». Соотнесение цвета и формы

Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения

61-62

Заплаточки

2

Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Заплаточки». Соотнесение цвета и формы

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

63-68

Итоговая диагностика

6

Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий;  корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник);

Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн)

Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными и промежуточными данными, результатами наблюдения, успехами у других специалистов и учителей

7 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Коррекционно-развивающие задачи

1-6

Входная диагностика

6

Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий;  корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник);

Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн)

Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы

7-8

Разница

2

Сравнить, какой предмет меньше, какой больше в пространстве

Развитие ориентации в пространстве, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

9-10

Любимец

2

Нарисовать, показать, описать свое домашнее или просто любимое животное, обсудить почему

Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

11-12

Порядок

2

Расположение предметов, игрушек от большего к меньшему

Развитие ориентации в пространстве, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие

13-14

Школа

2

Нарисовать, показать, описать, что нравится в школе, за что её любишь, обсудить

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

15-16

Сюжетные картинки

2

Установление последовательности событий, составление рассказа по сюжетным картинкам

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мыслительных операций

17-19

Посуда

3

Рассказать, показать, нарисовать о посуде, которой пользуется дома, в школе, о своей любимой кружке, ложке

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков

20-21

Чистота

2

Рассказать, описать, нарисовать, как помогает дома соблюдать чистоту, чем пользуется, как делает, обсудить

Развитие коммуникативных навыков, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие

22-24

Свойства предмета

3

Найти и показать самый твёрдый, мягкий, гладкий и др. предмет среди игрушек, принадлежностей, материалов

Сенсомоторное и двигательное развитие, развитие мыслительных операций

25-26

Время

2

Циферблат, показать время, назвать. Вчера, сегодня, завтра

Развитие коммуникативных навыков, мыслительных операций, сенсомоторное развитие

27-28

Шнуровка

2

Заплетание шнурков из различных материалов, игры со шнурками, лентами

Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие

29-30

Форма-размер

2

Геометрические фигуры. Слева, посередине, справа. Больше, меньше. Иные свойства

Развитие коммуникативных навыков, мыслительных операций

31-32

День недели

2

Назвать что было несколько дней, что будет через сколько-то дней, понятия вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра и др.

Развитие ориентации в пространстве, общей осведомлённости, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие

33-34

Игры

2

Цветовое лото. Кубики. Палочки. Манипуляции, придумывание предметов, форм

Развитие ориентации в пространстве, коммуникативных навыков, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие

35-38

Динамика

4

Корректурная проба Бурдона, простые аналогии У. Гордона, рисунок «Несуществующее животное» или др.

Промежуточная диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными данными и результатами наблюдения

39-40

Предметы

2

Назвать как предметы, игрушки, принадлежности, изображения расположены относительно друг друга в пространстве

Развитие ориентации в пространстве, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

41-42

Космос

2

Нарисовать, описать как выглядят ночью звёзды, показать полёт ракеты

Развитие эмоционально-волевой сферы, сенсомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

43-44

Звери

2

Рассказать, какие  есть дикие звери, выбрать любимого, описать, рассказать, нарисовать

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения

45-46

Высота

2

Показать самый высокий и низкий предмет в помещении, среди игрушек, принадлежностей, показать позами разных людей, животных по росту

Развитие ориентации в пространстве, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие

47-48

Мозаика

2

Складывание различных мозаик, создание своих из подручных материалов, рисунков, картинок

Развитие эмоционально-волевой сферы, мыслительных операций, сенсомоторное  развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

49-50

Описание

2

Описать различные свойства нескольких предметов: размер, цвет, текстуру, ощущения и др.

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, сенсомоторное развитие

51-52

Длинный – короткий

2

Найти и показать в помещении, среди канцелярских принадлежностей, игрушек самый длинный предмет и самый короткий в ширину, длину

Развитие ориентации в пространстве, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие

53-54

Кино

2

Рассказать о своих любимых фильмах, сериалов, актёрах, о предметах техники, посредством которых можно просматривать фильмы, как ими пользоваться. Нарисовать, изобразить любимых героев

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, сенсомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

55-56

Музыка

2

Рассказать о своих любимых песнях, музыкантах, о предметах техники, посредством которых можно прослушивать музыку, как ими пользоваться. Нарисовать, изобразить любимых музыкантов

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, сенсомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения

57-58

Уход зимы

2

Рассказать, чем запомнилась зима, чем радовала, а чем огорчала, какая была природа. Изобразить, показать

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения

59-60

Тепло

2

Рассказать, что радует с наступлением весны, а что огорчает, как меняется природа. Изобразить, показать

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения

61-62

Итоги

2

Обсудить, что запомнилось за прошедший год, что узнали, что запомнили. Описать, рассказать, нарисовать что понравилось

Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, двигательное развитите, снятие эмоционального и мышечного напряжения

63-68

Итоговая диагностика

6

Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий;  корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник);

Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн)

Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными и промежуточными данными, результатами наблюдения, успехами у других специалистов и учителей


Предполагаемые результаты освоения программы

У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Дети должны научиться:

  • Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.
  • Соблюдать нормы поведения на уроке.
  • Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
  • Планированию собственной деятельности.
  • Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ;
  • Отвечать на вопросы по содержанию услышанного  и по иллюстрациям к тесту.
  • Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.
  • Называть и характеризовать предметы и явления.
  • Называть обобщающие названия изученных групп предметов.
  • Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.
  • Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.
  • Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.
  • Определять время по часам.

 


Програмно-методическое обеспечение программы

  1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
  2. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
  3. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и школьников, г— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

4.      Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь;

5.      Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии;

6.      Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии;

7.      Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция;

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога;
  2. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
  3. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005
  4. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
  5. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000

13.  Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов н/Д : Феникс, 2006

14.  Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

15.  Игры и упражнения на развитие внимания (папка).

16.  Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка).

17.  Игры и упражнения на развитие памяти (папка).

18.  Прогрессивные матрицы Д.Равена (цветной и черно-белый вариант);

19.  Методика диагностики интеллекта Д.Векслера.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата план

Дата факт

1         

Входная диагностика

 

 

2         

Входная диагностика

 

 

3         

Входная диагностика

 

 

4         

Входная диагностика

 

 

5         

Входная диагностика

 

 

6         

Входная диагностика

 

 

7         

Домино

 

 

8         

Домино

 

 

9         

Вкладыши

 

 

10     

Вкладыши

 

 

11     

Больше-меньше

 

 

12     

Больше-меньше

 

 

13     

Стороны

 

 

14     

Стороны

 

 

15     

Одинаковые

 

 

16     

Одинаковые

 

 

17     

Вчера-сегодня

 

 

18     

Вчера-сегодня

 

 

19     

Вчера-сегодня

 

 

20     

Длина

 

 

21     

Длина

 

 

22     

Время года

 

 

23     

Время года

 

 

24     

Время года

 

 

25     

Высота

 

 

26     

Высота

 

 

27     

Ширина

 

 

28     

Ширина

 

 

29     

Положение предметов

 

 

30     

Положение предметов

 

 

31     

Самый маленький

 

 

32     

Самый маленький

 

 

33     

Далеко-близко

 

 

34     

Далеко-близко

 

 

35     

Динамика

 

 

36     

Динамика

 

 

37     

Динамика

 

 

38     

Динамика

 

 

39     

Выше-ниже

 

 

40     

Выше-ниже

 

 

41     

Стороны

 

 

42     

Стороны

 

 

43     

Соотнеси

 

 

44     

Соотнеси

 

 

45     

Лист

 

 

46     

Лист

 

 

47     

Сравни

 

 

48     

Сравни

 

 

49     

Самый узкий

 

 

50     

Самый узкий

 

 

51     

Цвет и форма

 

 

52     

Цвет и форма

 

 

53     

Фигуры

 

 

54     

Фигуры

 

 

55     

Лото

 

 

56     

Лото

 

 

57     

Смотри по сторонам

 

 

58     

Смотри по сторонам

 

 

59     

Где что?

 

 

60     

Где что?

 

 

61     

Заплаточки

 

 

62     

Заплаточки

 

 

63     

Итоговая диагностика

 

 

64     

Итоговая диагностика

 

 

65     

Итоговая диагностика

 

 

66     

Итоговая диагностика

 

 

67     

Итоговая диагностика

 

 

68     

Итоговая диагностика

 

 

7 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата план

Дата факт

1.                   

Входная диагностика

 

 

2.                   

Входная диагностика

 

 

3.                   

Входная диагностика

 

 

4.                   

Входная диагностика

 

 

5.                   

Входная диагностика

 

 

6.                   

Входная диагностика

 

 

7.                   

Разница

 

 

8.                   

Разница

 

 

9.                   

Любимец

 

 

10.               

Любимец

 

 

11.               

Порядок

 

 

12.               

Порядок

 

 

13.               

Школа

 

 

14.               

Школа

 

 

15.               

Сюжетные картинки

 

 

16.               

Сюжетные картинки

 

 

17.               

Посуда

 

 

18.               

Посуда

 

 

19.               

Посуда

 

 

20.               

Чистота

 

 

21.               

Чистота

 

 

22.               

Свойства предмета

 

 

23.               

Свойства предмета

 

 

24.               

Свойства предмета

 

 

25.               

Время

 

 

26.               

Время

 

 

27.               

Шнуровка

 

 

28.               

Шнуровка

 

 

29.               

Форма-размер

 

 

30.               

Форма-размер

 

 

31.               

День недели

 

 

32.               

День недели

 

 

33.               

Игры

 

 

34.               

Игры

 

 

35.               

Динамика

 

 

36.               

Динамика

 

 

37.               

Динамика

 

 

38.               

Динамика

 

 

39.               

Предметы

 

 

40.               

Предметы

 

 

41.               

Космос

 

 

42.               

Космос

 

 

43.               

Звери

 

 

44.               

Звери

 

 

45.               

Высота

 

 

46.               

Высота

 

 

47.               

Мозаика

 

 

48.               

Мозаика

 

 

49.               

Описание

 

 

50.               

Описание

 

 

51.               

Длинный – короткий

 

 

52.               

Длинный – короткий

 

 

53.               

Кино

 

 

54.               

Кино

 

 

55.               

Музыка

 

 

56.               

Музыка

 

 

57.               

Уход зимы

 

 

58.               

Уход зимы

 

 

59.               

Тепло

 

 

60.               

Тепло

 

 

61.               

Итоги

 

 

62.               

Итоги

 

 

63.               

Итоговая диагностика

 

 

64.               

Итоговая диагностика

 

 

65.               

Итоговая диагностика

 

 

66.               

Итоговая диагностика

 

 

67.               

Итоговая диагностика

 

 

68.               

Итоговая диагностика

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс (с ограниченными возможностями здоровья – ЗПР)

Данная программа составлена с учетом требований ФГОС и рассчитана на работу с обучаюшимися 6 класса с ОВЗ ( задержка психического развития)....

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» для 8 класса составлена на основе:-    примерной программы по физической культуре: «Комплексная программа ф...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...