Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
методическая разработка по психологии по теме

Рябухина Елена Сергеевна

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_praktikum_dlya_shkolnikov.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное      учреждение  РХ «Боградская санаторная школа-интернат»

      Рассмотрено                               Согласовано с зам.                        Утверждаю

методическим советом                   директора по УВР                      директор школы-

школы-интерната                                                                                  интерната

    Протокол №_____                        ________________                  ________Сердюкова Г.В.

от «     »_________2012г.              «     »__________2012г.             «     »_____________2012г.

Рабочая программа по курсу

«Психологический практикум для школьников»

для учащихся 5-8 классов

                                                        Составитель:

                                                             педагог-психолог

                                                                                     первой квалификационной категории

                                                                                       Рябухина Елена Сергеевна

Боград

2012

Пояснительная  записка

   

            По нашим наблюдениям  многие воспитанники школы - интерната  имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т.к. в семье они растут в атмосфере эмоционального отчуждения, в отсутствии, хаотичности воспитательного воздействия родителей. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

        При переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью.

    Для подростков 10-11 лет характерными особенностями являются:

  1. развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию,
  2. значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;
  3. эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;
  4.  в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.

         Средний подростковый возраст (13-14 лет) характеризуется “взрывом” во всех физиологических системах. Созревая физически, подросток ощущает необходимость в социальном признании и социальном утверждении своей личности. Но на ряду с этим возраст вступления во взрослую самостоятельную жизнь еще не наступил. Кризис 13-14 лет сосредоточен на сфере “Я-концепция”, происходят кардинальные изменения в сфере самосознания своего “Я”. Приоритетными  для развития и формирования получаются следующие стороны самоутверждения:

- потребность в самоидентификации, признании своего внутреннего “Я” (внутренней психической сущности, внешности, имени и пр.);

- утверждение своего “Я” в окружающем пространстве, в общении с другими;

- потребность признания в своей группе;

- потребность в половой идентификации.

        Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи.   В связи с этим в 5-8 классах по 0,5 часа в неделю отводится на курс «Психологический практикум для школьников».

       Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. Особенностью курса является форма его проведения – тренинг.

      Цель: укрепление эмоционального здоровья школьников, профилактика неврозов.

      Задачи:

  1. Формировать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других; навыки поведения в сложных жизненных ситуациях (конфликты, стрессы).
  2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
  3. Развивать и совершенствовать навыки саморегуляции, снятие мышечных зажимов посредством освоения методов релаксации.
  4. Оказывать психологическую поддержку учащимся в период обучения в санаторной школе-интернате (предупреждение утомляемости, снижение уровня тревожности, выработка на основе опыта норм поведения и общения).

       Методы и формы работы: психогимнастика, беседа, групповая дискуссия, использование элементов сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

    Форма контроля:

  1. анализ эффективности занятия проводится при помощи рефлексии;
  2. анализ эффективности программы проводится при помощи диагностики: анкеты, проективные тесты, опросники.

     Общее количество часов в каждом классе -  17 . Продолжительность занятий – 40 минут.

     В процессе научения идет формирование и развитие у учащихся:

  1. интереса к изучению психологии человека и проведение психологического эксперимента;
  2. умения самостоятельно применять полученные знания;
  3. творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

       В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  1. умение фантазировать;
  2. умение осознавать свои особенности и особенности других людей;
  3. умение оценивать свои чувства в отношении других людей;
  4. умение принимать людей такими, какие они есть;
  5. умение конструктивно разрешать конфликты со сверстниками и взрослыми;
  6. умение сотрудничать;
  7. умение планировать свои цели и пути самоизменения.

Структура занятия 

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
  3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
  4. Рефлексия занятия.
    Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
  5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

              Оборудование:

Магнитофон, аудиокассеты, диски, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов и др.

     Ожидаемые результаты:

в результате реализации данной программы, дети приобретают

- умение бесконфликтного и эффективного общения;

- осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

- умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;

- способность к эмпатии и рефлексии.

      Таким образом,  содержание курса строится с учетом потенциальных возможностей учащихся. В программе предусмотрены возможные  риски (карантин, курсы, болезнь педагога-психолога и пр.).  В данном случае можно сократить количество уроков по темам, сходным тем, которые изучались на протяжении предыдущего учебного года.

      Вся программа посвящена, в общем-то, простой идее – быть собой: от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, к умению контролировать свои чувства и поведение.

Список литературы

  1. Алиева М.А.,  Лобанова Л.В.,  Трошихина Е.Т.  Я сам строю свою  жизнь.

            ( Программа  психологического содействия социальной адаптации). – СПб.:              

            «Речь», 2006.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Баева И.А.. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: «Речь», 2002.
  3. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10 – 12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  4. Владимирова Ю. Новичок в средней школе (Программа адаптационных встреч для пятиклассников) // Школьный психолог № 9, 2004.
  5. Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Зарипова Ю.Ф. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: «Чистые пруды». 2007.
  7. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  9. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно–двигательный тренинг. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  10. Нелюбова Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). – М.: «Генезис», 2006.
  13. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в 7-8 классах. – М.: «Генезис», 2006.
  14. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.

Учебно-тематический план

Наименование разделов,

тем

Всего часов

Методы

обучения

Формы

контроля


1.

     

 5 класс.

Разделы:

  1. Новичок в средней школе.

1.2 Тренинги на снижение тревожности.

1.3 Познаем себя.

1.4 Релаксационные тренинги.



17 часов


Психогимнастика, релаксация, диалоги, дискуссии,

элементы арт-терапии


Опросники

( «Неоконченные предложения», тест на тревожность), методика «Сказка» ( исследование уровня психол. комфортности), «Рисунок человека», методика «Кактус».

2.

     6 класс.

Разделы:

2.1. Учимся общаться.


2.2 Управляем своим состоянием.

2.3 Умей сказать «нет».

2.4 У меня есть проблема…

17 часов

Психогимнастика, релаксация, диалоги, дискуссии, элементы арт-терапии, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

(См. 5 класс) и др.

3.

       7 класс.

Разделы:


3.1 Вот какой Я.


3.2 Хочу быть успешным!


3.3 Как справиться с конфликтом?

3.4 Тренинги снятия состояния психического дискомфорта.


17 часов


Дискуссии, диалоги, релаксация,

элементы арттерапии, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).


Проективная методика: «Автопортрет»;  тест на тревожность, самооценку,

тест-опросник Шмишека


4.

       

       8 класс.

Разделы:

4.1 Познаем себя – познаем других.

4.2 Саморегуляция.

4.3 Релаксационные тренинги.


17 часов.


Дискуссии, диалоги, релаксация,

элементы арттерапии, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

 


Проективная методика: «Автопортрет»;  тест на тревожность, самооценку, тест-опросник Шмишека

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий

Элементы содержания

Количество часов

в теме

1.

Раздел: «Новичок в средней школе».

5 ч.

1.1

Что такое 5 класс?

Профилактика проблем адаптации, развитие представлений о новом соц. статусе.

Ритуал приветствия

Упражнение «Веселое приветствие». Информационный блок, упр. «Визитные карточки»

«Те, кто», «Что важно для меня?», «Капельки»

Рефлексия.

1 ч.

1.2

Я и мой класс.

Профилактика проблем адаптации, развитие навыков сотрудничества

Ритуал приветствия

Упражнение «Ветер дует на тех, кто...», упражнение «Жизнь в школе», «Гора знаний», «Комплимент»,

игра «Путешествие по газете»

1 ч.

Профилактика проблем адаптации, развитие навыков сотрудничества

Ритуал приветствия

Дыхательное упражнение «Вверх по радуге», Игра «Встаньте сколько назовут»

«Подари подарок». Упражнение «Создай свою планету», «Герб класса»», упражнение  «Какие мы»

     

       1 ч.

1.3

Я и мои учителя.

Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам

Ритуал приветствия

Упр. «Нос, пол, потолок», упр. «Учебные предметы», упр. «Как зовут наших учителей», упр. «Настоящий учитель – это…», релакс. пауза

1 ч.

Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам

Ритуал приветствия

Упр. «Мне втебе нравится…», упр. «Любимый учитель», слушание сказки, обсуждение, упр. «Ладошки», релакс. пауза


1 ч.

2.

Раздел: «Снижение тревожности».

5 ч.

2.1

Тренинг «Я и сверстники».

 совершенствование навыков общения со сверстниками


Ритуал приветствия

Коллективная работа «Дом из кирпичей». Упражнение «Ах, какой ты молодец!», «нарисуй, я отгадаю», «Дружеская рука»

Релакс. пауза

1 ч.


 формирование дружного коллектива.

Ритуал приветствия

Упр. «Пластилиновый человечек, «Зеркало», обсуждение «Друг – это…», «Коллаж класса», «Только вместе»

1 ч.

формирование дружного коллектива.

Ритуал приветствия

 «Сказки о добре и зле»,

Обсуждение «Правила дружбы», упр. «Ищу друга» (объявление), «Пойми меня», релакс. упр.

1 ч.

2.2

Тренинг «Я и взрослые».

Снижение уровня тревожности при взаимодействии со взрослыми

Ритуал приветствия

Упр «Крокодил», обсуждение «Я и взрослые», упр. «Я хочу попросить», упр. «Стенка на стенку», , релакс пауза

       1 ч.

Преодоление барьеров в общении со взрослыми

Ритуал приветствия

беседа «Мои неудачные встречи со взрослыми», «Градусник», упр. «Неоконченные предложения», коллективная работа «Сказочная семья», проигрывание ситуаций общения

1 ч.

3.

Раздел: «Познаем себя».

4 ч.

3.1

Формирование адекватной самооценки.

Ритуал приветствия

Упр «Градусник», игра «Наоборот», упр «Цветик-семицветик», диагностика «Уровень самооценки», упр. «Добрая волшебница», упр. «Скажи о себе что-нибудь хорошее», рефлексия

1 ч.

Ритуал приветствия

Упр «Броуновское движение», тестирование, упр. «Мои достоинства и недостатки», упр. «Сказка по кругу», рисование «Карикатура на себя», упр. «Подарок по кругу».

1 ч.

3.2

Коррекция зависимости от окружающих.

Ритуал приветствия

Упр. «Комплимент», «Море волнуется»,

2 ч.

4.

Раздел: «Релаксационные тренинги».

2 ч.

Релаксационный тренинг

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Комплексы релаксационных упражнений для мл. школьников

    2 ч.



5.

Чему я научился?

Создание у уч-ся мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

Ритуал приветствия

Упр. «Смешные обезьянки». упр. «Копилка полезных советов», слушание сказки, придумывание окончания , упр. «Подарок на память», релакс. пауза

1 ч.

6 класс

№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий


Элементы содержания


Кол-во часов

в теме

1.

Раздел: «Учимся общаться».

7 ч.

1.1

Знакомство.

Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

Ритуал приветствия Игра «Эхо», Игра «Моё имя»,


1 ч.


1.2


Мелочи общения: интонация, мимика, жесты, поза.

Дать представления о психологических аспектах общения, показать роль интонации слов и их значение в общении

Ритуал приветствия, упр «Скажи фразу»,  «Телефонный разговор». упр. «Просьба», «Разговор через стекло».


1 ч.

Показать роль взгляда, мимики в общении, отработка практических навыков общения

Ритуал приветствия,  игра «Невербальный контакт». Упр. «Калейдоскоп эмоций», «Зеркало», упр. «Контакт глазами», «Несмеяна», релакс. пауза

1 ч.

Показать роль жестов и их значение в общении

Ритуал приветствия, беседа «Роль жестов в жизни человека». Упр. «Аплодисменты по кругу», упр. «Сигнал», «Имя и движение»

1 ч.

Показать роль позы,  телодвижений в общении

Ритуал приветствия, упр. «Ловля моли», упр. «Слепой и поводырь», «Карусель»

1 ч.    


1.3


Правила общения.

Познакомить уч-ся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; учить преодолевать трудности, возникающие при общении. развивать навыки общения со сверстниками.

Ритуал приветствия, упр. «Расшифруй слово общение»,упр. «Круг моего общения», упр.

1 ч.

Ритуал приветствия беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения», задание «Правила общения»,

1 ч.

2.

Раздел: «Управляем своим состоянием».

3 ч.

2.1

Релаксационные тренинги.

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Релаксационные комплексы

3 ч.

3.

Раздел: «Умей сказать «нет»!»

4 ч.

3.1

Формирование адекватной самооценки (2 занятия)

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения


1 ч.

1 ч.

3.2

Формирование уверенности в себе.

(2 занятия)

Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения



1 ч.

1 ч.

4.

Раздел: «У меня есть проблема…»

2 ч.


Тренинг по проблемам учащихся.


Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми

Ритуал приветствия

Упр. «Умение слушать», упр. «Мои проблемы», упр. «Список претензий». релакс. пауза


1 ч.

Осознание необходимости поддерживать другого человека

Ритуал приветствия

Упр. «Как закончить сказку», «Марионетки». релакс. пауза

1 ч.

5.

Чему я научился? (итоговое)

Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

1 ч.

                                                               Общее количество часов:                                                                                                    17 ч.

7 класс

№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий

Элементы содержания

Кол-во часов

в теме

1.

Раздел: «Вот какой Я!»

4 ч.

1.1

«Что я знаю о себе».

Создание условий для осознания подростком своего «Я»

Ритуал приветствия, упр. «Снежный ком», упр. «Имя и качество», беседа «Впечатление, которое мы производим», упр. «Измерим друг друга»

1 ч.

1.2

«Перевоплощение».

Развитие рефлексии, преодоление стереотипов, тренировка умений воспринимать окружающее нестандартно

Ритуал приветствия

Беседа по теме, упр. «Говорящие вещи», обсуждение

1 ч.

1.3

«Плюсы и минусы».

Помочь уч-ся в  раскрытии своих сильных и слабых сторон

1 ч.

1.4

«Как превратить недостатки в достоинства?»

Развитие умения видеть в людях их разные стороны, осознание своей индивидуальности и индивидуальности другого

1 ч.

2.

Раздел: «Хочу быть успешным!»

7 ч.

2.1

«Что обо мне думают другие».

Помощь в осознании себя через других

Ритуал приветствия

Упр. «Орехи», обсуждение по теме, упр. «Гримаса», «Клоун», обсуждение, упр. «Я глазами других» (рисунки), релакс. упр.

1 ч.

2.2

«Уверенность и неуверенность в себе» (2 занятия)

Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы уч-ся в любых ситуациях чувствовали себя уверенно

Ритуал приветствия

Упр. «Подарок», упр. «Мое поведение», «Зеркало», «Скульптура»


1 ч.

Ритуал приветствия

Упр. «Город уверенности», упр. «Трон», игра «Листок за спиной», упр. «Автобус»

1 ч.

2.3

«Умение управлять своим состоянием».

Создание условий для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями

Ритуал приветствия

Упр. «Каким ты выглядишь в глазах других?»

4 ч.

3.

Раздел: «Как справиться с конфликтом?»

4 ч.

3.1

«Конфликты с взрослыми».


познакомить учащихся с понятием “конфликт”;  дать представление о различных способах разрешения конфликтов

Ритуал приветствия

Беседа «Что такое конфликт?», упр. «Ассоциации», «Снежинки», упр. «Анализ ситуаций».

 Рефлексия, ритуал прощания

2 ч.

3.2

«Конфликты со сверстниками».

Ритуал приветствия

 Упр. «Ответ с улыбкой»,

Упр. «Рисунок вдвоем»

2 ч.

4.

Раздел: «Снятие состояния психического дискомфорта».

2 ч.

Тренинг мышечного расслабления.

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия

Релаксационный комплекс

1 ч.

5

Чему я научился? (итоговое)

Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

    1 ч.

                                                                        Общее количество часов:                                                                                              17 ч.

8 класс

№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий

Элементы содержания


Кол-во часов

в теме


  1. Раздел: «Познаем себя – познаем других».

7 ч.

1.1

«Знакомство: Я – подросток».

Знакомство участников, выработка правил работы в группе.

Ритуал приветствия

Упр. «Снежный ком», «Подросток - это», «Групповые правила», «Интервью», «Как ты себя чувствуешь?»

1 ч.

1.2

«Наши особенности».

Формирование доверительных отношений в группе

Ритуал приветствия

Упр.  «Построиться по росту», «Былинка на ветру»,

«Интервью в парах», «Незаконченное предложение», «Погода» (релаксация)

1 ч.

1.3

«Я – это я, и это замечательно!»

Помощь учащимся в осознании проблем зависимости и ответственности

Ритуал приветствия

Упр. «Футболка с надписью», игра «Атомы и молекулы», упр. «20 Я», релаксация «Полет белой птицы»

1 ч.

1.4

«Я и мир вокруг».

Определение жизненных целей и ценностей.



Ритуал приветствия

Упр. «Мои личные и профессиональные планы», «Волшебный магазин», «Маски, которые мы надеваем», релаксационное упр.

1 ч.


Проверка навыков защитного поведения, умения отстаивать свою точку зрения

Ритуал приветствия

Упр. «Наводнение», «Место под солнцем», «Рисунок», «Состояние» (рефлексия занятия)


1 ч.

1.5

«Мои эмоции: полезные и вредные».

Мотивирование учащихся на изучение собственного

эмоционального мира,

знакомство участников с понятиями “эмоциональная сфера”, “эмоции”.


Ритуал приветствия

Упр. «Чьи ладони», беседа по теме, упр. «В чём отличие», «Калейдоскоп

чувств», «Пожелание по кругу».

1 ч.



Ритуал приветствия

Упр. «Остров», упр. «Льдина», «Скала», «Эмоция и цвет», беседа «Плюсы и минусы», релакс. упр.

1 ч.

  1. Раздел: «Саморегуляция».

8 ч.

2.1

«Управляем своими эмоциями».

Создание условий для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями

Ритуал приветствия, беседа по теме, упр. «Имена чувств», притча, упр. «Выставка», упр. «Эмоции в моем теле», релаксация «Место покоя»

1  ч.

1 ч.

2.1

«Побеждаем все тревоги».

Обучение приемам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство тревоги, волнения, страха

Ритуал приветствия

Игра «Я умею, я могу», упр. «Волшебное зеркало», сказка, обсуждение прочитанного, упр. «Чувства», релакс. пауза.

1 ч.

Ритуал приветствия,

Игра «Гражданская оборона»,

упр «Клоун», обсуждение, упр. «Побеждаем все тревоги!», составление памятки, релакс.пауза

1 ч.

2.3

«Как справиться со злостью, гневом? Выход из конфликта».

2 ч.

Актуализация опыта переживания конфликта, отработка практических навыков

Ритуал приветствия.

введение в проблему (беседа), упр. «Кошки-собаки», упр. «Придумай способы борьбы со злостью», упр. «Лист гнева», релакс. пауза

1 ч.

Дискуссия, упр. «Способы разрешения конфликта», упр. «Рисование конфликта», обсуждение, игра «Свое пространство»

1 ч.

2.4

«Преодолеваем страхи».

Проработать и разрядить страхи подростков

Ритуал приветствия

Обсуждение «Что такое страх?»

Упр. «Клопы», упр. «Страхи и страшилки», упр. «Чего боятся люди?», упр. «Рисуем свой страх», релакс. пауза

1 ч.

2.5

«Уверенность в себе».

Отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы уч-ся в любых ситуациях чувствовали себя уверенно

Ритуал приветствия

Упр. «Размышления об уверенности», , «Сила слова», упр. «Уверенный-неуверенный-грубый»,

1 ч.

  1. Раздел: «Релаксационные тренинги».

2 ч.

3.1

Тренинг мышечного расслабления.

Обучение приемам регулирования своего состояния

Ритуал приветствия.

 релакс.комплекс

1 ч.

4

Чему я научился (итоговое)

Обучение приемам регулирования своего состояния. Создание мотивации на самопознание.

Ритуал приветствия

релакс.комплекс

1 ч.

                                                                                    Общее количество часов:                                                                                              17 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...