Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
рабочая программа

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, П.М. Козыревой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno-razviv.logopedich.zanyatiy.docx50.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская  школа №4»

Программа    коррекционно-развивающих  логопедических  занятий  для  учащихся  5  класса  

с ограниченными возможностями здоровья

Разработчик  программы:

Ч.Ф. Гиззатуллина - учитель-логопед

        2018-2019 учебный год

  1. Пояснительная записка

    «Программа    коррекционно-развивающих  логопедических  занятий  для  обучающихся  5  класса  с  ОВЗ»  разработана учителем – логопедом  на основе документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
    от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427
  3. Основная образовательная программа МБОУ «СОКШ № 4» (утверждена приказом от 28.05.2014 №407)
  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов в МБОУ «СОКШ №4» (утверждено приказом от 30.05.2013г. №242)

5. Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

6. «Об утверждении Положения о логопедических пунктах в общеобразовательных учреждениях г.Нефтеюганска» (приказ от 16.08.2001 №482)

7. Инструктивно- методическое письмо «О работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, М., 1996).

   При составлении логопедической программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  Л.Н. Ефименковой, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, П.М. Козыревой.

    Целью коррекционной программы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционной работы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у учащихся с ОВЗ.

Адресат: учащиеся 5а класса с ОВЗ (Головатский Данил, Котелкин Максим)

Основные задачи коррекционного обучения

Программа способствует решению следующих задач:

1.Расширить и уточнить словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2.Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова.

3.Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

4.Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Место коррекционного обученияв учебном плане

Количество часов

На  коррекциюречи учащихся отводится  32  часа  в  год  (1  час  в неделю), из  них  14  часов - на  I  полугодие; 18  часов - на  II  полугодие.

Форма  организации  занятий:  индивидуальная работа.

Продолжительность занятий 40 минут. Программой  предусмотрено  проведение 2  диагностических    работ:  диктант, списывание.

На обследование устной и письменной речи учащихся   отводится 3 недели

(1-15 сентября, 23-30 мая).

Период

Количество часов  

Количество занятий контроля усвоения знаний

1-я четверть

7

2-я четверть

7

3-я четверть

11

4-я четверть

7

1

Учебный год

32

1

  1. Планируемые результаты освоения

коррекционно-развивающей программы

Коррекционно-развивающая программа опирается на результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкина основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6) развитие навыков сотрудничества совзрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3.Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4.Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений.

Предметные результаты:

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.Понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических). Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

5. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

6. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

7. Понятная речь, умение анализировать речевой поток, умение различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные на слух, в произношении и на письме;  подбирать признаки и действия к предмету; составлять простые распространённые предложения, правильно оформляя их грамматически и интонационно; использовать в устной и письменной речи предлоги.

К концу обучения в пятом  классе учащиеся усвоят:

изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Ученики научатся:

активно пользоваться различными способами словообразования;

владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

составлять план текста.

  1. Содержание коррекционно-развивающей программы

Поставленные  программой  задачи  отражаются  в  её  содержании  и  реализуются  в  ходе изучения следующих тем:

Состав слова (10 часов/ 2017-2018уч.г. – 4часа)

Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

Безударные гласные (2 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.

Согласные звуки и буквы (4 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Словосочетания и предложения (2 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

Согласование (2 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словоизменение прилагательных (3 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Словоизменение глаголов (3 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Предлоги и приставки (4 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

Управление. Словоизменение имен существительных по падежам (16 часов/ 2017-2018 уч.г. – 7 часов)

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Части речи (2 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях (4 часа/ 2017-2018 уч.г. – 2 часа)

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Связная речь (8 часов/ 2017-2018уч.г. –2 часа)

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.

Использование лексических тем:

Профессии нашего города.

«Растения и животный мир». Закрепление знаний о представителях флоры и фауны нашего края.

«Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города.

«Перелетные птицы». Ознакомления с птицами, зимующими в нашем крае.

«Мебель». Совершенствование знаний о мебели, производимой на мебельных фабриках нашего города.

«Дикие животные».

«Профессии и инструменты». Знакомство с профессиями сельских жителей нашего края.

«Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в наших лесах.

«Зимние зарисовки». Особенности зимы нашего края.

«Дикие и домашние животные». Особенности животного мира нашего края.

Тематическое планирование индивидуальных занятий

с обучающимися с ОВЗ

Разделы, темы

Количество часов

1

Состав слова

4

2

Безударные гласные

2

3

Согласные звуки и буквы

2

4

Словосочетания и предложения

2

5

Согласование

2

6

Словоизменение прилагательных

2

7

Словоизменение глаголов

2

8

Предлоги и приставки

2

9

Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

7

10

Части речи

2

11

Связь слов в словосочетаниях и предложениях

2

12

Связная речь

2

13

Проверочная работа

1

Всего

32

Календарно - тематическое планирование

5 класс (2017-2018 уч. год)

Тема

Количество часов

I полугодие – 14 недель

14

Состав слова

4

1

 Состав слова. Корень как главная часть слова.

1

2

Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Суффиксы профессий, прилагательных.

1

3

Приставки пространственного и временного значения.

1

4

Окончания.

1

Безударные гласные

2

5

Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

6

Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

1

Согласные звуки и буквы

2

7

Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

1

8

Оглушение звонких согласных в середине слова.

1

Словосочетания и предложения

2

9

Выделение словосочетаний из предложений.

1

10

Составление предложений из словосочетаний.

1

Согласование

2

11

Согласование слов в числе.

1

12

Согласование слов в роде.

1

Словоизменение прилагательных

2

13

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

1

14

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

1

II полугодие– 18недель

18

Словоизменение глаголов

2

15

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

16

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

Предлоги и приставки

2

17

 Дифференциация предлогов и приставок.

1

18

Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

1

Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

7

19

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

1

20

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

1

21

Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

1

22

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

1

23

Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

1

24

Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

1

25

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1

Части речи

2

26

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

1

27

Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

1

Связь слов в словосочетаниях и предложениях

2

28

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

1

29

Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

1

Связная речь

2

30

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

1

31

 Составление рассказа по его началу, по данному концу.

1

32

Проверочная работа.

1

Всего:

32 часа

Список использованной литературы

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

9.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

10.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

11.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

12.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

13.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

14.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

15.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты :метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.

16. https://multiurok.ru/files/programma-individual-nogo-logopiedichieskogo-soprovozhdieniia-riebionka-s-zpr-kak-chast-adaptirovannoi-obrazovatiel-noi-programmy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего обучения по технологии для учащихся 6 класса

Программа составлена на основе программ:Общеобразовательной: «Примерная программа», Москва «Просвещение», 2011г. и авторской программы  «Технология. Трудовое обучение» 5-9 классы  В.Д. Симон...

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»для обучающихся 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»для обучающихся 1 класса...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...