Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
рабочая программа

Козлова Оксана Алексеевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

(Нарушение письма и чтения, обусловленное СНР у учащегося с ЗПР)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

2 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются разной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Цель и задачи специального (коррекционного) курса

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Основными направлениями логопедической работы является:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Общая характеристика специального (коррекционного) курса

Коррекционный курс составлен на основе методики логопедического сопровождения учащихся начальных классов О. А. Ишимовой,  С. Н. Шаховской, А. А. Алмазовой. Коррекционно- педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап (для учащихся 2 класса с ЗПР) – предупреждение трудностей формирования письма. Параллельно с работой по профилактике нарушений письменной речи учащихся проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию устной речи,  познавательной сферы учащихся.

Логопедические занятия во 2 классе позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Место коррекционного курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 68 часов в год. Занятия индивидуальные.

Целевые ориентиры содержания коррекционного курса

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
  • умение называть синонимы и антонимы;
  • использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;
  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • повышение познавательной активности;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
  • установление аналогий и причинно – следственных связей;

Предметные результаты:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами;
  • использование знаний для решения познавательных, практических задач;
  • выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение навыком чтения.

Содержание коррекционного курса

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Работа направлена на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Занятия направлены на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко- буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Занятия этого раздела направлены на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Работа направлена на формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. Дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Занятия раздела предусматривают активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания.

Развитие навыка чтения. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой с целью коррекции и развития навыка чтения.

Двигательные упражнения. Используется специальный комплекс двигательных упражнений для проведения физкультурных минуток.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

Диагностика

1

Диагностика.

Обследование устной речи по Т. А. Фотековой, проверка уровня развития навыка чтения

2

Диагностика.

Диктант

Коррекционные занятия

3-4

Звуко-буквенный анализ слов.

Разучивание комплекса артикуляционных упражнений. Звуковой анализ слов с опорой на схему.

Соблюдать речевой этикет в ситуации общения. Выполнять действия по подражанию. Запоминать ряд звуков и соединять их в слово.

5-6

Слоговой анализ и синтез слов.

Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений.

Определять количество и порядок слогов в слове. Выполнять движения. Контролировать свои действия.

7-8

Словоизменение.

Упражнения в изменении формы слова.

Постановка звука [Л].

Вставлять слова в предложения и словосочетания.

9-12

Словообразование

Образование слов с помощью суффиксов.

Автоматизация звука [л] в словах.

Образовывать относительные прилагательные суффиксальным способом.

13

Звук [о]. Буква О. Осенний пейзаж

Выполнение заданий, связанных с написанием буквы (печатной, письменной, строчной, прописной) и направленных на запоминание начертания букв. Характеристика звука. Звуковой анализ слов с изучаемым звуком.

Беседа по лексической теме.

Уточнение значения слов, активизация словаря.

Работа с пословицами и поговорками.

Установление сходства и различий предметов.

Классификация предметов.

Составление предложений. Работа над четкостью произнесения слов и фраз.

Определять место звука в слове. Анализировать слово с опорой на схему.

Соотносить звук и букву. Воспроизводить форму буквы.

Отвечать на вопросы. Сравнивать, группировать предметы. Объяснять смысл пословиц. Составлять предложения. Исправлять и объяснять ошибки. Слушать и определять количество слов в предложении.

14

Буква Е. Дети собирают грибы.

Соединение слогов в слово. Анализ слов.

Установление родовых и видовых отношений. Подбор антонимов.

Подбирать слова на заданную букву. Следить за правильностью произнесения фраз.

15

Чтение. Буквы О,Ф,К

Упрочение звуко – буквенных связей. Формирование графического образа букв. Узнавание буквы в контексте слога. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.

Различать буквы, соотносить со звуками. Упражняться в чтении слогов и слов.

16

Звук [а], буква А. Животные птицы готовятся к зиме.

Установление правильного порядка слов в предложении. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Верификация предложений.

Добавлять в предложение пропущенное слово.

17

Звук [и], буква И.

Зимний пейзаж.

Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи.

Наблюдать за произнесением звука и называть его особенности. Объяснять образование сложных слов.

18

Чтение. Буквы О,Ф,К

Уточнение и развитие пространственных представлений.

Читать слоги и слова.

19

Звуки [ н] и [н,], буква Н.

Дети кормят птиц.

Характеристика согласного твердого и мягкого звуков. Определение места звука в группе слов. Подбор слова по иносказательному описанию. Называние известных сказок.

Составлять предложение из 4 слов. Запоминать группу из 5 слов и устанавливать их правильный порядок.

20

Звуки [т] и [ т,], буква Т.

Дети лепят снеговика.

Подбор слов на твердый или мягкий согласный звук.

Подбирать частные названия к общему. Вставлять в предложение пропущенные предлоги.

21

Чтение. Буквы А, М, Т.

Заполнение слоговых таблиц.

Читать слоги и слова. Печатать слоги.

22

Звуки [с] и [с,], букваС.

Весенний пейзаж.

Называние весенних месяцев, праздников. Подбор детьми загадок о весне.

Вставлять в предложение пропущенные предлоги. Выбирать правильно составленное предложение и объяснять свой выбор. Анализировать слово с опорой на схему.

23

Звуки [ р] и [ р,], буква Р.

Звери и их детеныши.

Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Выбор правильного предложения с учетом причинно — следственных связей.

Подбирать к прилагательным существительные. Группировать предметы с учетом существенных признаков и подбирать обобщающие понятия.

24

Чтение. Буквы Н, П,Ш.

Упражнение в чтении на выдохе, на скорость. Чтение коротких слов. Составление слов из букв.

Читать слоги и слова. Составлять слова из букв.

25

Звуки [в ] и [ в ,], буква В.

Дети вешают скворечник.

Соединение слогов в слово, звуков в слово. Подбор к общим понятиям частных. Составление короткого рассказа.

Запоминать ряд звуков и соединять их в слово. Запоминать группу из пяти слов и устанавливать их правильный порядок в предложении. Исправлять и объяснять ошибку в предложении.

26

Звуки [ л] и [ л ,], буква Л.

Летний пейзаж.

Придумывание загадок по теме. Составление предложения со словом. Добавление в предложение пропущенного слова. Работа с готовым связным речевым высказыванием.

Приводить примеры загадок о лете.

27

Чтение. Буквы Л,Д,Ж,Е.

Придумывать предложения с заданными словами. Выкладывать буквы из счетных палочек.

Называть и показывать названный слог в таблице.

28

Звуки [ к] и [ к ,], буква К.

Луг. Стадо.

Звуковой анализ слов с опорой на схему. Составление короткого рассказа.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и следить за правильностью использования предложно — падежных конструкций.

29

Звуки [м] и [м,], буква М.

Отдых людей.

Завершение предложения. Исправление ошибок в предложениях.

Показывать на картинке предмет по названому действию. Составлять связное речевое высказывание повествовательного характера.

30

Чтение. Буквы Л,Д,Ж,Е.

Выполнение заданий по выкладыванию букв из счетных палочек.

Читать слоги на время.

31

Звуки [д] и [д,], буква Д.

Двор.

Сравнение двух предметов по нескольким признакам.

Образовывать относительные прилагательные суффиксальным способом.

32

Звуки [п ] и [п,], буква П.

Домашние птицы и животные.

Наблюдение за образованием сложных слов. Ответы на вопросы по сюжетной картинке.

Объяснять смыслустойчивых выражений. Вставлять в предложения пропущенныепредлоги.

33

Чтение. Буквы С,В,Ю.

Маркировка заданных букв в таблице.

Читать слоги и слова.  Составлять и записывать предложения.

34

Звук [у], буква У. Домашние животные.

Называние известных сказок о животных. Деление слов на слоги.

Приводить примеры сказок по теме. Называть особенности произнесения гласного звука.

35

Буква Я. Улица.

Подбор слов на букву. Рассказ учителя об истории создания светофора. Описание маршрута движения с использованием различных предлогов.

Следить за правильностью произнесения фразы. Определять место буквы Я в слове.

36

Чтение.  Буквы К, З,Э.

Читать и объяснять значение слов.

Читать слоги.  Составлять слова из слогов и букв.

37

Звук [ ы], буква ы. Люди.

Подбор слов со звуком в середине слова. Завершение предложения.

Называть особенности звука.

Сравнивать предметы иобъяснять сходство и различие между ними. Пересказывать небольшие тексты. Приводить примеры.

38

Звуки [г] и [г,], буква Г.

Комната.

Определение частей, составляющих целое. Описание комнаты сиспользованием нескольких признаков. Составление предложения из группы слов. Характеристика согласного звука.

Отбирать характерные признаки, функции, качества комнаты и составлять короткий описательный рассказ о комнате. Следить за правильностью образования существительных, обозначающих профессию.

39

Чтение. Буквы И,У,ы.

Составление схем предложений.

Составлять схемы предложений.

40

Звуки [з] и [з,], буква З.

Комната с мебелью.

Подбор пары слов с учетом с учетом лексической и грамматической связи.

Подбирать обобщающие понятия. Составлять предложения из 5 слов.

41

Звуки [б ] и [б,], буква Б.

Семья.

Работа с поговорками о семье и доме.

Называть группу предметов одним словом. Показывать на картинке предметы с учетом особенностей логико — грамматической конструкции в словосочетании.

42

Чтение. Буквы Р,Г,Б.

Составление и чтение открытых и закрытых слогов.

Читать слова и предложения. Составлять схемы предложения.

43

Звук [ч], буква Ч. Сквер.

Работа с загадками и поговорками.

Исправлять и объяснять ошибки.

44

Звук [ й], буква й.  Сквер. Люди.

Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука.

Выбирать правильно сосотавленное предложение и объяснять свой выбор.

45

Чтение. Буквы Ч,Щ,Ц.

Чтение слогов, слов, предложений.

Читать слова и предложения.

46

Звуки [х] и [х,], буква Х.

Подбор антонимов и синонимов.

Наблюдать за произнесением согласного звука и называть особенности.

47

Звук [ж], буква Ж. Африка. Дикие животные.

Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука. Исправление ошибок в предложении с учетом синтаксической и лексической сочетаемости слов.

Делить слово на слоги, на звуки. Запоминать группу из 6 слов и устанавливать их правильный порядок в предложении.

48

Чтение. Буквы Ч,Щ,Ц.

Маркировка букв по заданию.

Читать слова и предложения.

49

Звук [ш], буква Ш. Цирк. Фокусник.

Слушание рассказа взрослого. Добавление пропущенного слова в предложение.

Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки.

50

Буква Ю

Подбор слов с буквой Ю.

Слоговой анализ и синтез слов.

51

Звук [ц], буква Ц.

Особенности произнесения и артикуляции звука.

Выделять последний звук в слове.

52

Чтение. Буквы Я, Ё.

Чтение слов парами на время.

Читать слова и предложения.

53

Конфликт тем: Зимний пейзаж – Дети собирают грибы.

Название зимних и осенних месяцев.

Называть времена года, месяцы года. Находить различия между явлениями и объяснять причины несоответствия лексических тем.

54

Звук [э], буква Э.

Подбор слов со звуком. Характеристика звука.

Называть особенности звука. Составлять связное речевое высказывание.

55

Звук [щ], буква Щ.

Определение последнего звука в словах. Характеристика звука.

Анализировать слово с опорой на схему. Исправлять и объяснять ошибку в предложении.

56

Чтение. Проверь себя.

Тренировка в чтении букв на скорость.

Читать буквы на время.

57

Конфликт тем: Осенний пейзаж – дети лепят снеговика.

Сравнение и противопоставление

содержания сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по нескольким признакам.

Составлять предложения из 7 слов. Запоминать группы слов, устойчивых выражений и устанавливать их правильный порядок.

58

Звуки [ф] и [ф,], буква Ф.

Определение первого звука в словах. Характеристика звука.

Называть особенности звука. Делить слова на слоги.

59

Чтение. Проверь себя.

Тренировка чтения слов различной слоговой структуры на скорость.

Читать слова на время.

60

Буква Ё.

Подбор слов с буквой Ё.

Слоговой анализ и синтез слов.

61

Конфликт тем: Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц.

Составление короткой сказки. Составление предложения со словами. Исправление допущенных ошибок.

Составлять словосочетания имя существительное+ имя прилагательное. Выбирать правильно составленное предложение.

62

Чтение. Проверь себя.

Выкладывание букв из счетных палочек на время.

Выкладывать из счетных палочек и называть буквы .

63

Буква Ь. Буква Ъ.

Выбор слов с буквами. Анализ слов с опорой на схемы.

Анализ слов с опорой на схему.

64

Конфликт тем: Весенний пейзаж. Летний отдых людей.

Сравнение и противопоставление  

сюжетных картинок. Восстановление порядка слов в пословицах.

Находить отличия и называть причины несоответствия.

65

Чтение. Проверь себя.

Печатанье букв на время.

Писать печатные буквы на время.

66

Списывание с печатного текста.

Списывать печатный текст.

67

Письмо под диктовку.

Писать диктанат.

68

Чтение.

Проверка уровня развития навыка чтения.

Читать на время, отвечать на вопросы по тексту.

Материально – техническое обеспечение

Тетради-помощницы для учащихся:

О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.

О. А. Ишимова, Е. В. Дерябина Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу.

О. А. Ишимова. Чтение. От буквы к слогу и словам.

О. А. Ишимова. Чтение. От слога к слову.

О. А. Ишимова. Чтение. Читаю словами.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.

Электронные пособия:

«Букварь», 1С Образовательная коллекция.

«Скоро в школу. Учимся читать»

«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...

Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)

Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)...