Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
рабочая программа

Козлова Оксана Алексеевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 4 КЛАСС

(Нарушение чтения и письма, обусловленное СНР. Стёртая дизартрия. ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика специального (коррекционного) курса

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 2).

- с учетом методических рекомендаций Е. В. Мазановой, О. А. Ишимовой по обучению детей с ЗПР.

Нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются в остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Цель и задачи специального (коррекционного) курса

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Основными направлениями логопедической работы является:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

 развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Общая характеристика специального (коррекционного) курса

Коррекционный курс составлен на основе методики логопедического сопровождения учащихся начальных классов О. А. Ишимовой (чтение). А также на основе методики Е. В. Мазановой по коррекции дисграфии (письмо). Коррекционно- педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап (для учащихся 1-2 класса с ЗПР) – предупреждение трудностей формирования письма. Для учащихся 4 класса – коррекция нарушений чтения и письма. Параллельно с работой по коррекции нарушений письменной речи учащихся проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию устной речи, познавательной сферы учащихся.

Логопедические занятия в 4 классе позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации, при переходе на следующую ступень образования, отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Место коррекционного курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 68 часов в год.

Целевые ориентиры содержания коррекционного курса

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
  • умение называть синонимы и антонимы;
  •  использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;
  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • повышение познавательной активности;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
  • установление аналогий и причинно – следственных связей;
  • построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Предметные результаты:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами;
  • использование знаний для решения познавательных, практических задач;
  • выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение навыком чтения.

Содержание коррекционного курса

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Работа направлена на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Занятия направлены на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова.Занятия этого раздела направлены на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв.

Коррекция письма. Предусматривается работа в альбомах упражнений Е. В. Мазановой.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Работа направлена на формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. Дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Занятия раздела предусматривают активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания.

Развитие навыка чтения. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой с целью коррекции и развития навыка чтения.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

Диагностика

1.

Обследование устной речи

Обследование устной речи проверка уровня развития навыка чтения

2.

Обследование письменной речи

Диктант

Коррекционные занятия

3-4

Артикуляционная гимнастика.

Уточнение пространственных представлений.

Разучивание комплекса артикуляционных упражнений.

Соблюдать речевой этикет в ситуации общения. Выполнять действия по подражанию.

5-6

Артикуляционная гимнастика.

Уточнение пространственных представлений.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений.

Выполнять движения. Контролировать свои действия.

7-8

Постановка звука [р].

Уточнение пространственных представлений.

Развитие координации. Работа над ритмической стороной речи.

Выполнять движения (упражнения для развития крупной и мелкой моторики). Отстукивать ритмы по образцу. Подбирать слова с заданным количеством слогов.

9

Автоматизация звука [р] в словах.

Звук и буква А.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие простых форм звуко- буквенного анализа и синтеза.

Выделять звук в начале и в конце слов. Определять наличие (отсутствие) звука в слове.

Чтение. Тетрадь «От слога к слову»

10

Автоматизация звука [р] в словах.

Слоги типа СГ (гр. 1).

Подготовка к занятию. Давай потренируемся. Цепочки слогов.

Собирать буквы из счетных палочек. Работать с символическими рядами.

11

Автоматизация звука [р] в словах.

Звук и буква У.

Характеристика гласного звука. Слогообразующая роль гласных.

Определять количество и последовательность звуков в слове.

12

Автоматизация звука [р] в словах.

Слоги типа СГ (гр. 1).

Таблицы слогов. Конструктор слогов.

Читать и пропевать слоги. Составлять слова из слогов.

13

Звук и буква О.

Дифференциация звуков [о], [у].

Вычленять звук в начале и на конце слов. Сравнивать звуки и буквы между собой.

14

Слоги типа СГ (гр. 1).

От слога к слову. Читаю я – читаешь ты.

Читать текст, вставлять пропущенные слоги в слова.

15

Звук и буква Э.

Дифференциация звуков [э] -[е], [ы]- [э].

Вычленять звук в начале и на конце слов. Сравнивать звуки и буквы между собой.

16

Слоги типа СГ (гр. 2).

Подготовка к занятию. Давай потренируемся. Цепочки слогов.

Показывать слоги и слова в таблице на время.

17

Звук и буква ы.

Дифференциация звуков [ы] -[и].

Вычленять звук в начале и на конце слов. Сравнивать звуки и буквы между собой.

18

Слоги типа СГ (гр. 2).

Таблицы слогов. Конструктор слогов.

Показывать заданные слоги в таблице на время.

19

Звук и буква И.

Дифференциация звуков [ы] -[и].

Вычленять  звук в начале и на конце слов. Сравнивать звуки и буквы между собой.

20

Слоги типа СГ (гр. 2).

От слога к слову. Читаю я – читаешь ты.

Находить слова по описанию. Читать слова с различной слоговой и ритмической структурой.

21

Буква Я.

Закрепление знаний об обозначении мягкости согласных на письме. Тренировка в согласовании слов в предложении.

Соотносить слова со звуковыми схемами. Определять роль и место буквы Я в словах.

22

Слоги типа СГ (гр. 3).

Подготовка к занятию. Давай потренируемся. Цепочки слогов.

Находить слова по описанию.

23

Буква Ю.

Закрепление знаний о правописании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закреплять навык употребления глаголов настоящего времени. Развитие навыка словообразования.

Согласовывать слова в словосочетаниях. Отгадывать ребусы.

24

Слоги типа СГ (гр. 3).

Таблицы слогов. Конструктор слогов.

Запоминать и воспроизводить ряд из 4-6 букв.

25

Буква Е.

Развитие навыков словообразования, звукового анализа и синтеза.

Пересказывать сказку «Теремок». Разгадывать кроссворд.

26

Слоги типа СГ (гр. 3).

От слога к слову. Читаю я – читаешь ты.

Запоминать и воспроизводить ряд из 4-5 слов.

27

Буква Ё.

Развитие фонематического восприятия. Развитие слухового внимания.

Слушать и пересказывать сказку «Почему Ё всегда ударная». Восстанавливать порядок слов в предложении.

28

Слоги типа СГ (гр. 4).

Подготовка к занятию. Давай потренируемся. Цепочки слогов.

Чтение цепочек слогов.

29

Буквы Р – Л.

Упражнение в написании слогов, слов, предложений с заданными буквами. Понимание и выполнение двухступенчатых инструкций.

Вспоминать сюжеты сказок «Русалочка», «сказка о Золотой рыбке». Вставлять в предложения пропущенные буквы.

30

Слоги типа СГ (гр. 4).

Таблицы слогов. Конструктор слогов.

Показывать слоги и слова в таблице на время. Находить слог слова в таблице на время.

31

Буквы М – Н.

Развитие зрительного восприятия. Развитие графических навыков письма.

Соотносить звуки с буквами и символами. Обогащать словарь имен прилагательных.

32

Слоги типа СГ (гр. 4).

От слога к слову. Читаю я – читаешь ты.

Читать выделенные слова в тексте, вставлять пропущенные слоги.

33

Буквы Б – П.

Дифференциация звуков [б] [п]. Формирование навыков звуко- буквенного анализа. Обогащение активного словаря.

Вспоминать сказку «Белоснежка и семь гномов». Повторять названия дней недели.

34

Слоги типа СГ (гр. 5).

Подготовка к занятию. Давай потренируемся. Цепочки слогов.

Запоминать и воспроизводить цепочки из 4 – 9 букв.

35

Буквы Г – К.

Дифференциация звуков [г] [к]. Закрепление знаний о согласных звуках. Формировать навыки работы с обобщениями.

Развивать связную речь. Конструировать из счетных палочек.

36

Слоги типа СГ (гр. 5).

Таблицы слогов. Конструктор слогов.

Вставлять пропущенные буквы в слова текста. Чертить схемы словосочетаний.

37

Буквы В – Ф.

Дифференциация звуков [в] [ф]. Развитие навыка звукобуквенного, слогового, языкового анализа и синтеза.

Развивать память, внимание, мелкую моторику.

38

Слоги типа СГ (гр. 5).

Проверочная работа.

От слога к слову. Читаю я – читаешь ты.

Читать текст. Вставлять пропущенные слоги.

39

Буквы Д – Т.

Дифференциация звуков [д] -[т]. Обогащение словаря детей. Развитие памяти, внимания и мышления.

Работать со словами паронимами. Выделять буквы из слогов – предложений.

Чтение. Тетрадь «Читаю словами».

40

Односложные слова типа СГС, ССГС, СГСС.

Подготовка к занятию. Цепочки слов.

Запоминать и воспроизводить отдельные символы из ряда.

41

Буквы З - С.

Дифференциация звуков [з] -[с]. Развитие пространственного восприятия и пространственной ориентации. Развитие логического мышления.

Закреплять знания о правописании собственных имен существительных.

42

Односложные слова типа СГС, ССГС, СГСС.

Конструктор слов.

Находить и показывать в таблице слова на время.

43

Буквы Ж – Ш.

Дифференциация звуков [ж] -[ш].

Сравнивать звуки. Закреплять знания норм орфографии.

44

Односложные слова типа СГС, ССГС, СГСС.

Читаю я – читаешь ты.

Делить текст на слова.

45

Путешествие в страну глухих звуков.

Дифференциация звуков[щ], [х], [ц], [ч].

Выделять звуки в словах – предложениях. Соотносить слова со схемами.

46

Односложные слова типа СГС, ССГС, СГСС.

Цепочки слогов и слов.

Чтение цепочек слогов и слов на время.

47

Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза слов.

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Дифференциация сходных по акустическим признакам звуков.

Отгадывать загадки. Определять количество букв и звуков в словах.

48

Двусложные слова различной слоговой структуры.

Подготовка к занятию. Конструктор слов.

Находить в таблице двусложные слова на время.

49

Итоговое занятие. Диктант.

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

50

Двусложные слова различной слоговой структуры.

Цепочки слогов и слов.

Читать слоги и слова.

51

Слог. Слоговой анализ слов.

Дифференциация слогов и слов. Знакомство с понятиями закрытого и открытого слогов.

Соотносить слоги с соответствующими символами. Составлять слоговые схемы. Составлять предложения из слов.

52

Двусложные слова различной слоговой структуры.

Конструктор слов. Цепочки слогов и слов.

Находить в таблице двусложные слова на время.

53

Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.

Закрепление знаний о слоге. Обогащение словаря по темам «Цветы», «Транспорт».

Работать с цепочками слов. Делить слова на слоги.

54

Двусложные слова различной слоговой структуры.

Читаю я – читаешь ты.

Читать текст, делить его на слова.

55

Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов.

Закрепление знаний об открытых и закрытых слогах. Обогащение словаря по теме «Рыбы».

Образовывать слова при помощи суффиксов.

56

Трехсложные слова различной слоговой структуры.

Подготовка к занятию. Конструктор слов.

Находить и показывать в таблице слова различной слоговой и ритмической структуры на время.

57

Итоговое занятие. Проверочная работа.

Закрепление знаний о слоге и слогообразующей роли гласных.

58

Трехсложные слова различной слоговой структуры.

Приветствую вас, имя существительное!

Выполнять типовые задания с именами существительными.

59

Ударение.

Знакомить с ролью ударения в слове. Работать над интонацией.

Соотносить слова с ритмическими схемами. Тренироваться в постановке ударения в словах.

60

Трехсложные слова различной слоговой структуры.

Приветствую вас, господин глагол!

Выполнять типовые задания с глаголами.

61

Ударный слог. Ударная гласная.

Закрепление знаний об ударении, безударной гласной и способах проверки.

Составлять предложения из слов. Проверять безударный гласный.

62

Трехсложные слова различной слоговой структуры.

Читаю я – читаешь ты.

Читать текст, делить его на слова.

63

Дифференциация предлогов и приставок.

Закрепление знаний о предлогах и приставках. Дифференциация предлогов и приставок.

Обозначать предлоги с помощью графических схем. Соотносить приставки с графическим изображением.

64

Слова с различной слоговой структурой.

Здесь снова прилагательное.

Выполнять типовые задания с именами прилагательными.

65

Дифференциация предлогов и приставок.

Закрепление знаний о предлогах и приставках.

Находить и обозначать в тексте предлоги, приставки в словах.

66

Слова с различной слоговой структурой.

Проверочная работа

И снова существительное. Вновь господин глагол.

Составлять слова из слогов на время.

67

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Закрепление знаний о предлогах и приставках.

Находить и обозначать в тексте предлоги, приставки в словах.

68

Итоговое занятие. Диктант.

Читаю я – читаешь ты.

Материально – техническое обеспечение

Для учащихся:

Е. В. Мазанова Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

О. А. Ишимова. Чтение. От слога к слову.

О. А. Ишимова. Чтение. Читаю словами.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.

Электронные пособия:

«Я пишу грамотно» 1С: Образовательная коллекция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...

Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)

Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)...