Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
рабочая программа

Козлова Оксана Алексеевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnyy_kurs_tnr_4_kl.docx48.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 4 КЛАСС

(ОНР (III уровень речевого развития), дисграфия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика специального (коррекционного) курса

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1).

- с учетом методических рекомендаций Р. Д. Тригер, О. А. Ишимовой по обучению детей с ТНР.

Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в процессе его освоения происходит развитие и коррекция всех компонентов речевой деятельности, обеспечивается пропедевтика и восполнение пробелов в освоении курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.

Цель и задачи специального (коррекционного) курса

Цель курса: создание условий для развития коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Задачи курса - формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции:

  • темпо-ритмической организации речи;
  • лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической;
  • формирование орфозоркости, навыков самоконтроля и самопроверки;
  • овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.

Общая характеристика специального (коррекционного) курса

Коррекционный курс составлен на основе методики логопедического сопровождения учащихся начальных классов О. А. Ишимовой (чтение и письмо). А также на основе технологии преодоления трудностей обучения младших школьников русскому языку Р. Д. Тригер. Коррекционно- педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап (для учащихся 1-2 класса с ТНР) – предупреждение трудностей формирования письма. Для учащихся 3-4 класса – коррекция нарушений чтения и письма. Параллельно с работой по коррекции нарушений письменной речи учащихся проводится работа по коррекции звукопроизношения (по необходимости), развитию устной речи, познавательной сферы учащихся.

Логопедические занятия в 4 классе позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации, при переходе на следующую ступень образования, отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Место коррекционного курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 3 ч в неделю. Всего 102 часа в год.

Целевые ориентиры содержания коррекционного курса

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
  • умение называть синонимы и антонимы;
  •  использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;
  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • повышение познавательной активности;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
  • установление аналогий и причинно – следственных связей;
  • построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Предметные результаты:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами;
  • использование знаний для решения познавательных, практических задач;
  • выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение навыком чтения.

Содержание коррекционного курса

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Работа направлена на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Занятия направлены на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова. Занятия этого раздела направлены на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв.

Коррекция письма. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах по письму О. А. Ишимовой, Юсовой И. Е., В. Д. Подотыкиной, Р. Д. Тригер.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Работа направлена на формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. Дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Занятия раздела предусматривают активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания.

Развитие навыка чтения. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой с целью коррекции и развития навыка чтения.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

Диагностика

1.

Диагностика

Обследование устной речи проверка уровня развития навыка чтения

2.

Диагностика

Диктант

Коррекционные занятия

3.

Чтение

Занятия № 1-33 по тетради –помощнице «Чтение. Читаю и понимаю».

Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.

Соблюдать речевой этикет в ситуации общения. Выполнять действия по подражанию.

4-5.

Различаю буквы ж, ш, ц.

Тетрадь – помощница № 1.

Выполнять движения. Контролировать свои действия.

6.

Чтение.

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики.

Выполнять движения (упражнения для развития крупной и мелкой моторики). Отстукивать ритмы по образцу.

7.

Звуки согласные твердые (непарные).

Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам.

Составление слов из заданных букв.

Составление пословиц из частей.

Выделять звук в начале и в конце слов. Определять наличие (отсутствие) звука в слове.

8.

Пишу под диктовку.

Подготовленный диктант.

9.

Чтение.

10-11.

Различаю буквы ч, щ, й.

Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов.

Запись словосочетаний.

Определять количество и последовательность звуков в слове.

12.

Чтение.

13.

Звуки согласные мягкие (непарные).

Узнавание и запись слов по описанию.

Вычленять звук в начале и на конце слов. Сравнивать звуки и буквы между собой.

14.

Списывание.

Списывание текста с деформированными словами.

Читать текст, находить слова с перепутанными буквами, списывать текст, проверять написанное.

15.

Чтение.

16-17.

Различаю ц и с.

Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам.

Составление слов из заданных букв.

Составление пословиц из частей.

Показывать слоги и слова в таблице на время.

18.

Чтение.

19-20.

Различаю ш и с.

Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов.

Запись словосочетаний.

Сравнивать свою работу с образцом

21.

Чтение.

22-23.

Различаю ж и з.

Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам.

Составление слов из заданных букв.

Находить слова по описанию.

24.

Чтение.

Читать слова с различной слоговой и ритмической структурой.

25-26.

Различаю ш и ч.

Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов.

Запись словосочетаний.

Находить слова по описанию.

27.

Чтение.

Отгадывать ребусы.

28-29.

Различаю ч и т [ т,].

Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам.

Составление слов из заданных букв.

Разгадывать кроссворд.

30.

Чтение.

Пересказывать.

31-32.

Различаю ч и щ.

Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам.

Составление слов из заданных букв.

Восстанавливать порядок слов в предложении.

33.

Чтение.

Слушать и пересказывать. 

34-35.

Различаю ч и ц.

Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов.

Чтение цепочек слогов.

36

Чтение.

Вспоминать сюжеты сказок.

37-38.

Различаю щ и ш.

Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам.

Составление слов из заданных букв.

Показывать слоги и слова в таблице на время. Находить слог слова в таблице на время.

39.

Чтение.

40-41.

Различаю ц и й.

Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов.

Запись словосочетаний.

Читать выделенные слова в тексте, вставлять пропущенные слоги. Запоминать и воспроизводить цепочки из 4 – 9 слов.

42.

Чтение.

Развивать связную речь.

43.

Подготовка к проверочной работе.

Закрепление и повторение изученного.

44.

Проверочная работа.

Проверка знаний.

45.

Чтение. Работа над ошибками.

46.

Различаю типы текстов.

Тетрадь –помощница № 2

Развивать память, внимание, мелкую моторику.

47.

Текст – повествование.

Упражнения «Читаю я – читаешь ты», «Верно – неверно».

Читать текст. Работать со словарем.

48.

Чтение.

Следить за чтением учителя.

49.

Текст – описание.

Упражнения «Читаю я – читаешь ты», «Верно – неверно».

Отвечать на вопросы по тексту.

50.

Текст – рассуждение.

Упражнения «Читаю я – читаешь ты», «Верно – неверно».

Следить за чтением товарища.

51.

Чтение.

52.

Пишу под диктовку.

Подготовленный диктант.

Работать с текстом.

53.

Различаю типы текстов.

Закрепление пройденного.

Закреплять знания.

54.

Чтение.

55.

Различаю текст и предложение.

Упражнения «Читаю – выбираю – пишу», «Читаю – нахожу – пишу».

Работать с предложением и текстом. Читать текст, делить его на слова.

56.

Пишу под диктовку.

Подготовленный диктант.

Закреплять знания орфограмм.

57.

Чтение.

Отгадывать загадки.

58-59.

Нахожу слова, обозначающие предмет.

Словоизменение. Ударение. Алфавит

Находить в тексте и в ряду слов имена существительные.

60.

Чтение.

61-62.

Имя существительное.

Написание падежных окончаний имен существительных.

Составлять предложения из слов.

63.

Чтение.

64-65.

Имя существительное.

Части слова. Словообразование. Имена собственные.

Закреплять знания о правописании собственных имен существительных.

66.

Чтение.

67-68.

Имя существительное.

Деление на слоги. Перенос.

Читать текст, делить его на слова.

69.

Чтение.

Находить и показывать в таблице слова различной слоговой и ритмической структуры на время.

70-71.

Нахожу слова, обозначающие действия предмета.

Упражнение в образовании глаголов от имен существительных. Однокоренные слова.

Находить в тексте и в ряду слов глаголы.

Выполнять типовые задания с именами существительными.

72.

Чтение.

73-74.

Глагол.

Времена глагола. Словообразование.

Выполнять типовые задания с глаголами.

75.

Чтение.

Составлять предложения из слов.

76-77.

Глагол.

Написание частицы не с глаголом. Антонимы. Синонимы.

Обогащение глагольного словаря.

78.

Чтение.

79-80.

Глагол.

Глагольные вопросы. Единственное и множественное число.

Выполнять типовые задания с глаголами.

81.

Чтение.

82-83.

Нахожу слова, обозначающие признаки предмета.

Вопросы имен прилагательных. Описание предметов. Словоизменение.

Составлять слова из слогов на время. Обогащать словарь имен прилагательных. Разгадывание загадок.

84.

Чтение.

85-86.

Имя прилагательное.

Словосочетания с и. сущ. Словообразование.

Выполнять типовые задания с именами прилагательными.

87.

Чтение.

88-89.

Имя прилагательное.

Синонимы. Антонимы.

Работать с деформированными предложениями.

90.

Чтение.

91-92.

Имя прилагательное.

Отличие от других частей речи.

Разгадывание загадок.

93.

Чтение.

94-95.

Составляю предложение из слов.

Упражнения «Верно – неверно», «Ищу и нахожу», «Части – целое», «Да – нет».

Работать со словами и предложениями.

96.

Чтение.

97-98.

Объединяю и разделяю слова на группы.

Упражнения «Части – целое», «Да – нет».

Работать со словами разных частей речи.

99.

Чтение.

100.

Подготовка к проверочной работе.

Повторение и закрепление пройденного.

101

Проверочная работа.

Итоговый контроль.

Проверка знаний.

102.

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление пройденного.

Итоговая диагностика.

Материально – техническое обеспечение

Для учащихся:

О. А. Ишимова., В. Д. Подотыкина. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу.

О. А. Ишимова., И. Е. Юсова. Понимаю и различаю текст, предложение, слово.

Р. Д. Тригер. Русский язык. Ключики к секретам имени существительного.

Р. Д. Тригер. Ю. А. Костенкова. Русский язык. Ключики к секретам имени прилагательного.

Р. Д. Тригер. Русский язык. Ключики к секретам глагола.

О. А. Ишимова., С. И. Сабельникова. Чтение. Читаю и понимаю.

Логопедическое зеркало.

Электронные пособия:

«Я пишу грамотно» 1С: Образовательная коллекция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...

Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)

Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)...