Альбом для работы психолога по коррекции мышления
материал по психологии по теме

Чупенкова Светлана Геннадьевна

 

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, которые мышление порождает, но к которым не сводится.

В своем становлении мышление проходит 2 стадии: допонятийную и понятийную.

  Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

 Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Виды  мышления:

      1. Наглядно-действенное - характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.

   Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.

   По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.

 2.Наглядно-образное  мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

   Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов.

   В представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.

   Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивной структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

   Важная особенность данного вида мышления – установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве оно практически неразличимо с воображением. Наглядно-образное мышление – один из этапов онтогенетического (онтогенез) развития мышления.

   3. Словесно-логическое - наиболее совершенный из представленных видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и являет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Операции мыслительной деятельности

   К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

   Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

   Анализ– мысленное расчленение предмета, явления пли с итуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

   Синтез– обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

 Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.

  Абстракция– когнитивный процесс - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Результат – построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее – также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Обобщение (или генерализация) – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_psihologa_po_vpf_myshlenie.rar1.78 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Взаимосвязь логопеда и психолога при коррекции нарушений речи у учащихся младших классов

Материал будет полезен педагогам-психологам для выступления на совещании учителей-логопедов....

Коррекционно-развивающая технология в работе психолога (игровая коррекция)

В работе дано краткое описание того, как психолог может в своей работе использовать средства коррекционно-развивающей технологии....

Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей.

Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей....