Роль лексики при изучении английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Разработка по работе с лексикой на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль лексики для овладения иностранным языком очень важна. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли. Работа с лексикой — важная часть любого урока английского, а лексика сама по себе требует отдельного подхода к изучению. Знать слово, значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений. Обучение лексике иностранного языка - это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя 4 стадии:

1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);

2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);

3) запоминание лексических единиц

4) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).

Помните: при обучении лексике важно обучать значению, использованию, форме и произношению.

Также есть два способа объяснить значение нового слова: прямой   и перевод. Прямой способ представления слов приводит учащегося к непосредственному контакту с ними без использования его родного языка. Прямой путь используется, когда вводятся конкретные слова, обозначающие конкретные вещи, действия и качества. Учитель использует предметы, картинки, движения, жесты и мимику для непосредственного представления слов без использования родного языка учащихся. Другой метод представления слов - через контекст, синонимы, антонимы, определения (например English – English dictionary).

Мы понимаем гораздо больше слов, чем используем в нашей повседневной жизни. Например, мы знаем слова a sentence pattern, to establish, bury. Например, это слова, которые мы не использовали в речи последние 2 недели. Это называется receptive lexis, то есть набор слов, которые мы распознаем и понимаем, но не используем в повседневной речи. И слова, которые активно используются для общения, которые являются частью вашего повседневного английского языка, являются productive lexis .  

Правила работы с лексикой в классе:

  1. Лексика очень важна и должна использоваться систематически, а не как дополнение к грамматике
  2. Работа учителя не заканчивается на презентации новой лексики: мы должны помочь ученику закрепить, усвоить и употреблять в речи
  3. Использовать на уроке English – English dictionaries, а не переводить сразу слово
  4. Надо разделять receptive lexis и  productive lexis, и адаптировать работу в классе подобающе.

Как презентовать лексику:

Для презентации лексики используется множество способов. Один из них Presentation – Practice - Production.

  1. Present – вы даете догадку на слово, картинку или информацию. Здесь вы выявляете то, как ученик понял значение слова, его форму и как это слово употребляется.
  2. Practice – здесь выполняются задания на отработку лексики, например использование новых единиц в коротких диалогах.
  3. Production – на этом этапе ученики употребляют лексику в своей речи.

На первом этапе очень много способов дать догадку о значении слова, не переводя его.  (meaning) Например:

Gloves – показываем, как надеваем их на руки

Disgusting – показываем отвращение

Café – можно нарисовать рисунок на доске или показать картинку

Often, always, never – можно нарисовать шкалу с %

Hope – можно найти смысл с помощью синонимов

Stapler – покажите наглядно

Contact lens – ученик, который знает перевод объясняет другому

Reduction – можно нарисовать диаграмму

Всегда надо объяснять смысл слова и его употребление - (form), Например, слово Disgusting имеет значение отвратительный, но оно лимитировано. Мы его употребляем только тогда, когда можем понюхать запах еды и сказать – Ooh, that is disgusting!, но мы не можем сказать – That café was absolutely disgusting. Поэтому надо давать не только значение, но и форму. Для этого лучше отрабатывать слово в реальных предложениях и диалогах (practice).

Надо помнить, что дав ученику новые слова, не значит, что он их уже знает. Первая встреча с новым словом это только первый шаг. Твердое изучение и понимание лексической единицы, а также его масштабирование это  долгий и постепенный процесс. Например, слово book, которое впервые встречает Beginner, нарастает новыми словами и фразами к уровню  Advanced – bookworm, bookish, little black book, to book someone и т.д. Чтобы расширять лексический запас ученика, можно дать слово и наращивать на него collocations или phrases, но ученики сами должны предлагать:

          pool                      lesson                          

                                                                             trunks

Shall we go                        Do you like                  My hobby is

   

После того, как ученики изучили новое слово, они должны научиться употреблять его в речи. Здесь нам помогают:

  1. Соотнести картинки и слова
  2. Соединить одну часть предложения с другой
  3.  Использовать префиксы и суффиксы для образования новых слов
  4. Распределить слова по категориям
  5. Использовать лексические единицы для выполнения задания
  6. Заполнить кроссворд
  7.  Заполнить пропуски
  8. Игры на запоминание слов

В методике преподавания английскому языку есть понятие Practice activities – это то, что дает возможность практиковать язык и расширять знания. Он подразделяется на:

  1. Controlled practice – ученики делают только определенные задания, используя target language. Это drills, filling gaps, то есть все, что делается под контролем
  2. Freer activity –  здесь может быть работа по определенной модели, но ученик сам выбирает, что отвечать. Это диалоги, проекты и исследования
  3. Free activity - здесь ученики имеют выбор для выполнения заданий. Здесь нет target language, здесь развивается речь, попытка коммуникации. Идет полный интерактив.

Teaching vocabulary profession PPP model (Prepare 1). Применяется controlled and freer practice.

  1. Presentation: На экран выводим картинки профессий:

C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\kisspng-physician-doctor-of-medicine-clinic-pharmacy-5ae05043ce4e76.6243817415246500518451.jpg    C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\kisspng-firefighter-police-officer-cartoon-firefighting-red-clothes-firefighters-5a782d357040e5.1451440415178253334598.jpg   C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\image-11.jpg    C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\Ad5a_iStock_000010974013_Illustration.jpg  C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\png-clipart-graphy-shopping-cart-cartoon-arm.png

C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\png-clipart-waiter-waiter.png    C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\20200819-1.jpeg    C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\i.jpg  C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\2990620.jpg         C:\Users\Гузель Нургаязовна\Desktop\img_5710aebfa8f4f.jpg   

Спрашиваем слова и проговариваем их. Особое внимание уделяем произношению слов. Записываем слова на доске по форме:

 

Далее, я показываю ученикам список профессий и спрашиваю:  

  • What do you think, what is my profession?
  • Teacher
  • Why do you think so?
  • Because you teach us
  • Ok, it is not my first profession. I have many other jobs, actually. There is a list of jobs here. Try to guess which I really have done and which I have not done.(Ученики угадывают)
  • You have never been a doctor
  • I can see you as a shop assistant

И таким образом ученики проговаривают все мои профессии

                 

  1. Practice: here you have a task. You have to fill gaps with the words. Remember the meaning of the sentence. You have 3 minutes to do this task.  (Здесь не забываем ICQ – What are you going to do и т.д.) Это controlled practice.
  1. A\an ____________ is a person who treats people
  2. A\an ____________ is a person who puts out fires
  1. A\an ____________ is a person who grows vegetables
  2. A\an ____________ is a person who travels a lot
  3. A\an ____________ is a person who sells products
  4. A\an ____________ is a person who  serves food
  5. A\an ____________ is a person who takes photos
  6. A\an ____________ is a person who teaches children
  7. A\an ____________ is a person who makes reports
  8. A\an ____________ is a person who defends people

Good job! Now you have another task. There are some questions for you to discuss. Do it in groups (Здесь ученики спрашивают друг у друга вопросы. Затем учитель спрашивает у другого про его напарника). Это уже freer practice.

  1. Is anyone in your family a\an _______?
  2. Would you like to be a\an _______?
  3. Is it difficult to become a\an_______?
  4. Why do you want to be a\an_______?

  1. Production. На этом этапе ученики уже владеют лексикой и можно сделать discussion или small talk. Вообще, здесь должно быть уже free activity, но если группа слабая, то мы используем freer activity с опорой на доске. Также не забываем про ICQ.

Now I give you 5 minutes to prepare for small talk:

Why do you want to be a\an_______.  Give some reasons

Why you don’t want to be a\an______. Give some reasons

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

      Приемы для введения\ закрепления новой лексики:

  1. ИГРА «ВСЕХ УГОСТИЛИ»

Оборудование: карточки с изображением продуктов или блюд (колбаса, суп, каша, торт, молоко, хлеб, орехи, виноград, яблоки, конфеты, груша, мороженое), карточки с изображением зверей и животных (по количеству играющих или несколько больше).Цель: введение слов, изображающих зверей и животных, продукты питания . Картинки с продуктами открыто разложены в центре стола. Игра идет по часовой стрелке. Первый играющий вытаскивает из стопочки какую-либо карточку с изображением зверя и говорит по-английски: «У меня гость. Это ….» (называет его). Ребенок подбирает, чем угостить гостя, называет, складывает эти две карточки вместе. Процедура повторяется.

  1. ИГРА «СОСТАВЬ ПОРТРЕТ»

Оборудование: вырезанные из бумаги детали лица: нос, глаза, уши, волосы, брови, усы, борода и т.д.Цель: введение и закрепление лексики по теме «Внешность человека», развитие навыков описания человека.Описание игры: учитель раздает каждому участнику по листу с пустым овалом листа. В центр стола выкладываются различные детали лица. Ведущий их называет, дети повторяют их хором. Учитель объясняет, что у всех людей части лица разные. Например, глаза бывают круглые, узкие, нос – тонкий, толстый и т.д.. Весь раздаточный материал лежит в центре стола, учитель выдает детали играющим, добиваясь правильного произношения слов. Пока дети не усвоили лексику, все должны работать синхронно. То есть все выбирают и накладывают глаза, рот, волосы и т,д. В дальнейшем каждый игрок может работать над портретом в любой последовательности. Чтобы получить какую-нибудь деталь учителя, играющий говорит: «Передайте мне, пожалуйста, ….» Готовый портрет желательно описать.

  1. Emoji

Самый легкий способ, который хорошо работает с дошкольниками и учениками из младшей школы. В эмодзи есть почти вся базовая лексика:

C:\Users\педагог\Desktop\Снимок-экрана-2021-07-12-в-15.41.03-960x641.png

  1. Hashtags.

Через хештеги можно как вводить лексику, так и закреплять выученные слова на стадии тренировки.Используйте поиск по хештегам, чтобы узнать или проверить значение новых слов. Предложите ученикам выбрать хештеги для фотографии с предметами, название которых они уже изучили

Игры на закрепление лексики:

  1. Charades.  

Показать новое слово жестами или нарисовать, также можно использовать звуки, но слова произносить нельзя. Студенты могут работать как в командах, так и целым классом. Слова можно написать на отдельных карточках или списком. Вариация данной игры: один ученик встает спиной к доске, а класс изображает слово жестами или звуками, написанное на доске.

  1. Dominoes.

Соотнести слово или предложение с картинкой. Ход игры напоминает игру в Домино. Студенты делятся на группы. Игрокам раздается равное количество карточек. С помощью английской считалки определяется, кто будет ходить первым. Первый игрок кладет одну из своих карточек и читает слово или предложение. Тот, у кого есть картинка к предложению или слову на первом домино, кладет свою карточку рядом с первой и читает слово или предложение со своей карточки. Так продолжается пока не закончатся карточки у всех игроков.

C:\Users\педагог\Desktop\daily_routine_domino2-723x1024.jpg

  1. Memory Game  — вспомнить как можно больше слов с прошлого урока.

Ход игры: покажите студенту/студентам список 15-20+ слов, которые хотите повторить. Дайте 2 минуты на запоминание как можно большего количества слов. Уберите слова. Студент/студенты должны написать все слова, которые запомнили. Вариация данной игры: разделите студентов на две команды. Каждая команда составляет список слов, фраз, которые изучили по данной теме. Команда, которая вспомнила больше слов и фраз, победила.

  1. «Азбучный тир»

Эта игра очень понравится детям. Для ее проведения нужно написать буквы алфавита на отдельных карточках и давать ученикам по очереди бросать мяч в эти буквы. В какую букву попадет мяч, на такую и нужно придумать слово, а можно и несколько. За каждое слово нужно засчитывать балл, кто больше набрал баллов, тот и выиграл.

  1. «Find the stranger»

Предложите студентам группы слов (от трех до пяти слов в одной группе), которые бы были логически связаны между собой. Но одно слово должно быть лишним. Студентам нужно найти лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит для данной категории. Таким образом, вы сможете закрепить слова по новой теме и повторить слова по уже пройденным темам. В процессе игры активируются и развиваются навыки говорения, логического мышления и построения аргументов. Например:

Zoo, dog, mouse, cock, cat;
Cheese, coffee, hungry, soup, sausage;
Grey, nose, hair, ear, foot.

  1. Сундук с сокровищами

Это может быть декорированная шкатулка, или ящичек, выполненный в виде пиратского сундука (заинтересует детей). В роли сокровищ — свернутые в трубочку листочки бумаги с написанными на них словами на русском языке. Ученик достает «сокровище», и называет соответствующее слово на иностранном языке.

  1. Стулья

Класс делится на две команды. У доски стоит один стул для «правильных ответов», другой — для «неправильных». Учитель показывает картинку, называет слово. Если оно соответствует предъявленной картинке, представители от обеих команд должны сесть на стул для правильных ответов (кто вперед). Если названное слово не соответствует картинке, соперники устремляются к стулу для неправильных ответов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль песен в изучении английского языка

Учить  английский с помощью песен легко и приятно...

Роль сказки в изучении английского языка

Роль сказки в изучении английского языка...

Роль песни при изучении английского языка

В данной статье представлена роль работы с песенным материалом при изучении английского языка. Так же даны краткие рекомендации как можно использовать песню на занятии....

Роль ошибок в изучении английского языка

Презентация, представленная на мастер-классе, раскрывает типы ошибок, допускаемых обучающимися при изучении иностранных языков и  способах их устранения....

Роль чтения в изучении английского языка

Чтение это одно из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. И для того, чтобы развивать коммуникативные навыки, на разных этапах используются различные виды чтения на англи...

Роль фразеологизмов в изучении английского языка

Роль фразеологизмов в изучении английского языка...

Проект по английскому языку "Роль игры в изучении английского языка"

Проект выполнен учеником 6 ого класса. В качестве продукта ученик создал игру,  которая поможет ученикам 2 ого класса изучить животных....