Формирование устной речи на уроках иностранного языка
статья по английскому языку

Стремительные социально экономические преобразования в современном мире спровоцировали значительный рост и расширение культурных и деловых контактов. В этих условиях обучение иностранным языкам считается одним из приоритетных направлений и предполагает высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом, а также  говорением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_chernova.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УЧСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Чернова Е.М.,

учитель иностранного языка

ГБОУ БИЮЛИ

Стремительные социально экономические преобразования в современном мире спровоцировали значительный рост и расширение культурных и деловых контактов. В этих условиях обучение иностранным языкам считается одним из приоритетных направлений и предполагает высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом, а также  говорением.

Изучение иностранного языка всегда имеет ярко выраженный коммуникативный характер. Целью обучения иностранному языку является применение определенных лексических и грамматических знаний и умений для решения определенных коммуникативных задач, для достижения индивидуальных коммуникативных целей. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:

1) побудительно-мотивационную, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания;

2) аналитико-синтетическую, представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм  внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);

3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход программы высказывания к ее  исполнению происходит через родной язык;

4) контролирующую, задача, которой – сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в  результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.

И хотя говорение является продуктивным видом речевой деятельности, часто в нем содержится рецептивный компонент. И поэтому упражнения для формирования и развития навыков говорения можно разделить на два типа: языковые и коммуникативные.

Можно сказать, что языковые упражнения сосредоточены на «технике» формирования языковых высказываний. Они предполагают отработку единичного языкового явления и систематическое повторение определенных речевых образцов, структур, клише и т.д. Ставят перед собой однотипные задачи и предупреждают речевые ошибки. Языковые упражнения незаменимы на начальных этапах.

К языковым упражнениям относятся:

  • повторение лексических единиц;
  • изучение и отработка языковых клише, а также их изменение с помощью новых лексических единиц;
  • самостоятельное построение учениками высказываний с опорой на данный им языковой материал;
  • упражнения на перевод.

Основной задачей коммуникативных упражнений является активизация языкового материала в условиях речевой практики в условиях реального общения и на основе их жизненного опыта и знаний. Такие упражнения предполагают более творческий подход.

К коммуникативным упражнениям относятся:

  • ситуативные, то есть создание ситуации для речевого общения в классе, моделируя одну из сфер реального устного общения;
  • диалог между учениками по заданной теме;
  • пересказ текста, сообщение информации на основе изученного речевого материала;
  • описание картинок, видео и кинофильмов;
  • монолог, устное сочинение ученика с опорой на данный материал;
  • комментарии к прочитанному тексту;
  • включающие ролевые игры, интервью, брейн-ринг.

Важно помнить, что процесс обучения навыкам говорения  становится более эффективным при правильном подборе упражнений в зависимости от сложности  и с учетом возрастных особенностей учащихся. Более наглядный подход к реализации данных упражнений может быть осуществлен с помощью современных информационно- коммуникационных технологий. Но самыми  главными задачами  учителя в процессе обучения устной речи является преодоление учеником страха совершить ошибку, активация страноведческих и культурных знаний и его дальнейшая мотивация к раскрытию творческого потенциала.

Литература:

1.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:

Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003 – 192 с.

2.Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. Методическая

мозайка. - М.: Министерство образования РФ. 2005. No 2. – С.112

3. Пассов Е.И, Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция

коммуникативного иноязычного образования (теория и ее

реализация), - СПб.: Златоуст, 2007.- С.199.

4. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском

языке. Пособие для учителя. – Минск: ТетраСистемс, 2007.- С.128

.

5. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс,

1976 – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"

Содержание выступленияI. Введение. II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...

«ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ        ДОКЛАДна тему:«Приемы активизации устной речи на урокахиностранного языка»...

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка.

Настоящая разработка опробована на уроках английского языка в 4-ых классах средней школы и на первом же уроке вызвала у учащихся восторг от того, что практически 90% учащихся удалось пересказать и вос...