выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"
методическая разработка по теме

Абдуллина Лариса Харисовна
Содержание выступления
I. Введение.
 
II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи.
 
1. Речевая ситуация определяет программу, содержание и языковое оформление.
 
2. Коллективное взаимодействие в решении коллективной речемыслительной задачи.
 
3. Прием актуализации лексики.
 
4. Диалогическая    речь    и    аудирование- эффективная    форма    организации упражнений в развитии навыков устной речи.
 
5. Другие компоненты обучения устной речи:
а. Дискуссия
б. Наглядность
в. Работа с учебником
г. Внеклассная работа и домашнее чтение.
 
III.      Заключение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ustnoy_rechi_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей иностранного языка

Учитель английского языка 1 категории Абдуллиной Ларисы Харисовны

МАОУ СОШ № 5

Г. Сатка

Развитие умений и навыков устной речи

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Введение.

П.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи.

  1. Речевая ситуация определяет программу, содержание и языковое оформление.

  1. Коллективное взаимодействие в решении коллективной речемыслительной задачи.

  1. Прием актуализации лексики.

  1. Диалогическая    речь    и    аудирование- эффективная    форма    организации упражнений в развитии навыков устной речи.

  1. Другие компоненты обучения устной речи:

а.        Дискуссия

б.        Наглядность

в.        Работа с учебником

г.        Внеклассная работа и домашнее чтение.

III.      Заключение.        

         Практические потребности обучения иностранному языку на том или ином этапе развития общества определяют приоритет тех или иных методов лингвистических исследований. Известно, что любой метод ориентирован на обучение конкретной языковой функции, в основе которой лежит определенная система знаний, умений и навыков. Тот факт, что язык, как универсальная знаковая система выполняет множество функций, подразумевает, что любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов структурно ориентированных, направленных на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала и грамматического оформления высказывания. Это не исключает, однако, возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих. При этом приоритетное использование в наши дни коммуникативно-ориентированного метода основанного на развитие устной речи, представляется наиболее логичным и обоснованным, поскольку ведущая роль коммуникативной функции языка неоспорима. Все другие его функции (выражение и формирование, хранение информации и т.д.) теряют смысл, если нет объективной потребности в передаче любой информации или в обмене мыслями на данном конкретном языке. Итак, на первый план выдвигается коммуникативная задача- основная пружина всякого общения. Будь то говорение, аудирование или чтение. Целью обучения иностранным языкам в современной школе является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Устная речь является наиболее естественным, а на первых порах и наиболее доступным способом общения, который позволяет детям окунуться в атмосферу языка, почувствовать его своеобразие. В устной речи да этапе бьюзрого накопления материала сразу ощущается продвижение в учебе. Самое трудное - сформировать у детей основные приемы деятельности учения, как общие, так специфические. В том смысле самый важный и в то же время наиболее благоприятный (в отношении концентрации часов) начальный этап обучения-первые два года. Это период, когда закладываются основные умения и навыки в ведущих видах речевой деятельности, когда устанавливаются взаимоотношения ученика и учителя. Устная форма коммуникации включает говорение и аудирование. Говорение или выражение мыслей средствами языка- сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с аудированием осуществить устное общение. Роль говорения велика. Требуется много усилий, чтобы научить этому сложному виду речевой деятельности. Говорение может выступать в форме диалогического и монологического высказывания. Обучение этим двум формам осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.

     При выполнении задачи развития умений и навыков устной речи привычным признаком урока иностранного языка стала ситуативность. Речевая ситуация- это такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно- значимыми для говорящего, побуждают его к речевой деятельности, определяют программу, содержание и языков вое оформление высказываний. В учебных условиях эти функции призваны выполнять учебно-речевые ситуации, называемые « естественными». Критерием естественности учебно-речевых ситуаций следует считать их способность создавать естественную коммуникативную мотивацию, то есть вызывать у учащихся реальную потребность в осуществлении иноязычной речевой деятельности. Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. названные умения можно отработать только в процессе непосредственного и заинтересованного общения. Потому на уроках я приветствую стремление обмениваться мнениями, рассматривать разные точки зрения, поощряю попытки поддержать или опровергнуть высказанные суждения. Например, ребятам интересно рассказывать на уроке не о персонажах школьных учебников, а о своих одноклассниках. При этом интересен не просто рассказ, а оценка действия ученика (как он готовится к занятиям, как помогает по дому, какие книги читает и т.д.). Можно описать классную комнату, включая фразу о том, какой хотел бы ее увидеть; не просто описать внешность кого-то, но и сказать несколько слов о характере человека. А обсуждение вопросов, интересных для учащихся, приводит тому, что школьники постоянно ощущают потребность в привлечении новых языковых средств, запланированных программой на следующие годы обучения. Я не боюсь увеличить объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше. Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках практически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, то есть узнают его в речи собеседников. Но расширение языковой базы школьников является самоцелью. Оно нужно для того, чтобы дать детям возможность индивидуализировать свою речь за счет самостоятельного выбора нужного слова, речевого клише, выражения из целого набора языковых средств, предлагаемых учителем. На моих уроках типичными являются задания типа «Представьте себе...», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет нам с детьми побывать «в детском международном лагере», «дома», «в магазине», «в библиотеке», «в кассе аэропорта», «в салоне самолета в Лондон» и т.д.    

Другим признаком современного урока по обучению устной речи является коллективное взаимодействие. Школьники работают в парах, в небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную задачу. Например, большой популярностью сейчас пользуется игра « интервью», которую можно проводить, изучая различные темы и на разных этапах обучения.

Я стараюсь проводить эту игру, начиная с первых уроков.

   Ученики с удовольствием играют в эту игру, при этом происходит закрепление вопросно-ответных реплик в условиях, приближенных к естественной коммуникации. « Интервью» проводится в последующих классах по различным темам. Для организации и стимулирования коллективной работы на уроке необходим принцип жизненной ориентации. Выбор учебной тематики, приемов работы, характера заданий в соответствии с данным принципом отражают жизненный опыт учащихся. Поэтому на уроках мы все больше времени отводим изучению того, как знакомиться с людьми, начать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, обратиться к врачу и т. п. я стараюсь на всех ступенях обучения изучать, закреплять и использовать в речи разговорные формулы. Например, представить кого-либо, представиться самому, узнать мнение собеседника и высказать свое, предложить что-либо и ответить на предложение, поблагодарить, извиниться и т.п. К тому же я считаю, что учащиеся должны овладеть не только этими разговорными формулами, но также социолингвистическими вариантами языковых средств. Нельзя, например, употребить одну и ту же формулу приветствия, поздравления, не учитывая возраст собеседника, его социальное положение, место нахождения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что существуют различные варианты реализации речевых действий в соответствующих ситуациях.

   Добиться качественно нового уровня говорения невозможно без умения увидеть предмет или явление не изолированно, а в системе имеющихся связей, аналогов или сопоставлений. Поэтому в своей работе использую прием актуализации лексики. Анализ выделенных тем уроков позволил мне определить две особенности: 1) к одной и той же теме учащиеся возвращаются несколько раз; значит, каждый раз разговор должен осуществляться на качественно новом уровне. Этот уровень достигается за счет постоянного повторения лексики, включения ее в новые ситуации; 2) взяв любую тему можно легко проследить точки ее соприкосновения со всеми остальными темами. Значит, существует потенциальная возможность их комбинирования. Важно, чтобы школьники усвоили следующее:

1) беседуя по предложенным темам, нужно использовать материал предыдущих классов;

2) с каждым годом шире становится круг интересов учащихся, глубже понимание предмета, а значит и богаче его речь.

Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному го-ворению является диалоговая речь. Диалогизированные упражнения выступают 'как средство формирования и совершенствования навыков, как средство развития умения диалогической речи, как средство, обеспечивающее взаимосвязанность, одновременность этих процессов. Целью первого этапа в цикле урока по теме является формирование речевых навыков и развитие умений диалогической речи на начальном уровне. Это такое владение учащимся набором речевых действий, которое позволяет ему участвовать в учебной работе коммуникаций в объеме одного диалогического единства. Целью второго совершенствование речевых навыков и развитие умений диалогической речи среднего уровня. Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда каждый учащийся, работая в парах, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую. Этот этап характеризуется увеличением объема речевого поведения учащихся за счет: 1) расширения реплик; 2) увеличения количества диалогических единств; 3) овладения трехчленными диалогическими единствами, увеличением степени самостоятельности обучаемых; углублением и расширением содержательной структуры реплик. На третьем этапе обучения диалогической речи учащемуся предоставляется полная самостоятельность в постановке конкретных целей, определении предмета речи в выборе речевых действий. Речевые диалогизированные упражнения выглядят так: 1) опора на диалогический текст учебника. После прочтения диалога создается аналогичная ситуация, где я выступаю в роли более инициативного партнера и обращаюсь с репликами к учащимся, хорошо успевающим. Затем эта ситуация подается с изменениями, а затем весь класс работает в парах над составлением аналогичного диалога. После этого следует контролирующая беседа. 2) Опора только на диалогичекий образец между мной и хорошо успевающим учеником. Далее работа ведется по той же схеме. 3) Опора на подготовленный диалог-образец между двумя учениками: выступив перед учениками с подготовленным диалогом, они обращаются с репликами товарищам, которые должны прореагировать на них. Затем аналогичный диалог составляют другие учащиеся; 4) неподготовленная беседа в группах с опорой на реплики специально подготовившегося ученика: ученик в качестве домашнего задания получает карточку, по которой готовит примерные стимулирующие реплики. Затем на уроке этот ученик организует беседу в классе. Далее класс продолжает начатый диалог учителем и в парах. 5) Неподготовленная беседа в группе, связанная с решением посильного вопроса по изучаемой теме (например, Коля получает плохие отметки по английскому языку. Почему? Как ему помочь? Может быть беседа по изучаемой теме. Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность проявлять инициативу (задавать различного вида вопросы), так как задавая вопросы, ученик стимулирует собеседника к ответному речевому действию.      

        На своих уроках я организую самостоятельную работу с учебником, связанную с поиском конкретного материала для решения задач, всегда требующих осмысливать, обобщать, высказывать мнения, делать выводы, осуществлять самоконтроль. Это обеспечивает прочное усвоение программного материала. Кроме учебника я приучаю учащихся пользоваться грамматическими справочниками, словарями (англо-русскими и русско-английскими, лингвистическими справочниками). Стараюсь приучать учащихся самостоятельно работать дома с аудиокассетами. Доказываю необходимость и эффективность этой работы для лучшего овладения английской речью. И конечно же, важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты (из учебника и для домашнего чтения). Стараюсь побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.

Устная основа обучения предполагает овладение учащимися навыками понимания речи на слух с самого начала обучения английскому языку.

Прежде всего, я учу детей умению правильно воспринимать и узнавать английские звуки. Одновременно обучала школьников произношению. Большую роль в развитии навыков аудирования играет ознакомление учащихся с выражениями классного обихода. Это дает возможности учителю вести урок только на английском языке. Дети приучались внимательно слушать мою речь, настраивались на восприятие только английской речи. Решающую роль в формировании навыка аудирования играет понимание грамматических структур. Когда ребята воспринимали на слух новую структуру, я старалась подобрать картинку или создать ситуацию точно иллюстрирующую ее значение. Более сложным переходным этапом от аудирования отдельных структур и структурных групп к аудированию связной речи является прослушивание высказываний учителя и учащегося в процессе учебного разговора. Школьники учатся слушать связную речь учителя в рамках ситуации. Для аудирования я предлагала описание внешности, описания дома или квартиры, описания рабочего дня, описание времени года. Перед учащимися ставилась задача понять содержание текста и передать его. Отрабатывая навыки аудирования, я одновременно развиваю у ребят умение в говорении. Когда у учащихся были выработаны навыки воспитания речи учителя на слух, я предложила им магнитофонные записи. Далее учащиеся прослушивали их с короткими диалогами (иногда юмористического характера). При изучении темы « Город» предложила описательные тексты с опорой на наглядность, а на последующих-учащиеся прослушивали описание « Москвы» и « Саратова» ( уже без опоры на наглядность). Чтобы трудностей было меньше, я использовала сказки, хорошо знакомые детям.

       Одним из важных моментов при работе над развитием
навыков аудирования является контроль понимания текста. Выбор способа контроля зависит от задач, которые ставит перед собой учитель. При работе над текстами юмористического характера главным критерием степени понимания является реакция детей.

       В последующих классах тексты усложнились, и контроль понимания проводился только на английском языке. Быстрый темп ведения урока позволяет использовать мне тексты для аудирования почты на каждом уроке.      

      Большую роль в развитии навыков устной речи играет дискуссионное общение. Вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значительную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала, таким же, как сюжет ролевой игры, тексты для чтения или слушания, письменного задания. На уроке перед учащимися ставиться проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии, делают выводы. Дискуссия, даже если она учебная, требует от участников большого умственного напряжения, тем более при проведении обсуждения на иностранном языке. Участники должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений. При организации дискуссии я стараюсь следить не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим наполнением, но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участниками
дискуссии. Стараюсь дать возможность ученикам высказать самые разнообразные дискуссии. Темы для обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным
интересам учеников.
        

       Большую роль в развитии навыков устной речи играют уроки домашнего чтения. Они помогают выполнить ряд задач: выбрать правильный вариант ответа, утверждать или опровергнуть, найти нужную информацию с данными словами, построить
предложения в правильном порядке по содержанию, поставить себя на место героя, ответить на вопрос «что ты думаешь о прочитанном?.. Эти уроки «захватывают» ребят,
и они с удовольствием готовятся к ним.
        

      Важным условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных различных пособий. Это, прежде всего, предметные картинки. Яркие, красочные, они помогают ребятам быстро запоминать структуры названия предметов, их качество, количество. Картинки являются так же хорошим средством "Для стимулирования монологических высказываний учащихся. Работа становится интереснее, если придать ей элементы соревнования: у кого рассказ лучше? Широко используются необходимые вспомогательные средства: картины, макеты, схемы, таблицы, опорные конспекты, раздаточный материал для парной и групповой работы (циферблаты часов, цифровое лото, лото в картинках, карточки), ТСО и т. д. Целенаправленное использование средств психолого-педагогической разрядки, ярко выраженная коммуникативная направленность, проблемность в обучении позволяют увеличить объем нового языкового материала и организовать его усвоение.

      Так, начиная с 6 класса, вся новая лексика учебного цикла обычно вводится и первично закрепляется на одном уроке, в связи, с чем используется широкий речевой контекст в комплексе с визуальной наглядностью, а также диалоги, ориентированные по своему содержанию на личность учащихся конкретного класса. Повторению лексики на последующих уроках способствует так же отгадывание кроссвордов или самостоятельное составление их в форме конкурса.

     Следует также добавить, что одним из способов развития умений и навыков устной речи при обучении английскому языку является внеклассная работа, которая
усиливает мотивацию к изучению английского языка, способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас, совершенствует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность. Внеклассная работа оказывает положительное психологическое" воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. Школьники с удовольствием разучивают
песни, стихи, драматизируют короткие диалоги, пьесы, сказки на английском языке. Очень часто мы готовим праздники к Рождеству, 8 Марта, День Святого Валентина и другие.

Умело проводимый организационный момент урока также способствует созданию языковой атмосферы, тем самым обеспечивает коммуникативную направленность уче6нбго процесса, настраивает слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык. Оргмомент способствует также освоению языкового материала учащимися и выработке речевых навыков. Уже в начале обучения английскому языку дежурный ученик проводит организационный момент урока, задает классу вопросы:

What day is today? Who is absent today?

What is the date today? What is the matter with him (her).

Is it cold (warm) today? Bo you like the weather today?

Where does he lire?

     С самого начала урока стараюсь создать атмосферу доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Учащиеся сами с большим удовольствием проводят организационные беседы а начале урока, физкульт- минутки, политинформации, активно участвуют в языковых и речевых играх, в групповых и парных формах работы, составляют диалоги и сообщения.

Успешным средством тренировки учащихся в употреблении речевых средств являются стихи, песни, загадки, пословицы...это позволяет формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Учащимся 5-6 классов нравится разучивать рифмовки, считалки, петь английские песни, играть в разные игры, разыгрывать забавные сценки. А ученикам 7-8 классов интересно узнавать о жизни и учебе английских школьников. Им нравится слушать английскую речь, проводить конкурсы. Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения. Я руководствуюсь следующими требованиями к созданию речевой ситуации: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания; стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, уметь видеть их глаза не терять ход их мыслей, « шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, учить учащихся, учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Необходимо четко представлять себе практические, образовательные воспитательные цели обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе и методические принципы, лежащие в основе этой системы. Свою задачу я вижу в том, чтобы не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспитанию в нем нравственных качеств. Я думаю о том, пробудит ли урок у ребят доброму, уважению к старшим, друг к другу, желание помочь слабоуспевающему и совершать другие добрые поступки, захочется ли им достичь более высоких успехов в изучении предмета, появится ли воля к преодолению трудностей в освоении иностранного языка, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствование культуры умственной деятельности.

Список литературы.

  1. Г.М. Чернова. «Создание учебно- речевых ситуаций». Москва 2008 г.
  2. Р.Г. Борисова. «О некоторых приемах обучения дилогической речи». Москва 2010 г.
  3. Е.И. Беляева. «Коммуникативная ситуация в английском языке». Москва 2009г.
  4. А.А. Лентьев. «Принципы коммуникативности сегодня». Москва 2011г.
  5. Н.Н. Хорева. «О развитии навыков устной речи у учащихся». Москва 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Статья опубликована в сборнике "Модернизация образовательного процесса в современной школе", издательство НГГУ, 2012г...

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...

Мастер-класс по теме "Использование приема убеждения для развития навыков устной речи на уроках английского языка"

Прием убеждения может быть применен в различных дисциплинах, где актуальным является вопрос развития навыков устной речи учащегося...