Основные задачи обучения изучающему чтению на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Баклыкова Маргарита Эдуардовна

Обучение чтению одна из важнейших задач на уроках иностранного языка, ценное практическое умение, как одно из важнейших средств получения информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основные задачи обучения чтению.17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи обучения изучающему чтению на уроках иностранного языка

Баклыкова М.Э., МКОУ Углянская СОШ Верхнехавского района Воронежской области

В образовательном стандарте общего среднего образования по иностранным языкам отмечается, что учащиеся «должны понимать аутентичные тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от видов чтения» [3]. Таким образом, обучение чтению одна из важнейших задач обучения иностранным языкам, ценное практическое умение, как одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

Большое значение в коммуникативной деятельности людей играют не только сам процесс чтения, но и умение извлекать информацию из прочитанного. Оно дает возможность передавать опыт, накопленный человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает

В современной науке наблюдается разнообразные методики обучения чтению, но, несмотря на это многообразие вопрос о том, как максимально эффективно организовать этот процесс, остаётся открытым. Достаточно высокие конечные требования программы по иностранным языкам, проблема сложности овладения языком в условиях отсутствия языковой среды заставляют искать новые средства, приёмы, позволяющие достичь более высоких результатов. Одним из таких средств может служить использование сказок, в том числе аутентичных народных сказок, в процессе обучения чтения и, особенно, на начальной ступени обучения.

Как показывает практика, сказки являются благоприятным источником раннего иноязычного образования. С одной стороны, они с удовольствием читаются детьми, а с другой стороны способствуют интеллектуальному развитию детей, развитию их мышления, воображения, эстетических чувств, речи. Использование сказочных сюжетов и персонажей на уроках немецкого языка в начальной школе помогает учителю организовать учебный процесс более эффективно [1].

В методике обучения иностранным языкам большое внимание уделялось классификации чтения. Читать текст можно по-разному: с разной целью, с разной степенью понимания, чтение может протекать в разной форме: вслух или про себя, а иногда - и в смешанной форме. Выделяют следующие виды чтения [4]:

✔        по форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое;

✔        по способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное;

✔        по месту чтения: домашнее, классное;

✔        по характеру организации деятельности: подготовленное, неподготовленное, тренировочное, контрольное.

✔        по целевой направленности деятельности: ознакомительное (просмотровое) изучающее, просмотровое.

Остановимся подробнее на изучающем чтении. Новый словарь методических терминов и понятий трактует изучающее чтение как достижение полного и точного понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Такое чтение протекает медленно, поскольку читатель имеет установку на длительное запоминание и прибегает к повторному чтению, переводу (если читает на иностранном языке), а иногда и к письменной фиксации содержания. При этом читатель стремится глубже вникнуть в суть коммуникативной ситуации [3].

Решение этой задачи требует повышения роли логического мышления, активизации внутренней речи. Ещё одной задачей является формирования у учащегося умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом "изучения" при этом виде чтения является информация. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения. Учащиеся могут перечитывать отдельные части текста несколько раз, иногда даже произносить вслух для выделения наиболее важных тезисов, могут проговаривать текст или его части вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе.

Изучающее чтение проходит в неспешном темпе, по данным С.К. Фоломкиной, оно составляет 50-60 слов в минуту[4].

Виды и скорость чтения взаимосвязаны. Каждый вид требует определенной "средней" скорости. Беглый просмотр текста осуществим в быстром темпе, но это невозможно при вдумчивом чтении. Просмотровое чтение обычно проходит со скоростью 400-500 слов в минуту, ознакомительное - 180-200, вдумчивое - 50-60. Из сопоставления этих данных видно, что просмотровое чтение может протекать в 10 раз быстрее, чем вдумчивое. Совершенно ясно, что за такой разницей в темпе стоит существенная разница в совершаемых языковых и мыслительных операциях.

Выделяют следующие задачи обучения изучающему чтению:

 1) обучение таким мыслительным операциям, как наблюдение, сравнение, анализ, синтез, умозаключение (как в отношении языкового материала текста, так и его содержательной стороны);

2) обучение логическим операциям (превращение грамматических предложений в логические суждения, установление связи между отдельными мыслями, выделение главных из них), которые способствуют пониманию текста в целом;

3) развитие воображения и внимания; так как понимание текста часто связано с догадкой, то требуется концентрация произвольного внимания, особенно для извлечения всех деталей;

4) развитие навыков самостоятельной работы с текстом; необходимо правильно организовать работу, что будет способствовать языковому и речевому развитию школьника, повысит его общую культуру чтения;

5) обучение структуре языка; владение структурой языка делает процесс чтения более легким и ускоряет его: знание смысловых отношений между словами помогает читающему быстро и правильно членить предложения текста на синтагмы, что обеспечивает возможность более точного и полного понимания текста. [2] Задачи, которые решает читатель в процессе изучающего чтения, можно разделить на три группы, соответствующие характеру переработки информации:

✔        восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

✔        извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

✔        осмысление извлеченной информации.

Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с текстом. Для изучающего чтения подбираются тексты, которые имеют познавательную ценность, информативную значимость.

Литература

1. Григорьева Т.В. Сказка как универсальный учебный материал/ / Т.В. Григорьева// Иностранные языки в школе - 1994. - №3. - с. 27-29.

2. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр./ З.И. Клычникова// М.: Просвещение, 1983. -207с.

3. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III - ХI классы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=7063 ttp://www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=7063>  

4. Фоломкина С.К. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/С.К. Фоломкина// М.: Высш. шк. - М., 1981. - 378 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемно-поисковое чтение на уроках иностранного языка"

Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умст­венных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизнен­ных задач....

Обучение коммуникативному чтению на уроке иностранного языка учащихся 5 класса (на материале текста учебника “The Earth is in danger”)

В данной статье рассматривается вопрос обучения коммуникативному чтению учащихся 5 класса на материале текста учебника “The Earth is in danger” и представлена система заданий для обучения коммун...

Формирование и развитие интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются способы обучения различным стратегиям чтения на примере темы "Jobs"....

Обучение изучающему чтению на уроках английского языка в старших классах.

В этой статье Вы можете найти основные этапы обучения изучающему чтению в старших классах....

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается проблема обучения иноязычному чтению на уроках иностранного языка, его влияние на весь процесс обучения иностранным языкам в целом, рассмотрены условия обеспечения осмысленног...