Доклад "Проблемно-поисковое чтение на уроках иностранного языка"
статья по теме

Супонина Анна Александровна

Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умст­венных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизнен­ных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организа­ции урока чтения создаются такие усло­вия, которые побуждают ученика самосто­ятельно искать, анализировать, сопостав­лять и обобщать необходимую информа­цию на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_problemno-poiskovoe_chtenie.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на методическом объединении

               

                             

                              Учитель немецкого языка

                  Супонина А.А.

Школа переходит на  личностно-

ориентированное обучение, и в этой

связи закономерен интерес учителей

иностранных языков к эффективным

методам и приемам обучения. Далеко

не секрет, что современные ученики не

любят читать даже на родном языке. И

в практике работы перед нами встает

злободневный вопрос, какими методами

и приемами без принуждения

приобщить их к чтению на иностранном

языке, как сделать уроки чтения

занимательными и интересными.

 

         Отвечая на этот вопрос, я обратилась к проблемному методу обучения, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески и который, к сожалению, не нашел в сфере преподавания иностранных языков в школе постоянного и системного применения. Именно этот метод дает возможность ученику почувствовать себя значимой фигурой на уроке чтения; разбудить его дремлющие способности к прогнозированию событий еще до чтения текста; в соревновательной форме (кто быстрее?) найти главные факты повествования; придумать продолжение рассказа и сделать проектную работу на основе прочитанного сюжета.

Конечно, и в традиционном обучении чтению присутствует ряд заданий на активизацию умственной деятельности ученика (постановка вопросов, тестовые задания и др.). Однако такие задания даются бессистемно, от случая к случаю и обучают

отдельным мыслительным операциям в стихийно складывающемся порядке.

Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.

Именно степень сформированности самостоятельной поисковой деятельности является объектом контроля чтения на иностранном языке, которая проверяется, в частности, в ходе Единого государственного экзамена у выпускников школы.. Я глубоко убеждена в том, что проблемно-поисковую деятельность чтения необходимо систематически организовывать уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению.

Как я организую работу с комплексом проблемно-поисковых задач в 5-6 классах школы? Всю работу над любым программным текстом чтения я делю на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Большое внимание уделяется дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого я продумываю проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предстоящей информации. Ученики предлагают свои варианты возможного развития сюжета, и в этой активной работе всего класса у ребят формируются и постоянно совершенствуются психолингвистические механизмы первичного прогнозирования - смыслового и языкового. На уроке я организую в классе игру в соавтора, которую ученики с удовольствием принимают.

Ученики, таким образом, уже настроены на сюжет предстоящего текста, а последний вопрос речевой зарядки является логическим «мостиком», позволяющим перейти непосредственно к чтению текста. Мы особенно подчеркиваем необходимость такой предтекстовой работы, которая задействует механизмы первичного прогнозирования и вовлекает учащихся в активную работу с самых первых минут урока чтения.

Только после этого ученики впервые знакомятся с заглавием текста и формулируют несколько гипотез, объясняющих данное заглавие. Для подтверждения (или опровержения) выдвинутых предположений они обращаются к тексту. Тексты специально напечатаны несколько необычным способом: в них курсивом выделены смысловые вехи - те факты, понимание которых и составляет смысл данного текста. Зачитывая и обсуждая эти специально маркированные ключевые моменты текста, учащиеся очень быстро и эффективно понимают суть прочитанного.

После этого «мозгового штурма» впервые открывается текст и организуется активный и азартный поиск (кто быстрее найдет и зачитает) главных фактов рассказа, которые либо подтверждают, либо опровергают ранее высказанные прогнозы. Завершающая серия заданий послетекстового этапа логически подводит учащихся к компрессии текста и интерпретации. Для этого я готовлю серию проблемных заданий с целью запоминания сжатого варианта текста и подготовки проекта на иностранном языке по обсуждаемой проблеме.

Поскольку школьные тексты обычно не имеют такого полиграфического выделения, можно попросить одного ученика заранее ознакомиться с текстом и подчеркнуть в нем главные факты. На занятии не учитель, а этот ученик проводит с классом данную работу, в результате которой каждый учащийся подчеркнет и поймет факты, несущие главную информацию текста. Этой работе мы придаем особое значение, так как стратегии поискового чтения являются очень важными в современных условиях межкультурной коммуникации.

На послетекстовом этапе информация уточняется и расширяется за счет ряда проблемно-поисковых заданий. Опыт показывает, что учащиеся с удовольствием включаются в деятельность чтецов-исследователей по поиску пропущенных фактов, заполнению проблемных таблиц, выполнению заданий типа лото или мозаики или решению кроссвордов по теме текста.

Кроме проектных заданий я предлагаю учащимся дополнительный материал по каждой теме чтения, который расширяет языковые, лингвострановедческие и лингвокультуроведческие знания учащихся по данной проблеме.

Использование описанных проблемно-поисковых заданий привело к возросшему интересу учащихся к проблемно-поисковой технологии иноязычного чтения.

Я надеюсь, что широкое применение в школьной практике проблемного метода в чтении будет способствовать активному усвоению языковых и лингво-культуроведческих знаний и прочному формированию умений чтения в условиях творческой деятельности ученика-чтеца; накоплению опыта овладения проблемно-поисковыми приемами чтения; способности переносить выработанные навыки и умения решения проблемно-поисковых задач в говорение и письмо на ИЯ; творческой реализации полученной с помощью чтения информации в проектных работах учащихся; возможности решения не только учебных, но и жизненных проблем с помощью проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе чтения и, как следствие, возрастанию интереса учеников-подростков к проблемно-поисковому чтению на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка".

Работая в школе, пришла к выводу, что общепринятая схема традиционного урока: опрос- объяснение нового материала – закрепление – повторение – контроль, не устраивает полностью ни меня, ни учен...

Доклад:"Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка".

Работая в школе, пришла к выводу, что общепринятая схема традиционного урока: опрос- объяснение нового материала – закрепление – повторение – контроль, не устраивает полностью ни меня, ни учен...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

Обучение коммуникативному чтению на уроке иностранного языка учащихся 5 класса (на материале текста учебника “The Earth is in danger”)

В данной статье рассматривается вопрос обучения коммуникативному чтению учащихся 5 класса на материале текста учебника “The Earth is in danger” и представлена система заданий для обучения коммун...

Формирование и развитие интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются способы обучения различным стратегиям чтения на примере темы "Jobs"....

Доклад "Использование метода проекта на уроках иностранного языка "

При изу  чении иностранного языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процес...

Доклад на педсовете "Воспитательные функции урока иностранного языка"

Доклад о роли иностранного языка в воспитании учащихся....