Эффективные приемы работы со слабоуспевающими детьми.
статья по английскому языку

Эффективные приемы работы со слабоуспевающими детьми. Причины слабой успеваемости, ее основные черты, способы преодоления или уменьшения проявления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_raboty_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приемы работы со слабоуспевающими детьми.

Кызина А. И.

В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами поведения и обучения. Попробуем разобраться с чем это связано?

  Специалисты отмечают, что причины слабой успеваемости и неуспеваемости делятся на 2 группы – внешние и внутренние.  К внешним мы отнесем негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, которые ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ приводят к значительному  росту числа неуспевающих.

Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д.

Одной из самых главных внутренних причин слабой успеваемости (неуспеваемости) на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор этого явления. Ведь ребёнок обучается в коллективе, слабоуспевающий ученик практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.

Каковы же характерные черты слабой успеваемости?

  1.  низкий уровень интеллектуального развития ученика
  2. отсутствие познавательного интереса
  3.  отсутствие организационных навыков
  4. отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).
  5. частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.

К характеристикам эффективного урока можно отнести:

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться.
  3. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  4. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
  5. Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  6. Напоминание приема и способа выполнения задания.
  7. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  8. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  9. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.
  10. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  11. При осуществлении контроля  учителю предлагается сделать выбор в пользу упрощенного варианта контрольной работы или теста (разноуровневые задания), которые, как правило, предлагаются в методической литературе к УМК (УМК Rainbow English Афанасьевой О. В., Михеевой И.В.)

  Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка используются разнообразные формы и методы работы:

1. Проводятся игры - соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).

2. Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, которые проводят учителя или сильный ученик. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработки учебного материала                                                                                                                                                                                                                                                                                  в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ.

3. Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.

4. Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над ошибками.

5. Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Это обычно происходит на 3 или 4 год обучения. Причины тому слаборазвитая или кратковременная память. Следует проводить упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации. После таких упражнений лексика «уходит в долгую                                                                              память».

   Подводя итог, предлагаю ознакомиться с планом, по которому можно выстроить работу со слабоуспевающими детьми.  

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.                                                                                            

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущий триместр, далее корректировать по мере необходимости.

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.   

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

Программа работы со слабоуспевающими детьми

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование метод...

План работы со слабоуспевающими детьми

Цель:-ликвидация пробелов у учащихся в обучении географии;-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика....

План работы со слабоуспевающими детьми

В помощь руководителю ШМО учителей математики...

Работа со слабоуспевающими детьми по физической культуре в МБОУ СОШ№14 «Зелёный шум»

Работа со слабоуспевающими детьми по физической культуре в  МБОУ СОШ№14 «Зелёный шум»...

Рабочая программа по физике для 7 класса по работе со слабоуспевающими детьми

Рабочая программа по физике для 11 классов содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование и литературу....

Презентация "Эффективные приемы работы со слабоуспевающими детьми"

Презентация "Эффективные приемы работы со слабоуспевающими детьми"...