Разработка серии упражнений на формирование навыков чтения
методическая разработка по английскому языку

Ковтун Владимир Владимирович

Разработка серии упражнений на формирование навыков чтения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка серии упражнений на формирование навыков чтения

   Мною был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование навыков чтения с опорой на транскрипцию для учащихся 2,3 и 4 класса на начальном этапе знакомства с правилами чтения в увязке с графическим образом слов, изученных в устном вводном курсе.

   Данный комплекс упражнений разработан на основе тем учебника английского языка «Английский язык» авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 2-4-х класса средней школы с привлечением дополнительного материала.  Методика обучения заключается в формировании навыков чтения, в повторении и систематизации полученных ранее знаний. Делается акцент на использовании именно игровых форм упражнений, с помощью которых формируются и развиваются навыки техники чтения. После опытного обучения проводился контроль, показывающий уровень овладения учащимися данными знаниями, умениями и навыками. Формирование навыков чтения связывается с овладением алфавитом и правилами чтения. Закономерности буквенно-звуковых соответствий усваиваются учащимися по мере ознакомления с соответствующей лексикой: каждое правило должно иллюстрироваться достаточным количеством примеров.       Осмысленные единицы усваиваются легче, чем неосмысленные. Читать надо на каждом занятии. При составлении упражнений я учитывал тот факт, что ученики уже знают большинство букв и звуков, а также знаки транскрипции.

  Кроме того, при создании системы упражнений я учитывал следующие принципы:  

  • учет цели (формирование и развитие навыков или умений) при определении обязательного набора упражнений;  
  • учет стадий формирования навыков, развития умений при подборе адекватных упражнений, определение их последовательности;  
  • учет условий обучения при определении соотношения различных видов упражнений;  
  • учет родного языка не только в плане интерференции, но и в плане положительного переноса;
  • учет постепенного нарастания трудностей в усвоении учебно-речевых единиц.

    Разработанный комплекс построен на основе принципа «от простого к сложному».

Он включает в себя:

  • имитационные упражнения на повторение написания букв, их названий, правил чтения и знаков транскрипции за диктором и самостоятельно;
  • упражнения с подсказкой основного звука;
  • упражнения на чтение простых предложений с предварительным прослушиванием их в записи или в чтении учителя;
  • упражнения на чтение распространенных предложений со знакомой лексикой;
  • упражнения на чтение простых текстов и понимание его смысла. Перейдем к опытно-экспериментальной проверке комплекса упражнений на формирование навыков чтения.

Опытно - экспериментальная проверка комплекса упражнений на формирование навыков чтения.

На данном этапе описывается апробация в опытном обучении разработанной системы упражнений, направленной на формирование навыков техники чтения.  

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 4».

Экспериментальное обучение проводилось во 2 «А» классе в течение 5 недель. Количество учащихся в классе составляет 16 человек. Учащиеся этого класса изучают английский язык со 2 класса. Средний возраст учащихся - 7-8 лет. До опытного обучения у учащихся было проведено 30 уроков. Контрольную группу составляли учащиеся 2 «Б» класса в составе 18 человек, обучение у которых проводилось по учебнику английского языка «Английский язык» авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 2 класса без дополнительных упражнений. Средний возраст учащихся - 7-8 лет. До опытного обучения у учащихся было проведено 30 уроков. Целью опытного обучения является практическая апробация комплекса упражнений для формирования навыков чтения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:

  • проверить первоначальный уровень сформированности навыков чтения у учащихся опытной и контрольной групп, которые формировались на основе учебника английского языка «Английский язык» авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 2 класса средней школы;
  • в связи с полученными результатами определить методику работы с использованием разработанного комплекса упражнений, направленного на формирование навыков чтения;
  • оценить уровень сформированности навыков чтения после опытного обучения в экспериментальной и контрольной группах;
  • на основе сравнения первоначальных и конечных результатов сделать вывод о работоспособности предложенного комплекса упражнений по сравнению с комплексом «Английский язык» авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 2 класса средней школы.  

Основным методическим средством опытного обучения является комплекс упражнений, разработанный для применения на уроках иностранного языка. Опытное обучение осуществлялось в три этапа:

1. Контрольный срез направлен на выявление исходного уровня сформированности навыков чтения.

 2. Собственно опытное обучение с использованием разработанного комплекса упражнений.

3. Итоговый срез, целью которого является выявление динамики овладения предложенным материалом и подведение итогов.

Для проведения опытного обучения я выделил критерии оценки выполненного задания у учащихся средней школы. Результат учащихся оценивался по шкале от 2 до 5.

  • Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
  • Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
  • Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
  • Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного класса.  

Ход опытного обучения. Контрольный срез  

  В ходе контрольного среза было необходимо выявить у учащихся уровень сформированности навыков чтения, которые формировались на основе упражнений из комплекса «Английский язык» авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 2 класса средней школы.

С данной целью, ученикам были предложены следующие задания:

1. Постарайся прочитать слова.

 [i] in, it, is, his, pig, big, six, pink, skip.

 [ai] I, hi, bike, ride, fine, five, like, nine.

[ei] plane, name, Kate, Jake, game.

[ӕ] am, and, cat, tag, has, have, camel, scrabble, Sam, Ann, Africa.

[i:] he, be, me, we, green, please, read, leapfrog.

[e] let, let’s, Lego, red, seven, Teddy, ten, tell, yes.  

2. Постарайся прочитать предложения: 

Tim is little. His kitten is little.

His bike is big.

Tim likes to ride his big bike.

My name is Kate.

I have got a little sister Ann. Ann is five. Ann likes to ride a bike and to skip.  

3. Прочитай предложения и назови номера соответствующих картинок.

 Отметки за выполненное задание складывались из баллов. Максимальное количество баллов - 100 баллов. Это позволяет выявить уровни овладения навыками техники чтения: -  высокий уровень - 90-100 баллов; -  средний уровень - 60-89 баллов; -  низкий уровень - менее 60 баллов.

 После проведения задания в экспериментальной и контрольной группах были получены следующие результаты (см. Табл. 2):  

Таблица 2. Исходный уровень сформированности навыков техники чтения у опытной и контрольной групп учащихся

Высокий уровень - 4 человека - 22,2%

Средний уровень - 6 человек - 33,3%

Низкий уровень - 8 человек - 44,4%  

Высокий уровень - 4 человека - 22,2%

Средний уровень - 8 человек - 44,4%

Низкий уровень - 6 человек - 33,3%

  Рис. 1. Исходный уровень сформированности иноязычных знаний опытной группы учащихся

 

Рис. 2. Исходный уровень сформированности иноязычных знаний контрольной группы учащихся.

На рисунке 1 представлен исходный уровень иноязычных знаний учащихся экспериментальной группы, а на рисунке 2 – контрольной.

   Таким образом, согласно полученным результатам, становится очевидным тот факт, что как во 2 «А», так и во 2 «Б» классах преимущественно наблюдается низкий уровень развития навыков техники чтения. Учащиеся тратят много времени на выполнение каждого задания.

Выводы

   Таким образом, в данном материале был представлен комплекс упражнений, направленный на формирование навыков чтения. Эта экспериментальная разработка была апробирована в ходе эксперимента, цели которого заключались в проверке эффективности предложенного комплекса. Результаты опытного обучения подтвердили целесообразность применения предложенных приемов в обучении. Ученики охотно выполняли задания, шли на контакт с учителем, общались между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Занимательные упражнения,способствующие формированию навыков чтения.выступление на методическом объединении учителей-логопедовКочубеевского района("разбит" по страницам)...

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Представленные упражнения помогут устранить трудности и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом....

«Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

  Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальны...

Упражнения, способствующие формированию навыка чтения.

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо раз...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения...