Применение кейс технологии при организации обучения английского языка, как способа мотивации к обучению
методическая разработка по английскому языку

Вокуева Наталья Владимировна

Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования. Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ненецкое профессиональное училище»

Региональная научно-практическая конференция «От высокой науки – к изучению предмета; от изучения предмета – к практике; от практики – к профессии»

Творческая работа «Применение кейс технологии при организации обучения английского языка, как способа мотивации к обучению»

Автор : Вокуева Наталья Владимировна

Нарьян-Мар 2024 г.

Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования. Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями

Кейсовая технология (метод) обучения ‒ это обучение действием. Работая с кейсами, обучающиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем

На основании актуальности можно сформулировать проблему исследования: повышение мотивации и качества знаний у обучающихся при применении технологии кейс – стадии.

Кейс ( case) в переводе на русский язык означает «дело», синонимами слова «метод» являются способ, прием, путь. Согласно вышесказанному кейс – метод это деловой путь достижения чего-либо или деловой способ решения чего-либо

Данная технология способствует повышению интереса студентов к предмету, то есть к английскому языку, помимо этого технология способствует развитию у школьников таких качеств как социальная активность, навыки общения, навыки слушания и правильное выражение своих мыслей.

На уроках английского языка кейс – технология позволит активировать обучающихся, развивать аналитические и коммуникативные способности. На уроках английского языка кейс – технологии помогают обучающимся обрабатывать большие объемы информации, разрабатывать критическое и проблемное мышление и формировать универсальные учебные действи

Например, кейс: «Диета: хорошо или плохо?» в курсе английского языка в 9 классе. − Макро – кейс. Например, кейс: «Достопримечательности Нью – Йорка» в курсе английского языка в 9 классе. По структурному наполнению различают: − единичный кейс – кейс, представляющий самостоятельное исследование какого – либо явления. Например, кейс, в курсе английского языка в 9 классе, на тему: «Легко ли быть молодым». − Множественный кейс – комплекс кейсов, связанных едиными исследовательскими задачами. Например, кейсы, связанные с проблемами взаимоотношений родителей и подростков на английском языке в 9 классе. По способам предоставления информации кейс может быть следующим: отчет, аналитическая справка, эссе, журналистское расследование, презентация, рассказ и т.д. Представление результатов или презентация кейса играет очень важную роль кейс – технологии. Способность публично предоставить интеллектуальный продукт, продемонстрировать его достоинства и возможные направления эффективного применения, а также выдержать шквал критики, является очень важным качеством обучающегося. Презентация отрабатывает многие глубинные качества личности: упорство, уверенность, целеустремленность, честь и т.п. Она развивает навыки публичного общения, развитие своего собственного образа. Публичная (устная) презентация подразумевает предоставление решений кейса группе, она по максимуму отрабатывает навыки публичной деятельности и участия в беседах. Устная презентация характеризуется свойством краткосрочного воздействия на обучающихся и, поэтому, трудна для запоминания и восприятия. При устной презентации важно брать во внимание эмоциональный настрой выступающего. Одним из плюсов публичной (устной) презентации является ее гибкость. Выступающий может упростить свой материал и стиль. Непубличная презентация не очень эффективна, однако обучающая функция ее весьма высока. Непубличная презентация чаще всего выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания, вместе с тем активизируются такие качества, как способность приготовить текст, четко и точно сформировать отчет, не сделать ошибки в подсчетах и т.д. Разработка письменного анализа кейса похожа при подготовке устного, с той разницей, что письменные отчеты – презентации обычно более детализированы и структурированы. Главное правило письменного анализа кейса состоит в том, чтобы миновать простого повторения материала из текста, информация должна быть предоставлена в переделанном виде. Самым главным при этом является свой анализ представленной информации, ее естественная трактовка и сделанные предложения или выводы. Как письменный отчет – презентация, так и устная презентация результатов анализа кейсов может быть индивидуальная и групповая. Все обусловлено от объема заданий и сложности. Групповая – аналитические умения, способность подытоживать материал, системно видеть проект; индивидуальная презентация развивает дисциплинированность, ответственность, , характер. Для представления кейсов в методической литературе нет определенного стандарта. Как правило, кейсы предоставляются в напечатанном виде или на электронных носителях, но вставка в текст диаграмм, фотографий, таблиц делает его более наглядным для обучающихся. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях проще работать и исследовать ее, чем информацию, предоставленную, например, в аудио – или видео – вариантах; ограниченные вероятности многочисленного интерактивного просмотра могут привести к неправильности материала и ошибкам. В последнее время популярным оказывается мультимедиа предоставление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов совмещают в себе преимущества интерактивного видеоизображения и текстового материала. Интересен опыт использования мультимедиа – и видео – кейсов. Они ярки, образны, дают на практике создавать компетентностный подход, и в общем наполняют содержание дисциплины.

Изучив теоретические аспекты кейс – технологии: понятие, историю внедрения, виды необходимо обратить внимание на методическую специфику построения учебного процесса на уроках английского языка в основной школе с учетом внедрения кейс – технологии. Урок английского языка имеет особенную специфику, которую учитель английского языка не вправе не брать во внимание. На сегодняшний день важной целью овладения иностранным языком считается присоединение к иной культуре и участие в диалоге культур. Данная цель будет достигнута путем развития умения в межкультурном общении. Непосредственно преподавание, построенное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, применяя все нужные для этого задания и приемы оказывается характерной отличительной чертой урока иностранного языка. Иноязычное общение основывается на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку имеет деятельностный характер, так как речевое общение совершается при помощи «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач результативной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения стараются решить реальные и виртуальные задачи общей деятельности посредством иностранного языка. Деятельностная сущность коммуникативно – ориентированного обучения иностранному языку осуществляется в условиях гуманистического подхода к обучению. При данном подходе формируются положительная картина для активного и свободного формирования личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему : - ¾ обучающимся дается право свободного высказывания своих чувств и мыслей в процессе общения; - ¾ каждый обучающийся в процессе общения остается в центре внимания других; участники общения ощущают себя в безопасности от критики, преследования за наказания и ошибки. При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Гуманистический подход планирует обучение, центрированное на обучающихся. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие друг с другом обучающиеся, оказываются основой познавательной активности на уроке

Анализ языкового иноязычного образования осуществляется ежегодно по следующим направлениям:

1. Продукты образовательной деятельности школьников: − Результаты ГИА, результаты ЕГЭ, подведение итогов контрольных работ по результатам года. − Участие в школьных, городских и областных олимпиадах, научно – исследовательских проектах, праздниках на иностранных языках, открытые уроки в рамках школы и города.

2. Образовательные результаты: − Предоставление индивидуальной образовательной линии при изучении иностранных языков учащимися гимназии и изменение характера взаимоотношений между субъектами учебного процесса (уровневое обучение, выбор элективного курса

При разработке кейса для решения проблем, необходимо помнить следующее: - это креативная работа, но она требует дисциплины и строгого внимания нацеленности к выполнению сформулированной задачи; - кейс создается с конкретной целью, но его текст и неповторимость зависят от авторского почерка разработчика кейса; - кейс используется для определения умений обучающегося интерпретировать, анализировать, объединять, систематизировать учебный материал, критически мыслить, объективно оценивать полученную информацию

Для создания кейса преподавателю важно соблюдать структуру и последовательность типовых шагов:

− формулировка темы и вопроса исследования;

− поиск объекта исследования – конкретной ситуации;

− планирование кейс – исследования, сбор и анализ материала;

− поиск решения, обсуждение возможных путей для дальнейшего развития ситуации;

− описание и редактирование кейса;

− презентация кейса

Зная об особенностях организации образовательного процесса по английскому языку, изучив и определив структуру кейса необходимо продумать саму работу с кейсами в образовательной деятельности на уроке английского языка. Обычно выделяют пять этапов в ходе практической реализации кейса, но различные авторы определяют их по – разному. Например, Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М. предлагают организацию методической работы в ходе решения кейса проводиь по следующему алгоритму: 1) знакомство с ситуацией, ее особенностями; При изучении обучающихся с ситуацией, представленной в кейсе, прежде всего, необходимо: определить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных для решения важны; войти в ситуационный контекст кейса, найти, кто его основные действующие лица, выбрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении проблемы; отобрать метод исследования. 2) выявление главных проблем и факторов, которые могут реально повлиять на ситуацию; 3) индивидуальная или групповая работа обучающихся с материалами кейса; 4) работа в небольших группах (по 5-6 человек), чтобы договориться о видении ключевой проблемы и ее решений; 5) презентация и экспертиза результатов работы небольших групп на общем обсуждении (в рамках занятия). Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед студентами вопросов, включение их в беседу. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают студентам вместе с текстом кейса. Другой вариант технологии работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы :

1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. В последнем случае на ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (не более 20-25 мин). Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

3. Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного 37 специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время —до 5 мин. Советы преподавателю: - следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков ь(которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе); - необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения целесообразно фиксировать на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса: 1. Почему ситуация выглядит как дилемма? 2. Кто принимал решения в данной ситуации? 3. Какие варианты решения он имел? 4. Что ему надо было сделать? Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. На этом этапе важно: - не ограничивать время; - дать возможность выступить каждому; - заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса; - провести голосование «Чье решение было самым удачным?». Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

5. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность —5-10 мин. Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, следует привести информацию о том, как были решены проблемы в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов следует обосновать версию преподавателя, но одновременно необходимо акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения. Затем стоит выделить лучшие решения и расставить акценты поощрительного характера (рейтинг успеваемости, призы и т.д.) .

Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую.

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированно-комбинированный курс английского языка и информатики по теме "Обучение английскому языку методом проектов с использованием ИКТ"

Курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов, может изучаться как электив. Способствует углублению знаний и формированию практических навыков по предметам....

Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" для 9 класса курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова

Данная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего образования, примерной программы по ан...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Материал по английскому языку «Эффективные методы и приемы обучения английскому языку.»

На уроках иностранного языка  требуется быстрая смена видов речевой деятельности. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность...