Методическая разработка мастер - класса «НЕПРОСТОЕ В ПРОСТОМ» (РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКА)
методическая разработка

Слоева Галина Николаевна
Реджио-это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rp.docx18.26 КБ
PDF icon master_kl.redzhio.pdf1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день,уважаемые коллеги. Сегодня,в рамках своего мастер-класса,я хотела бы поговорить с вами о самом главном человеке в школе……о ребенке.

Слайд 1:  Свой мастер-класс я назвала «Непростое в простом» и обсуждать мы будем такое направление,как реджио-педагогика.

«В центре реджио-подхода стоит ребенок, не привычный нам пустой сосуд, который надо наполнить чем-то необыкновенным с нашей, взрослой, точки зрения, какой-то научной картиной мира и правильными вещами.  Мы относимся к ребенку, как к ларцу с сокровищами, которые надо явить миру. И взрослым надо создать такие условия, в которых эти сокровища явятся».

Теоретиком нового подхода стал итальянский педагог Лорис Малагуцци из маленького городка Реджио-Эмилия,опиравшийся на методику Льва Выготского. Лориса Малагуцци называют «провокатором» в области воспитания детей.  Слайд 2

У нас в России о реджио-подходе говорят и изучают примерно 10 лет. А впервые он возник и стал использоваться в детских садах Италии в 50-х гг. прошлого века.

Слайд 3:  Символом РП стала зебра. Осмелюсь предположить, из-за уникальности и индивидуальности её полос, а также неспособности к дрессировке.

У каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого – помочь детям использовать свои познавательные способности.  Слайд 4 (цитата)

Слайд 5 (вдохновл.мысль)

Слайд 6 (основная идея)

В чём же заключается инновационный подход Реджио?  Слайд 7 + Слайд 8(фото)

Нам кажется, что мы, взрослые знаем больше ребёнка.У нас есть огромный багаж знаний, который мы хотим передать,можно сказать, навязать. А Реджио- педагогика предполагает, что у каждого ребёнка есть свой «багаж», который он приобретает по-своему каждый.По- своему воспринимая и видя мир.Задача педагога помочь найти пути развития, не ограничивать, не запрещать. Часто родители и мы жалуемся – ребёнок сломал игрушку. Ах, как плохо он поступил! Нельзя ломать игрушки! А ребёнок, сломавший игрушку, всего лишь стремился познать новое, исследовать.Ему интересно, что там, внутри игрушки. Вмешиваться в этот процесс нельзя. Ограничивать тоже. Дети сами добывают себе знания.

Слайд 9  (реджио-концепция) + изучение нескольких иностр.языков и раннее обучение иностр.языку

Слайд 10 (основная цель и условия)

Реджио-педагогику называют педагогикой пространства. Это пространство должно быть комфортным и никак не ограничивать возможности ребёнка. Например, если дети рисуют, то это не обязательно лист бумаги на столе (младший возраст особенно не любят рисовать на ограниченном пространстве). Это могут быть различные вертикальные поверхности разной фактуры (обои, обои-раскраски, упаковочная бумага).

Давайте и мы сегодня порисуем  - Слайд 11 (шаблон)  Перед собой на столе вы видите раскраску красивейшего животного наших степей – сайгака. Какого он цвета,раскрасьте его.  Слайд 12 (степь + музыка)

Почему такого цвета?

Попробуйте задать ребёнку какой- то необычный, креативный вопрос.  Какого цвета ёжик? Дети отвечают – оранжевого, и много вариантов почему (на ежа нападали оранжевые листья, он облился краской, или у ежа, вдруг возникла аллергия на апельсины). Да, педагог соглашается и допускает все возможные фантазии, возникшие, вдруг, у детей. Ещё один пример из опыта. Вы видите на столе куски коры и дерева. В рамках работы над проектом «Деревья» мною был найден в лесу и принесён в группу кусок коры берёзы. Конечно несла я его в группу с целью, иметь образец коры берёзы, чтобы рассматривать его, чтобы обрести тактильные знания (у берёзы кора гладкая). Все мои ожидания рухнули, когда дети, увидев этот кусок коры, покрутив его в руках, вдруг, назвали его «лесным телефоном», по которому можно позвонить лесным зверушкам. Что мы и стали делать. Позвонили ёжику, узнали, что он делает весной в лесу, лисичке, медведю. Дети самостоятельно направили свою познавательную деятельность в то русло, в какое бы им хотелось в данный момент. Сама собой, спонтанно возникла мотивация, которую мне пришлось бы продумывать в другом образовательном случае.

На этих примерах мы можем проследить одно из основных правил Реджио: не «неправильно», а «по-другому». Это такая радость для детей – понимать,что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это- по-другому». Это не хорошо и не плохо – это просто по-другому. Это дает почву разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете.

Слайд 13,14  - Saigas in summer – Saigas in winter (проект)

Главные методы в РП: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми. В классах большое значение имеет работа в группах: детей учат прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию и вместе делать общее дело. При этом важен не результат,а процесс.

Слайд 15,16,17  (примеры проектов из УМК Forward Марии Валерьевны Вербицкой 4кл.)

Если мы говорим о развитии речи,то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета. Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, - мы говорим о своем личном отношении. («Idon`t like autumn…”)

Слайд 18  (идеи РП)

Слайд 19 (принципы РП)

Слайд 20 (фото)   Организация образовательной среды. Пространство ребёнка хорошо продуманно; разнообразные материалы расположены со смыслом и красиво. Царит естественный порядок, который ценят и поддерживают взрослые и дети. Где большое разнообразие различных материалов-настоящих и экологически чистых: материалы природного происхождения, приборы для изучения и обработки, множество различных конструкторов, деталей, бусин, пуговиц, краски, глина, бумага, холсты, мозаика.

Слайд 21 (документирование) + Слайд 22 (фото)

Слайд 23 (5 правил воспитания в РП)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик

Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...