Профессиональная направленность в обучении английскому языку в ГАПОУ АО "СТСИ"
статья по английскому языку
Профессионально ориентированный подход к обучению в организациях СПО предполагает развитие у обучающихся профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях. Отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения английскому языку в СПО является учет профессиональной специфики: терминологии, лексических и грамматических особенностей языка, формата учебных текстов, создание эффективной учебной среды, способствующей развитию познавательных способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на Круглом столе | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ГАПОУ АО «СТСИ»
Преподаватель английского языка
Струнина Юлия Анатольевна
Одним из важнейших направлений развития сферы образования в нашей стране является комплексное совершенствование системы среднего профессионального образования (СПО). Конечным результатом должно стать обеспечение возможности быстрого реагирования образовательных организаций на возникающие социально-экономические изменения, предоставление широких возможностей для различных категорий населения с целью приобретения необходимых профессиональных квалификаций, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с требованиями рынка труда и запросами обучающихся.
В рамках модернизации системы СПО предусмотрено внедрение на базе основного общего образования методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.
Профессионально ориентированный подход к обучению в организациях СПО предполагает развитие у обучающихся профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональная направленность обучения, нацелена на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении дисциплин, учитывающих особенности получаемой профессии или специальности.
Таким образом, необходимость реализации профессиональной составляющей при обучении обучающихся техникума в рамках общеобразовательной подготовки становится новым вызовом профессионального образования. Вместе с тем вопрос проектирования соответствующих методик остается открытым ввиду существующего разрыва между традиционным общеобразовательным обучением и профессиональной подготовкой.
Внедрение профессионально ориентированной составляющей в процесс обучения позволит преодолеть излишнюю его вербальность (когда учебный материал не связывается с имеющимся опытом и пониманием жизни), глубже понять выбранную профессию (специальность), актуализировать мотивацию к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения английскому языку в СПО является учет профессиональной специфики: терминологии, лексических и грамматических особенностей языка, формата учебных текстов, создание эффективной учебной среды, способствующей развитию познавательных способностей обучающихся. Главное то, что предметное содержание учебного курса по каждой профессии (специальности) должно отличаться.
Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется посредством речевой деятельности. Важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. С этой целью преподавателю необходимо произвести отбор лексического материала с учетом профессиональной специализации. Примеры заданий, направленных на формирование необходимых навыков работы со специализированной литературой, совершенствование базового словарного запаса, приобретение разговорных навыков по профессии повара (кондитера) представлены в таблице.
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку
в рамках специальности 43.01.09 Повар, кондитер
Предметное содержание учебного материала | Задания |
Роль английского языка | - перевести статью «Приготовление блюд с использованием технологии су-вид» на русский язык; -составить словарь профессиональных терминов повара (кондитера); - дать описание технологии приготовления блюда по тезисам на английском языке; |
Традиции питания | - просмотреть видео «Классические британские блюда», -прочитать и перевести текст; - ответить на вопросы (проверка понимания просмотренного – верно/неверно), - соотнести понятия с их изображениями; - принять участие в диалоге по изучаемой теме, - составить список терминов, освоенных в процессе работы с видео |
Здоровый образ жизни | - чтение и перевод текста «Культура питания как составляющая здорового образа жизни»; - принять участие в обсуждении его содержания; - прослушать текст и заполнить пропуски в нем (тренировка навыков аудирования); - найти информацию об альтернативных подходах к системе питания (вегетарианство и др.); составить краткие сообщения по аналогии с прочитанными описаниями систем питания |
Личностные характеристики специалиста | - перевести статью «Черты характера, которыми должен обладать настоящий повар» на русский язык; - принять участие в беседе по изучаемой теме; - выполнить грамматические задания (например, подбор антонимов – чертам характера, присущим повару (кондитеру)) |
Эффективными в вопросе обучения профессиональной лексике на уроках английского языка показали себя такие приемы работы, как составление ментальных карт, глоссариев, визуальных схем основных понятий профессии, соотнесение терминов с их определениями или изображениями, заполнение пропуска в тексте профессиональной лексемой, подбор синонимов и антонимов, поиск устойчивых словосочетаний, содержащих профессиональный термин, их перевод, прослушивание диалогов и монологов, в которых употребляется профессиональная лексика, их заучивание или составление собственных, перевод профессиональных текстов и т. п.
Одной из главных методических задач в отношении создания благоприятной среды для восприятия информации по иностранному языку у обучающихся техникума является формирование высокой мотивации. Опыт показывает, что использование интенсивных технологий обучения, таких как методы ускоренного обучения, активизации резервных способностей, погружения, экспресс-метод, эмоционально-смысловой метод, курс речевого поведения, позволит сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.
Необходимо отметить, что применение игрового метода обычно способствует усилению мотивации к изучению новой лексики у обучающихся техникума. Использование данного метода помогает в непринужденной обстановке осваивать «сухие» профессиональные термины. В качестве примера можно привести следующие игры: guess – один из обучающихся загадывает слово по изучаемой теме, а остальные пытаются его угадать; домино – на карточках игры указываются термины на английском и русском языках; bingo – вместо цифр используются профессиональные лексемы; tick tack boom – обучающиеся должны назвать термин по одной из лексических тем до звукового сигнала, имитирующего звук взрыва.
Одним из эффективных путей изучения профессионально-ориентированного иностранного языка является технология моделирования коммуникативных ситуаций.
По мнению создателя технологии моделирования коммуникативных ситуаций (глобального подражания) Франсис Дебизера процесс «моделирования» (симуляции) в обучении иностранному языку представляет собой подражательное, выдуманное и разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованных вокруг проблемной ситуации: изучение какого-либо случая, разрешение проблемы, принятие решения и т. д. «Моделирование» (simulation) представляет собой речевую деятельность, осуществляемую в ситуациях, максимально приближенных к реальным и стимулируемая коммуникативной проблемой, требующей личностного отношения обучающегося к данной проблеме.
На данном этапе большое значение отводится аудиторной самостоятельной работе обучающихся. Обучающиеся выполняют следующие виды самостоятельной работы: лексико-грамматические упражнения, работают с аудио и видеоматериалами, составляют глоссарий, кластеры по текстовым материалам, изучают дополнительную информацию в интернете по теме с подбором фотографий, иллюстраций и т.д.
Например, на занятиях по профессии Повар- кондитер моделировали ситуацию приготовления фруктового или овощного салатов, а также подачу. При этом обучающиеся воспроизводили рецепт и устно, называя каждое действие последовательно на английском языке и конечно в реалии. Затем дегустировали и высказывали свое мнение по поводу вкусовых качеств.
Недавно мною был проведен открытый урок по теме «Путешествие» с группой обучающихся по профессии «Парикмахер», где на этапе подготовка к путешествию девушки участвовали в демонстрации диалогов между мастером и клиентом. Была проведена предварительная подготовка к диалогам. Девушки вели беседу с клиентом, начиная от его пожеланий, весь процесс выполнения работы и до профессиональных рекомендаций мастера по уходу.
Развитие профессиональных коммуникативных способностей − это основная, целенаправленная, но очень нелегкая задача, стоящая перед любым преподавателем, который обучает профессионально-ориентированному иностранному языку. Для решения этой комплексной проблеме, необходимо, с одной стороны, освоить новейшие методики и направления в учебе, а также не игнорировать и отказываться от всех старых, проверенных временем методик.
Для развития личностных качеств, способствующих готовности обучаемых к выполнению будущей профессиональной деятельности, должен быть организован соответствующий учебно-воспитательный процесс, отвечающий требованиям развития педагогической науки. Надо также отметить, что владение английским языком может расширить возможности обучающихся в трудоустройстве и карьерном росте. И отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности обучающихся.
Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности актуализирует необходимость повышения квалификации педагогов системы среднего профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная направленность в изучении английского языка в СПО
Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. Основной из целей обучения английскому языку студентов СПО явля...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе научно-познавательной направленности по обучению английскому языку в кружке «Английский язык для малышей»
Программа рассчитана для детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст). Срок реализации программы 1 год....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе научно-познавательной направленности по обучению английскому языку в кружке «Английский язык для малышей»
Программа рассчитана для детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Срок реализации программы 1 год....
Отчет по теме самообразования «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
Мой отчет по теме самообразования...
Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку
laquo;Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку» ...
Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Аннотация В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...
«Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
Актуальность проблемы Существует мнение, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой к...