«Обучение стратегиям чтения на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Зязева Ирина Валерьевна

«Обучение стратегиям чтения на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение стратегиям чтения»

Современным детям необходима постоянная внешняя мотивация, им трудно понимать текст, они с трудом связывают короткие предложения, в результате они не понимают текст.Наши дети хорошо разбираются в современных гаджетах и цифровых технологиях, умеют работать с информацией, обладают клиповым мышлением, предпочитают увидеть, а не прочитать, не мотивированы запоминать  материал, повторяя его многократно, успешнее воспринимают знания, имеющие практическую направленность, обладают неустойчивым вниманием.Линейное чтение, т.е художественная литература это не про нас. Прочитать текст от начала до конца- большая проблема для современного ребенка. Его это гиперссылки, маленькие кусочки информации.

В ФГОС среди познавательных УУД есть смысловое чтение, где от учащихся требуется найти в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный  смысл текста, структурировать его, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста, интерпретировать текст разного жанра.Таким образом смысловое (продуктивное чтение) –вид чтения, которое  нацелено  на понимание читающим смыслового содержания текста.

 Наша задача в школе сделать так , чтобы всем ученикам стали понятны  и стали возможны выполнение заданий в системе смыслового чтения.Мы должны научить осмыслению цели чтения, выбору вида чтения  в зависимости от цели , извлечению необходимой информации из прочитанного текста , определению основной и второстепенной информации в тексте, формулированию проблемы и главной идеи текста. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:

 в личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

 в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;

Как же нам все это делать?

Существуют стратегии смыслового чтения .

Это стратегии предтекстового чтения, стратегии текстовой деятельности и стратегии посттекстовой деятельности.

У каждой из этих стратегий есть свои цели.

Стратегия предтекстовойэто постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Целью стратегии текстовой деятельности  является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого,ее подтверждение/ отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время     чтения о том что и как  я читаю и хорошо ли понимаю прочитанное

Целью стратегии посттекстовой деятельности является применение и использование материала в различных ситуациях, включение его в другую более масштабную деятельность.

Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Мы сейчас говорим не о предметных, а о метапредметныхрезультатах.

.В предметной программе по иностранному языку так расписаны умения смыслового чтения.  Это умение определять тему, прогнозировать содержания текста по заголовку/ ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты,опускать второстепенные , устанавливать логическую последовательность основных фактов

 В учебнике Spotlight(возьмем 7 класс) мы сразу же видим многообразие жанров (статьи, открытки, отрывки из художественных произведений,, поэтические отрывки , маленькие новостные заметки и т.д). Дети должны уметь продуктивно читать любой жанр текста. И сейчас мы рассмотрим способы действия.

.

Стратегии предтекстовой деятельности

 представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание  «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Сказанное можно представить в виде рисунка:

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивациик чтению.

К наиболее распространённым стратегиям относятся:  «Мозговой штурм»,  «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения содержания текста»,   «Вопросы для припоминания»  «Рассечение вопроса»,  «Предваряющие вопросы» , «Иллюстрации содержания»

Мозговой штурм

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

C:\Users\Дом\Desktop\depositphotos_115216674-stock-illustration-circle-with-arrows-coming-out.jpg

Глоссарий

Цель стратегии -актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Ход работы:

1. Мы будем читать информационный текст. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом: …

 2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Ориентиры предвосхищению.

Целью этой стратегии является актуализация предшествующих  знаний и опыта ,имеющих  отношение к теме текста.

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Ходработы:

1. Прочитайте сужденияи отметьте те, с которыми вы согласны(V).

2. Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (после текстовая стратегия).

 Батарея вопросов

Припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с помощью вышеназванных стратегий. Также может быть использована стратегия, называемая Батарея вопросов. Предложим такие вопросы для рассматриваемого текста:

Рассечение вопроса

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Ход работы:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы.

О чём, как выдумаете, пойдёт речь в тексте?

Предполагаемый ответ

Предваряющие вопросы

Цель этой стратегии -актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Ход работы:

1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

. Стратегии текстовой деятельности

1. • Чтение в кружок (попеременное чтение),.

2. •Чтение про себя с вопросами .

3.  Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабо читающими),.

4. Чтение про себя с пометками .

Их целью является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов.

Существует ряд классификаций вопросов. В данной ситуации имеет смысл вспомнить об информационных закрытых вопросах, которые начинаются с вопросительных слов: кто? что? где? когда? каким образом? сколько? как? и требуют точного ответа из текста.

Чтение про себя с вопросами

Для чтения про себя с вопросами также можно использовать данный текст.

Цель стратегии -научить читать текст вдумчиво, задавая  самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Чтение с остановками

Это -эффективная стратегия, которая применяется при чтении  различных типов текстов. Её цель -управление процессом осмысления  текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка  текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль  общего понимания прочитанного  отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста. Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее всего, вопросы к тексту будут «Открытыми» , требующие рассуждения , формулировки своей точки зрения: почему? зачем? каким образом?

Чтение про себя с пометками.

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Например, такие:

+ Понял

- Не понял

? Надо обсудить

++ соответствует тому, что знаю;

- - противоречит тому, что я знаю;

?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по

этому вопросу.

Характер пометок определяется целями чтения. В первом случаеэто - проверка понимания текста, во втором - выяснение мнениячитателя относительно текста, в третьем - его критическое осмысление.

Количество пометок на полях будет различным: иногда достаточноодной или двух. В случае выявления разных мнений пометокстановится больше. Эта стратегия может предваряться одной из стратегий предтекстовойдеятельности и завершаться стратегией послетекстовой деятельности

 Стратегии послетекстовой деятельности

1. Отношения между вопросом и ответом,.

2. Вопросы после текста,

3. Тайм-аут,.

4. Проверочный лист.

 Отношения между вопросом и ответом•

Одна из самых эффективных послетекстовых стратегий. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял - не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Цель стратегии - обучение пониманию текста..

Вопросы после текста «Таксономия В. Блюма»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономиявопросов» , предполагает баланс между группами вопросов к:- фактической ( фактуальной) информации текста, изложеннойвербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределамитекста и имеющей отношение к её использованию.

К этим трём группам вопросов сегодня добавляют четвёртую -группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическиманализом текста. Очевидно, что такая система вопросов можетбыть полностью применена к художественному тексту, поскольку внём содержите.яподтекстова.я информация.

«Тайм-аут»

Целью этой стратегии .являете.я самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Ход работы:

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й параграф текста. Дальше работайте в парах.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В неё заложены условия качественноговыполнения любого задания. «Проверочный лист»составляетсяпедагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания иготовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегияосвоена. «Проверочный лист» составляется совместно педагогом иобучающимися. Покажем применение этой стратегии на примере задания,

связанного с чтением и пересказом содержания текста.

Проверочный лист  «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли ·гекста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные

мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами)

при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

Литература

ФГОС ООО

О.Е. Подоляко «Развитие умений смыслового чтения»

Н.Н. Сметанникова «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать ФГОС Москва БАЛЛАСС 2011 УДК 372.016:821.161.1 ББК 74.268.0  С 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языкав условиях реализации ФГОС"...

Использование принципа наглядности и игрового метода в обучении правилам чтения на уроке английского языка

в статье описываются некоторые игровые методы обучения правилам чтения английского языка в начальной школе...

Обучение изучающему чтению на уроках английского языка в старших классах.

В этой статье Вы можете найти основные этапы обучения изучающему чтению в старших классах....

Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка

Буклет "Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка" содержит  стратегию, этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения, прием...

Стратегии обучения чтению на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

Данная статья рассматривает стратегии обучения просмотровому, поисковому и изучающему чтению, предлагает упражнения для развития указанных навыков....

"Обучение смысловому чтению на уроках английского языка".

В данной презентации раскрывается понятие смыслового чтения, некоторые приёмы смыслового чтения....

Стратегии обучения чтению на уроках английского языка в соответствии с новыми стандартами образования

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В соответствии с новыми образовательным...