Использование информационно-коммуникативных технологий в системе внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по английскому языку

Ботева Елена Грациановна

Работа для семинара «Азбука педагогического мастерства».

Тема "Праздники и традиции Великобритании и Америки. Страноведение". Использование ИКТ на внкурочной деятельности в школе.

Учитель – Ботева Елена Грациановна, первая квалификационная категория.

Образовательное учреждение - ГБОУ СОШ №62 Выборгского района Санкт-Петербурга.

 

 

Стоит уточнить, что мы понимаем под ИКТ.

Информационно-коммуникационная технология — это информационная технология работы в сети, позволяющая людям общаться, оперативно получать информацию и обмениваться ею. Компьютерные сети позволяют объединить информационные ресурсы, находящиеся на разных компьютерах, независимо от разделяющего их расстояния.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Надо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения и даёт возможность избежать субъективности оценки (например, при тестировании). Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №62

Выборгского района Санкт-Петербурга

Работа для семинара «Азбука педагогического мастерства».

Тема "Праздники и традиции Великобритании и Америки. Страноведение". Использование ИКТ на внкурочной деятельности в школе.

Учитель – Ботева Елена Грациановна, первая квалификационная категория.

Образовательное учреждение - ГБОУ СОШ №62 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Стоит уточнить, что мы понимаем под ИКТ.

Информационно-коммуникационная технология — это информационная технология работы в сети, позволяющая людям общаться, оперативно получать информацию и обмениваться ею. Компьютерные сети позволяют объединить информационные ресурсы, находящиеся на разных компьютерах, независимо от разделяющего их расстояния.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Надо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения и даёт возможность избежать субъективности оценки (например, при тестировании). Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

        В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). В школьной практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства, такие как компьютеры, планшеты, ноутбуки, мобильные телефоны с выходом в сеть Интернет, другие мультимедийные устройства, а так же  аудио, кино и видео.

 http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25_fig1.jpg

      Современная образовательная идея, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие учащемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

      К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора
  2. электронные энциклопедии и справочники
  3. тренажеры и программы тестирования
  4. образовательные ресурсы Интернета
  5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями
  6. видео и аудиотехника
  7. мультимедийные презентации
  8. научно-исследовательские работы и проекты.

Перечислим возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

- для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

-для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах;  Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

- для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

-для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

-для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

-для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

             Данные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и  для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

            Современные образовательные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

         Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал. Но нельзя забывать про цель использования того или иного средства ИКТ.

Первый принцип, которым необходимо руководствоваться при использовании данных технологий, это его необходимость и целесообразность. ИКТ стоит использовать:

-для изучения нового материала, предъявления новой информации;

-для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

-для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

-для обобщения, систематизации знаний;

-для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний по теме;

-для коррекции и учета знаний учащихся.

Применение ИКТ на внеурочных занятиях  приводит к целому ряду положительных результатов:

-создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по различным темам;

-повышение качества обучения;

-повышение  учебной мотивации;

-дает возможность рационально распределять время занятия; 

-помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

-наполняет  уроки новым содержанием;

-развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся;

-формирует элементы информационной культуры и информационной компетентности;

-прививает навыки работы с компьютерными программами;

-поддерживает самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Практика показывает, что учащиеся сегодня готовы к урокам с использованием информационно-коммуникационных технологий.  Им уже известны такие программы, как   MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point, они активно используют  ресурсы  Интернета, знакомы с  компьютерным тестированием. Большинство  учащихся имеет как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, мы можем использовать их знания и  умения для своих образовательных целей.

Название внеурочного курса «Страноведения Великобритании и Соединённых штатов Америки».

Цели:

 -развитие познавательного интереса учащихся

 -развитие  коммуникативной компетенции учащихся

 -подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных     представлений о мире

 -знакомство с традициями и культурой англоговорящих стран: Америки и  Великобритании

-развитие творческих способностей учащихся, дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания

-воспитание у учащихся толерантного отношения к культуре и традициям других народов

Задачи:

- познакомить учащихся с географическим положением США и Великобритании, рассказать о символах, флаге, достопримечательностях.

- приобщить учащихся к традициям празднования праздников, характерных для этих двух стран

- создать у учащихся стойкий интерес к изучению английского языка

В том числе:

Обучающие:

  • знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
  • изучение новой лексики (по каждой теме 15-20 новых слов)
  • введение грамматического материала;
  • расширение и закрепление накопленного запаса слов;
  • активное использование полученных знаний на практике.

Развивающие:

  • совершенствование навыков разговорной речи;
  • формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.

Воспитывающие:

  • воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
  • способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.

Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьников, так как внеурочные занятия предполагают вторую половину учебного дня. Различные творческие задания способствуют  развитию воображения и помогают лучше усвоить материал на занятии. Учащимся приходится собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать творческие работы. Таким образом, занятия проводятся с использованием  информационно-коммуникативной технологии. Данная технология помогает развивать личность ребенка и его коммуникативные навыки.

Планирование (34 часа):

  1. Вводный урок. Знакомство- 1 час
  2. Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии -3 часа
  3. Соединенные Штаты Америки -3 часа
  4. День Колумба-2 часа
  5. Хэллоуин -2 часа
  6. Ночь Гая Фокса -2 часа
  7. День Благодарения -2 часа
  8. Рождество -2 часа
  9. Ночь Бёрнса-2 часа
  10. День Святого Валентина -2 часа
  11. День Святого Патрика -2 часа
  12.  Пасха -2 часа
  13. День Дурака-2 часа
  14. День Земли-2 часа
  15. День независимости-2 часа
  16. День рождения-2 часа
  17. Итоговый урок -1час

Примеры ИКТ-технологий, используемых на внеурочных занятиях:

  1. Виртуальные экскурсии по музеям:

http://www.whitehousemuseum.org/

https://artsandculture.google.com/partner/the-white-house

https://artsandculture.google.com/streetview/metropolitan-museum-of-art/KAFHmsOTE-4Xyw?sv_lng=-73.962976&sv_lat=40.7804036&sv_h=250.18361614462677&sv_p=-10.663806580142904&sv_pid=7b9cZPmwZkJiRZhMF4JTgg&sv_z=0.1215470093230605

https://naturalhistory.si.edu/visit/virtual-tour

https://artsandculture.google.com/partner/natural-history-museum

https://artsandculture.google.com/streetview/_/TwED7nyNxm_hxg?sv_lng=-1.826051449423318&sv_lat=51.17896575151737&sv_h=154.06296021507904&sv_p=-6.827568979716943&sv_pid=PyKwwSmjpNQ__1bFx6SHjg&sv_z=0.9999999999999997 (Stonehenge)

https://artsandculture.google.com/u/0/streetview/british-museum/AwEp68JO4NECkQ?sv_h=12.417637465407132&sv_p=-32.286546867306974&sv_pid=r9SkDzQ044o0QjKH9gQtGg&sv_lid=3582009757710443819&sv_lng=-0.1262626342020212&sv_lat=51.51907979270234&sv_z=1.0000000000000002

  1. Работа с гугл документом (в парах, группах, индивидуальная)
  2. Презентации разного вида
  3. Видеофильмы, мультфильмы с заданиями для обсуждения
  4. Аудиосопровождение (песни с пропусками)
  5. Интерактивная гугл-карта по центру Лондона/Вашингтона с метками
  6. Сайт для запоминания лексики по темам https://quizlet.com/ru
  7. Создание раскрасок в программе Paint PowerPoint
  8. Электронные учебники и пособия ( Беляева. Страноведение Великобритании, Голицынский. Страноведение Америки.)
  9. On-line переводчики (www.translate.ru , https://translate.google.com и др.)

Сайты в сети Internet ( http://countrystudying.narod.ru/, https://nsportal.ru/, https://vk.com/teacherswitcher и др.)

  1. Интернет олимпиады и конкурсы (https://juniorjack.ru/, издательство «Просвещение»,  http://metaschool.ru, http://foxford.ru идр.)

      13. Создание кроссвордов в программе Microsoft PowerPoint

(https://www.helpteaching.com/free-math-worksheet-game-generators.htm?do=wordpuzzle ,

https://busyteacher.org/tilepuzzle/ и др.)

14. Группа в VK, ведение блога в Instagram,

15. Создание электронной книги в формате PDF (оцифровывание материалов)

16. Создание библиотеки страноведческих ресурсов

      17. Проектная деятельность  (Творческие работы учащихся после каждого урока, посвященного реализации проекта представляют следующее:

  1. Карта Великобритании. Сообщение о достопримечательности, презентация, открытка.
  2. Карта США. Сообщение о достопримечательности, презентация, открытка
  3. Создание маски и открытки на Хэллоуин. Сообщение о празднике.
  4. Сообщение о празднике Ночь Гая Фокса.
  5. Создание «венка» или «индейки» с ладошками-благодарностями.
  6. Создание стилизованного списка с лексикой посвященной Рождеству, открытки.
  7. Создание валентинок - сердечек с текстом, открытка, оформление гигантской раскраски.
  8. Сообщение о празднике День Святого Патрика.
  9. Создание корзинки с пасхальными яйцами, оформление гигантской раскраски.
  10. Создание мини-плаката Символы Великобритании и США.)

Источники:

  1. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 26.09.2020).
  2. Электронные ресурсы:

https://vk.com/teacherswitcher

https://vk.com/english.stepbystep

https://vk.com/eng007

https://vk.com/languagestuff

https://vk.com/learnenglish

http://english4kids.ru/

www.youtube.com

www.macmillan.ru

www.cartoons-english.ru

www.freekidsmusic.com

www.school-box.ru

www.cambridgeenglish.org

www.wikipedia.org

www.englishhobby.ru

www.bp.blogspot.com

www.pedsovet.su

www.halloweengames101.com

  1. журналы Англия
  2. учебник More!1
  3. учебник This is Britain Level 1.2
  4. учебник Friends,3 Lis Kilbey, Carol Skinner/ Pearson, 2003
  5. учебник New Millennium English,6 Н.Н. Деревянко, изд-во Титул,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках немецкого языка как средство активизации деятельности обучающихся"

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в изучении немецкого языка способствует развитию активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной ...

Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения химии

В докладе рассматривают вопросы эколого - химического обучения, приведены примеры заданий с экологическим содержанием на уроках и во внеурочной деятельности...

Проект педагогического эксперимента "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках проектной деятельности"

Увлеченный новыми техноологиями, мудрый учитель использует только её открытия, которые помогут раскрыть, развивать и реализовать способности ребенка....

Профилактика подростковой наркомании с использованием информационно-коммуникативных технологий в деятельности социального работника

Одним из инновационных методов инновационных методов  предупреждения  наркотизации   в  образовательных учреждениях  является использование информационно-коммуникативных техно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий

                 Условия возникновения опыта       Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...

Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся

В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...