Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ"
статья по английскому языку

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Определяя характеристики учащихся старших классов средней общеобразовательной школы, надо подчеркнуть, что обучение школьников иностранному языку на всех его этапах связано с довольно высокой интенсивностью их учебного труда. Это объясняется тем, что для освоения программы по изучению иностранного языка учащиеся должны обрести ряд важных компетенций, содержащих в себе соответствующие умения и навыки.

Надо отметить, что обучение иностранному языку начинается очень рано и охватывает практически все периоды развития, начиная от раннего детства, и заканчивая периодом, относящимся к ранней юности, то есть периодом обучения в старшей школе. Поэтому было бы неправильным игнорировать детско-подростковый период обучения иностранному языку, акцентируя внимание исключительно на старшей школе.

Опираясь на работы отечественных ученых педагогов и психологов Л.И. Божович, З.И. Васильевой, Л.С. Выготского, Т.В. Драгунова, Н.В. Калинина, Д.С. Кулагина, Н.С. Лейтеса, М.И. Лукьянова, А.Г. Маклакова, М.М. Решетникова, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Д.И. Фельдштейна, Б.Д. С.В. Чермянина, Эльконина. следует подчеркнуть значимость всех этапов школьного обучения в контексте онтогенетического развития личности. Л.С. Выготский утверждал, что при развитии мотивационно-волевой сферы личности осуществляются два последовательных процесса. На начальных этапах становления личности доминирует интерпсихический процесс, когда мотивы поведения обусловлены внешними детерминантами. На более поздних этапах становления личности доминирующим становится интрапсихический процесс. По мнению Выготского, это свидетельствует о сформированной ценностно-смысловой сферы, оказывающей определяющее влияние на целевые функционалы мотивационно-волевой сферы личности.

Л.И. Божович подчеркивала, что воля развивается в онтогенезе и проходит сложный путь становления. Она полагала, что истинно волевое поведение определяется уровнем целей, когда требования разума и совести предпочтительнее иных привлекательных потребностей. Поэтому воспитание воли и воспитание нравственности, по мнению Божович, представляют собой две стороны одного и того же процесса. Опираясь на возрастную периодизацию, заданную Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович описала волевую регуляцию на каждом возрастном этапе. Подростки старшего обладают более развитой способностью к прогнозированию своего поведения, более зрелой жизненной позицией. Поэтому общими задачами воспитания в этот период являются помошь в преодолении трудностей, связанных с не до конца развитой саморегуляцией, а также формирование высших форм поведения, развития тех качеств личности, которые его обеспечивают.

Е.О Смирнова указывает на то, что учебная деятельность подростка связана с волевым компонентом его деятельности, направленной на преодоление препятствий, сложностей, которые объективно возникают при изучении в особенности инностранных языков. И как подтверждение тому уместно сослаться на С.Л Рубинштейна. Он полагал, что развитие и обучение определяются как звенья единого процесса, в котором развитие личностных качеств осуществляется параллельно с учебной деятельностью и необходимостью прилагать волевые усилия.

Давая психолого-педагогическую характеристику учащихся старших классов средней общеобразовательной школы надо отметить, что данный период обучения соответствует 16 – 17-ти летнему возрасту учащихся. Это период перехода от ранней юности к юности.

Как утверждают ученые Г.С. Абрамов, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Г.И. Щукина и др., возрастные особенности старшеклассников начинают складываться уже в 8-м классе. Происходит заметное изменение в памяти учащихся в их отношении к учебе. Особенно это касается отдельных школьных предметов, которые школьники вполне осознанно связывают с профессиональными и даже жизненными перспективами.

Так в ходе исследований (Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова) было выявлено повышение интереса старшеклассников к изучению иностранного языка. Если у учащихся 8-х классов наблюдался некоторый спад интереса к иностранному языку, то у учащихся 9 – 11-х классов напротив интерес заметно возрастал. Старшеклассники относятся к его изучению с большей ответственностью, при этом некоторые из них считают изучение иностранного языка весьма увлекательным занятием. По мнению ученых, методы и приемы, которые давали заметные результаты в среднем звене школы, для учащихся старших классов становятся менее эффективными. Старшеклассники неохотно выполняют задания, основанные на репродуктивных приемах обучения. Им не интересно подражание и механические задания. Им важно осознание цели изучения и понимание поставленной задачи. Поэтому они отдают предпочтение не механическому заучиванию, а содержательным текстам, в которых раскрывается некая проблема, связанная с одной и или несколькими сторонами объективной реальности. Значительно возрастает интерес старшеклассников, в сравнении с учащимися среднего звена, к самостоятельной работе. Особенно это касается тех школьников, которые выделяют изучение иностранного языка с точки зрения профессиональных приоритетов.

Подтверждая тезис о преемственности всех этапов и стадий обучения иностранному языку в период школьного образования, следует особо подчеркнуть что достижения учащихся старшей школы в овладении иностранным языком не могут не опираться на те достижения, которые ими были преобретены в младшем и среднем звене. Так, с точки зрения Н.Е. Кузавлевой, учащиеся старших классов должны в полном объеме владеть структурой учебной деятельности, которая основана на выработанных умениях и навызках учебных действий. У старшеклассников должна быть сформирована не только способность к рефлексии во всех ее составляющих компонентах относительно своей учебной работы, но и способность к самооценке своих собственных способностей и возможностей использовать знание языка как активного средства коммуникации. В этой связи особую роль играет формирование личности учащегося как активного субъекта собственной деятельности (Г.И. Божович) по овладению иностранным языком. Поэтому можно утверждать, что высшим уровнем сформированности старшеклассника как субъекта деятельности (Г.И. Щукина) является его умение не только использовать общественно выбранный опыт, но и постепенно осуществлять попытки сознательного преобразования этого опыта в осознанную, целенаправленную деятельность.

Однако следует заметить, что развитие познавательных функций у старшеклассников, а также их интеллектуальных способностей претерпевают не столько количественные, сколько качественные изменения. Несмотря на то, что юношеском возрасте одновременно уживаются детскость и активное взросление (И.Л. Бим), последнее находит выражение в интенсивном становлении личности, в росте ее самоосознания и самоопределения.

По итогам наблюдения во время педагогической практики можно утверждать, что у учащихся старших классов отчетливо выражены определенные принципы поведения, осознание своего собственного «Я», а также система ценностных ориентаций. Интересы вполне отчетливы и дифференцированы, что в свою очередь накладывает отпечаток на отношение к учебным предметам, которое становится все более избирательным.

В юношеском возрасте достаточно ярко проявляется стремление к самовыражению, которое может выражаться в учебной деятельности. Целью самовыражения является самоидентификация в социальной среде – быть узнаваемым в деятельности и через деятельность. Самовыражение коррелирует с самоутверждением – занятием определенной социальной позиции в структуре межличностных отношений. Этим объясняются попытки старшеклассников защищать свою точку зрения, отстаивать собственные убеждения, то есть речь идет о возрастающей коммуникативной направленности личности, что может быть успешно использовано учителем при обучении старшеклассников иностранному языку. Поэтому одной из задач, которая стоит перед учителем, по мнению И.Л. Бима, является создание благоприятного психологического климата для общения, например, на основе профориентации. Отсюда важен правильный отбор такого учебного материала, который вызовет стимулирующий обмен мнениями, побуждающий к размышлению и самостоятельному выбору.

Применяя информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку в старшей школе важно учитывать, что учащимся 10 – 11-х классов свойственно произвольное запоминание. Оно оказывается эффективным в том случае, если индивид осознает, зачем следует запоминать соответствующий учебный материал. Запоминанию учебного материала способствует правильно подобранное содержание материала, которое может вызвать у учащегося особый интерес, подкрепляемый его эмоционально-ценностной оценкой. То есть главный акцент делается на интенсивную мыслительную работу, охарактеризованную мотивационно-волевым компонентом познавательной деятельности.

Учитывая то, что в сравнении с подростковым периодом развития у юношества в большей степени развит самоанализ, вызывающий самооценку, целесообразно выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся возникала устойчивая мотивация на устранение недочетов в их учебной работе, пробелов в образовании с помощью соответствующих индивидуальных заданий. И тем не менее такая работа еще более актуализируется, если она сочетается с парной и групповой формами учебной работы на основе использования информационно-коммуникационных технологий в обучении. При таких формах организации учебного процесса учитель выполняет роль тьютора, организатора, режиссера и сценариста. Перед группой ставится общая задача, для решения которой каждый участник выполняет свою часть работы. Это может быть использовано в том числе и во время внеурочной работы, например, для организации онлайн-конференций, дискуссий, обсуждении мировых событий и т.п.

Таким образом, стойкий познавательный интерес, идущий от осознания потребности человека в качественном образовании, подкрепленный увлеченностью, чрезвычайной личностно значимой, эмоционально-насыщенной учебно-познавательной деятельностью, является главным условием успешного освоения старшеклассниками иностранного языка.

К.Б. Есипович отмечает, что, если этот интерес есть у учащегося, то он учится не ради оценок и похвал, а потому, что он увлечен учебой, он стремится к совершенствованию своей личности. Но глубокий интерес возникает не сразу. Он развивается постепенно, под влиянием множественных факторов, которые характеризуют собой взаимопроникновение таких детерминантов как образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. В них опосредуются как кратковременные средства воздействия, побуждения, облегчения усвоения учащимся учебного материала (дидактические приемы), так и долговременные методы, направленные на развитие и становление творческих потенциалов личности учащегося в его учетном разностороннем труде.

Из этого следует, что при организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий в качестве главной и определяющей цели выступает воспитание творческой личности ученика с яркой индивидуальностью и развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями. И только в этом случае применение информационно-коммуникационных технологий обучения иностранному языку, в том числе применительно к старшей школе, даст наиболее весомый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс для подготовки учащихся старшей школы к ЕГЭ.

Дистанционный курс для  самостоятельной подготовки учащихся 9, 11 классов к госдарственной (итоговой) аттестации.   ЗанЗанятие содержит лекционные материалы для самостоятельного изучени...

Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В.

Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В....

Эко-КВН для учащихся старшей школы.

ЭКО-КВН разработка внеклассного мероприятия по экологии для учащихся старших классов. Мероприятие направлено на привлечение внимания к экологическим проблемам и путям их решения....

Элективный курс по английскому языку для учащихся старшей школы “Бизнес и коммерция”

Элективный курс “Бизнес и коммерция” предназначен для учащихся старшей школы и нацелен на ознакомление с корпоративной культурой и этикой делового общения, а также в определенной степени прививает нав...

разработки проблеммных классных часов для учащихся старшей школы

классные часы разработаны с позиций системно-деятельностого подхода и  на основе программы нравственно-этического воспитания...

разработки проблеммных классных часов для учащихся старшей школы

классные часы разработаны с позиций системно-деятельностого подхода и  на основе программы нравственно-этического воспитания...

Методика составления характеристики учащегося основной школы на ПМПК

Уважаемые коллеги! Как правило, у  каждого учителя периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно предс...